ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 351
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ресурсный материал
Карточки
Карточка 1.
– Определив корень, уясните себе смысловую разницу между словами.
Перчатка, рукавица.
Вторник, четверг.
Услуга, одолжение.
Карточка 2.
– Найдите общий корень данных слов, установите между ними смысловую связь.
Наизусть, уста.
Племянник, иноплеменник.
Сплетни, переплетчик.
Карточка 3.
– Докажите, что данные слова не однокоренные.
Улика, улица.
Чиркать, циркуль.
Запотелый, телодвижение.
Инсценировка
Слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким? Но как?
Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам.
Суффикс «-ик-». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.)
Слово «дом» (размышляя). …или больше?
Суффикс «-ище-». Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части. (Становится на место
Слово «дом» (обрадовавшись). Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким – стану, захочу быть большим – буду! Спасибо вам, Словообразователь.
Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а ваших помощников.
(Все уходят.)
Урок 44. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (с. 96–99)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об основных способах образования слов в русском языке; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: задания для самостоятельной работы |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Проверка домашнего задания | Проверяет выполненные задания | Обмениваются карточками, составленными дома, и вписывают слова в соответствующий столбик таблицы «Морфемные способы образования слов» | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
II. Постановка учебной задачи | Сообщает тему и цель урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу |
III. Работа по теме урока. 1. Игра «Кто вперед?» | – Обратите внимание: тема нашего урока звучит как основные способы словообразования, а в таблице мы разбирали только морфемные. Значит, есть другие способы образования слов. Они указаны на с. 95. Кто первым их найдет? – Чем сложение основ отличается от сложения слов? Далее учитель знакомит с понятиями словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо | Внимательно слушают. Выполняют задание. Отвечают на вопрос. Внимательно слушают | Владеют навыками работы с учебной статьей. Формулируют ответы на вопросы. Извлекают необходимую информацию |
2. Выполнение упражнений 171, 172 | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют упражнения 171, 172 | Осуществляют контроль и оценку |
3. Самостоятельная работа | – Образуйте слова, используя все известные вам способы, укажите исходное слово, сделайте морфемный разбор. – Исправьте ошибки в образовании слов. У него был воинствующий вид. Совершил логический поступок. Продолжается ли ваше сотрудничание? | Выполняют задания | Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Что нового узнали? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: из «Краткого этимологического словаря русского языка» Н. М. Шанского выписать одну словарную статью (на выбор), составить карточку; выполнить упражнение 174. Двум ученикам подготовить доклады: «Пенорожденная Афродита», «Наверхия и Удалия» | Отвечают на вопросы. Записывают задания, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи |
1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 30
Урок 45. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ (с. 100–102)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия обучающимся для ознакомления с наукой этимологией, этимологическим словарем; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: карточки, толковый и этимологический словари |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Инсценировка | См. Ресурсный материал. – Почему хвастун оказался в нелепом положении? Как Петя проучил его? – Найдите в словаре истинное значение слова выдра. – Слово это встречается не только в русском, но и во многих родственных индоевропейских языках. Литовское слово udra (выдра), древнеиндийское udras (водяное животное), древнегреческое hydra (гидра, водяная змея) – вот некоторые из ближайших родственников нашего слова, которые позволяют ученым установить, что первоначально слово выдра имело значение водяное животное. В русском языке связь между словами выдра и вода представляется далеко не очевидной. А вот, например, в древнегреческом языке слова hydor(вода) и hydra (водяная змея) не оставляют никакого сомнения в общности их происхождения | Участвуют в инсценировке. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Внимательно слушают | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками работы со справочной литературой. Извлекают информацию из различных источников |
