ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 346
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Сценарий урока 28
Изложение проводится по тексту упражнения 119.
1. Первичное чтение текста.
– Озаглавьте текст. Обоснуйте свой выбор.
– На сколько частей можно его разбить? Озаглавьте каждую часть.
2. Повторное чтение текста.
– Выделите в каждой части основные факты и действия.
– Что заинтересовало В. И. Даля в речи ямщика?
(Класс вместе с учителем выясняет значение слов мичман, наст, понукать, кнутовище.)
3. Заключительное чтение.
4. Самостоятельная работа учеников (написание изложения).
Уроки 30–31. ИСКОННО РУССКИЕ И ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА (с. 67–71)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об исконно русских и заимствованных словах; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: карточки, книга Л. Успенского, иллюстрации по теме |
Организационная структура уроков
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | – Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка. – Сколько иностранных языков вы знаете, хотя бы чуть-чуть? А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот. – Кто такие полиглоты? (Если учащиеся затрудняются, можно обратиться к словарю.) – Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу Л. Успенский: «Слова, называющие наши любимые горячие напитки, – все знатные иностранцы. Говоря «кофе», например, вы произносите арабское слово. Когда-то оно было именем области Кафа в Эфиопии, родины кофейного дерева. Арабы сделали из этого свое кахва, или кава. Завезенное в Европу арабское слово превратилось в Англии в каффи, у французов – в кафэ, в Германии – в каффе, в Нидерландах – в коффие. Из Голландии оно прибыло к нам. Наши прадеды превратили его в кофей, подогнав его к уже привычному для них слову чай: чайку-кофейку попить». – Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков? (Потому что многие слова пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение.) – Еще один способ пополнения лексического состава нашего языка – заимствованные слова. – Запишите тему урока: «Исконно русские и заимствованные слова» | Принимают и сохраняют учебные задачи. Отвечают на вопросы. Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Умеют внимательно слушать. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
II. Работа по теме урока. 1. Выполнение упражнения 121. | – По типу одежды определите, к какой нации относятся люди, изображенные на рисунке. – Как вы думаете, о чем они разговаривают? – Из каких языков заимствованы данные слова? | Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Владеют навыками работы со справочной литературой |
2. Игра «Кто вперед?» | – Найдите слова, изображенные на рисунке, в толковом словаре в конце учебника и ответьте на вопрос: как в словаре обозначается происхождение слова? (Указывается в скобках, после примера.) Пока учащиеся ищут ответ в словаре, учитель некоторым ученикам дает карточки. (См. Ресурсный материал.) – А как отличить русское слово от заимствованного, если под рукой нет словаря? Есть несколько признаков, о которых нам сейчас расскажут ребята, работавшие с карточками, а вы запишите эти признаки в тетрадь. – Напишите после каждого пункта 2–3 своих примера | Выполняют задания. Выполняют задания. Признаки заимствованных слов: 1) не изменяются; 2) имеют начинаются с а, ф, ц, э; 3) имеют сочетания шт, хт, кс, мп. Выполняют задание | |
3. Игра «Четвёртый лишний» | – Найдите и запишите в тетрадь «четвёртый лишний», проанализировав слова с точки зрения происхождения: а) белка, береза, фауна, осень; б) телевизор, телеграф, телефон, приемник; в) автомобиль, локомобиль, локомотив, паровоз | Выполняют задание | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
4. Выполнение упражнения 125 | Предлагает выполнить упражнение. Задание 1 – 1-й ряд; задание 2 – 2-й ряд; задание 3 – 3-й ряд | Выполняют задания упражнения 125 | Осуществляют контроль и оценку |
5. Выполнение упражнения 126 | Предлагает записать текст под диктовку | Выполняют задание, устно проговаривают орфограммы и знаки препинания | Осуществляют контроль и оценку |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Итак, какое значение для русского языка имеют заимствованные слова? – Скажите, к чему может привести безмерное употребление заимствованных слов? – Какие слова лучше употреблять, если в языке существуют и заимствованные слова, и синонимичные им исконно русские слова? Предлагает выполнить упражнение 127 (устно). Домашнее задание: выполнить упражнение 124 | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 30
Ресурсный материал
Карточки
Карточка 1.
– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не склоняются:
шоссе, облако, пальто, стол.
Карточка 2.
– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц, э:
арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.
Карточка 3.
– Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило, встречаются в заимствованных словах:
самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ.
Карточка 4.
– Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные элементы аква-, гео-, био-, теле- и т. д.:
аквариум, воевода, география, телефон, спутник.