II. Постановка учебной задачи | Сообщает тему и цель урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу |
III. Работа по теме урока. 1. Объяснение учителя | Рассказывает о науке этимологии,чем она занимается. Знакомит с этимологическим словарем, показывает, как с ним работать | Внимательно слушают | Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя |
2. Лингвистическая задача | – Прочитайте о происхождении слова седой на с. 101. Как оно образовано? Выделяем ли мы сейчас суффикс в этом слове? Обоснуйте свой ответ. – Чем отличается морфемный разбор слова от этимологического? – Являются ли сейчас однокоренными слова стрела и стрелять? А в истории языка? Вспомните, как и чем стреляли в древности | Выполняют задание. Отвечают на вопросы | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
3. Работа с карточками. Игра «Бюро находок» | – Найдите «хозяина» по значению слова | Ученик читает этимологическую справку, остальные должны догадаться, о каком слове идет речь, и сделать его морфемный разбор | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
4. Анализ детского словотворчества | См. Ресурсный материал. – Почему так говорят дети? Как сказать в соответствии с нормами «взрослого» языка? | Отвечают на вопросы | Высказывают и аргументируют свое мнение |
5. Лингвистическая задача | – Прослушайте отрывок из книги В. Ю. Откупщикова «К истокам слова». Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста. – Попробуйте догадаться, что означают детские слова: тушенники, журчей, рукти, рыжка, красняк. – Давайте самостоятельно придумаем слова по их признаку или подобию | Внимательно слушают. Высказывают свою точку зрения. Выполняют задание | Извлекают необходимую информацию из различных источников. Высказывают и аргументируют свое мнение относительно обсуждаемой проблемы |
6. Доклады обучающихся | – Люди с древнейших времен пытались этимологизировать непонятные им слова. Эти доказательства нам сохранила мифология | Делают устные сообщения. (См. Ресурсный материал.) | Извлекают необходимую информацию |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Для чего нужно изучать этимологию слов? Домашнее задание: упражнение 178. Попробовать переосмыслить значение какого-нибудь слова (например, ельник – рот) и составить с ним рассказ | Отвечают на вопрос. Записывают задания, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи |
Ресурсный материал
Инсценировка
Хвастун (в обычном шарфе). Вот, приобрел себе воротник. Как вы думаете, из кого он?
Петя. Хм, насколько мне известно, воротники делают из лисиц, норок. Но ваш не похож ни на что.
Хвастун. Что вы? Ведь это выдра, невооруженным глазом видно.
Петя (с иронией). Да? А знаете ли вы, почему выдра называется выдрой?
Хвастун. Нет, я как-то над этим не задумывался. (Поглаживает воротник.)
Петя. Дело в том, что при обработке шкурки этого зверька из нее полностью выдирается шерсть, остается только подшерсток. Следовательно, выдра – это шкурка, из которой выдрана шерсть. Позднее название шкурки было перенесено на название зверька. (Довольный, уходит.)
Хвастун (озадаченно). Не может быть! Почему же тогда она так ценится? (Уходит, задумавшись.)
Детские высказывания
– Смотрите, как деревья листеют!
– Мама, у меня в кармане есть тайные конфетки. Хочешь?
– Какие это тайные?
– А те, которые во рту тают.
– Смотри, не лезь в лужу!
– А если это будет необходимая лужа?
– Какая это необходимая?
– Ну такая большая, что не обойти.
– Я пригласил гостей на день рождения.
– А с нами посоветовался?
– Что же мне их теперь отглашать?
Доклады
ПЕНОРОЖДЕННАЯ АФРОДИТА
У древних греков широкой известностью пользовался миф о рождении из морской пены прекрасной богини любви и красоты – Афродиты. Как же возник этот миф? Ученые считают, что само имя Афродита когда-то было заимствовано древними греками у финикийцев. Самим грекам имя Афродита было непонятно. И вот, пытаясь как-то объяснить это имя, они сопоставили его с греческими словами aphros (пена) и dyno (ныряю). Получилось что-то вроде «вынырнувшая, явившаяся из пены». Так возник миф о рождении богини любви Афродиты из белоснежной морской пены.
НАВЕРХИЯ И УДАЛИЯ
Количество совершенно несостоятельных этимологий, целиком основанных на безудержной фантазии их авторов, не уменьшалось и в последующие века.
Так, русский поэт и филолог В. К. Тредиаковский, живший в XVIII веке, считал, что название страны Норвегия представляет собой искаженную форму слова Наверхия и что страна эта получила свое наименование якобы потому, что расположена она на севере, то есть наверху. Столь же наивно Тредиаковский этимологизировал и другое географическое название – Италия. Здесь он также «восстанавливал» более древнюю форму – Удалия, считая, что эта страна была названа так потому, что на