Урок 32. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА И НОВЫЕ СЛОВА (НЕОЛОГИЗМЫ) (с. 72–77)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об устаревших словах и новых словах (неологизмах); способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: эпиграф к уроку, отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое», сказка, стихотворение Э. Успенского «Про дивано-инострано-чемодано-огурец», карточки, стихотворение Н. Кончаловской |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | |||||
I. Постановка учебной задачи | – Тема сегодняшнего урока – «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите. – Прочитайте эпиграф к уроку. В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно. (Н. В. Гоголь.) – В чем заключается главная мысль слов Н. В. Гоголя? – Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые. (См. Ресурсный материал.) – Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем? | Принимают и сохраняют учебную задачу. Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы. Умеют внимательно слушать | |||||
II. Работа по теме урока. | – На с. 75 учебника прочитайте о том, как слова становятся устаревшими. | Выполняют задание. | Формулируют ответы на вопросы. | |||||
1. Актуализация знания об архаизмах и историзмах. 1) Беседа. 2) Работа с текстом | – Как называются слова, называющие предметы, изображенные на с. 74, – историзмы или архаизмы? Почему? – Сейчас я вам буду читать сказку. Как известно, сказки складывались народом с древних времен, поэтому содержат большое количество устаревших слов. Найдите и запишите в тетрадь устаревшие слова из сказки. (См. Ресурсный материал.) – Что это за слова – историзмы или архаизмы? – Что они обозначают? | Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. Зачитывают записанные слова. Отвечают на вопросы | Извлекают информацию из учебника, ответов сверстников. Умеют внимательно слушать | |||||
2. Знакомство с неологизмами | – Рассмотрите формулу: новый + слово = новое слово – Теперь расположите карточки в соответствии с этой формулой.
– Что означает термин «неологизм»? – На с. 72 учебника прочитайте о причине появления новых слов | Выполняют задания. Отвечают на вопрос. Выполняет задание | Формулируют ответы на вопросы. Используют таблицу для решения учебно-практических задач | |||||
3. Знакомство с окказионализмами | – Иногда новые слова придумываются авторами для создания определенного характера, юмористических ситуаций и т. д. Но это не совсем неологизмы, потому что они не становятся общеупотребительными, а живут лишь в том тексте, где впервые были употреблены. В науке их называют окказионализмами. В переводе occasionalis означает «по случаю» или «случайный». – Найдите и запишите слова, употребляемые по случаю, в стихотворении Э. Успенского «Про дивано-инострано-чемодано-огурец». (См. Ресурсный материал.) | Внимательно слушают. Выполняют задание | Умеют внимательно слушать. Извлекают информацию из различных источников | |||||
4. Орфографическая работа | 1. Орфографический анализ слова глубокоуважаемый. 2. Орфографический анализ окказионализмов, начинающихся с корня глубоко | Выполняют задания | Осуществляют контроль и оценку | |||||
5. Самостоятельная работа с карточками | Раздает индивидуальные карточки. Задача учеников – найти окказионализмы и определить их значение, опира- ясь на контекст. (См. Ресурсный материал.) | Выполняют задания | Осуществляют контроль и оценку | |||||
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова? – Для чего нужны неологизмы? – Можем ли мы остановить процесс образования новых слов? Домашнее задание: – Послушайте стихотворение Н. Кончаловской. Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, заселенных густо, Огурбузы росли, Помидоры росли, Редисвекла, чеслук и репуста. Сельдерошек поспел, И моркофель дозрел, Стал уже осыпаться спаржовник, А таких баклачков Да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник. – Придумайте какой-нибудь необычный предмет, животное, изобразите его на бумаге и дайте ему название | Отвечают на вопросы. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.
Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.
Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.
Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.
Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.
– Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!
– Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.
(К. И. Чуковский «Старое и новое».)
Сказка
Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне, – мужики в армяках, кушаками подпоясаны, бабы – в кокошниках расписных. Вдруг видит он – два мужика разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит, один другому говорит:
– Ярмарка нынче хорошая! Товару много!
– Да, – соглашается второй.
– Купил я лошадь у барышника, – хвастается первый.
А второй говорит:
– И я жену свою обрадую. Лент, гребенок у коробейника ей купил.
Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а спрашивать побоялся – вдруг засмеют.
Стихотворение
– Глубокоуважаемый Глубокопродавец, Продайте мне, пожалуйста, Глубокоогурец! – Глубокоуважаемый Глубокопокупатель, Мы продаем диваны, Серванты и кровати. Быть может, вы ошиблись, Глубокогражданин, И забрались глубоко Не в этот магазин? – Глубокоуважаемый Глубокопродавец, Ведь я же иностранец, Поймите, наконец, У нас, у иностранцев, Так завелось отцами, Диваны и серванты Зовутся огурцами. – Глубокоуважаемый Диванец-чемоданец, Наверное, вы очень Глубокий иностранец, Поскольку среди наших Обычных молодцов Я не встречал ни разу Подобных огурцов. – Глубокоуважаемый Глубокопродавант, Я препираться с вами Здесь не намеревант, | Я подобрал вот этот Пружинный огурец, И вы его на крышу Поставьте, наконец. – Глубокоуважаемый, Да что же я, балбес? Да чтобы я на крышу С диванчиком полез?! И хоть себя я чувствую Отменным молодцом, Да я свалюсь оттуда, И вместе с огурцом. – Глубокоуважаемый, Я вам хочу сказать… Не надо вам с диваном На крышу залезать. А шутки с продавцами Шутить я не привык, У нас обычно крышей Зовется грузовик. – Глубокоуважаемый Глубокоиностран, Прошу вас, забирайте Скорее ваш диван. И чтобы я вас видел У нас в последний раз… Не то возьму я гирю И гирей тресну вас. Он был весьма расстроен, А иностранец рад! У них обычно гирею Зовется шоколад. |
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 30