ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 342
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
– Что повторили, о чем говорили в течение урока, что вызывает затруднение?
Творческое задание.
Чтение отрывка из повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».
Был темный вечер.
Подъехал автомобиль. Он вырвал у темноты часть забора, потом пощупал весь забор и выпучил прямо на Бима два ослепительных глаза. Бим поднял голову и смотрел, почти сомкнув веки. Автомобиль поурчал, поурчал тихонько, и из-за него кто-то вышел. За запахом дыма нельзя было установить дух человека, шедшего к Биму, но когда тот оказался освещенным глазами автомобиля, Бим сел: к нему шел Семен Петрович. Он приблизился, убедился в том, что это действительно Бим, и сказал:
– Выбрался. Ну и ну!..
Вышел из автомобиля и второй человек (тот, что вез Бима перед грозой к волчице), посмотрел на собаку и по-доброму сказал:
– Умный псина. Этот не пропадет.
1) Кто такой Семен Петрович и какую роль он сыграл в жизни Бима?
2) Как расплатился за свою ошибку и какой урок вынес взрослый человек, узнаете, прочитав повесть.
Домашнее задание: страница 126 – карточка-зачет. Подготовиться к зачету. Из творческого задания выписать слова, образованные суффиксальным, приставочно-суффиксальным, приставочным, сложением.
Оценочный лист
Виды работ | Самооценка | Взаимооценка | Оценка учителя | Общая оценка |
1. Подготовка к ГИА | | | | |
2. Лингвистическая зарядка | | | | |
3. «Соотнеси!» | | | | |
4. Словарная работа | | | | |
5. Работа в группах | | | | |
6. Подготовка к зачету | | | | |
7. Другие виды работы | | | | |
Урок 42. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ (с. 92–94)
Тип урока: рефлексия | ||
Педагогические задачи: создать условия для отработки умения обучающихся составлять описание помещения; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: толковый словарь, учебник |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | Сообщает тему и цель урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу |
II. Работа по теме урока. 1. Работа с текстом § 32 | – Прочитайте текст параграфа, в котором дается информация о том, что такое интерьер. – Опишите интерьер нашего кабинета. – Как вы думаете, почему в школьном кабинете нет кухонной плиты, дивана? – Художники слова часто используют интерьер для того, чтобы охарактеризовать героя своего произведения | Выполняют задания. Приходят к выводу: интерьер помещения должен отвечать его функциям. Внимательно слушают | Извлекают необходимую информацию из различных источников. Высказывают и аргументируют свою точку зрения |
2. Выполнение упражнения 164 | – Прочитайте описание комнаты Герасима. На какой признак И. С. Тургенев обращает внимание читателя при описании помещения? – Перечислите языковые средства, которыми автор описывает масштабность каждого элемента интерьера. (Богатырская кровать, сто пудов, дюжий сундук и т. д.) – Какую характеристику можно дать хозяину этой комнаты? – Спишите текст (комментированное письмо) | Выполняют задания, отвечают на вопросы | Извлекают необходимую информацию из различных источников. Формулируют ответы на вопросы |
3. Выполнение упражнения 166 | – Прочитайте текст. – Как вы думаете, на каком этаже живет автор? Обоснуйте ответ. (На первом, так как виден свет листьев.) – Автор живет в доме или квартире? Обоснуйте. (В доме, так как потолок бревенчатый.) – Как изменилась комната от света осенних листьев? – Озаглавьте текст. – Выпишите слова с пропущенными буквами и в скобках, подчеркните орфограммы | Высказывают предположения. Выполняют задания | Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
4. Самостоятельная работа | – Опишите интерьер своей комнаты | Выполняют задание | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Что такое интерьер? – Перечислите элементы интерьера. – Как интерьер может характеризовать хозяина помещения? Домашнее задание: выписать из любого стихотворения строки с описанием помещения | Отвечают на вопросы. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу |
Урок 43. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (с. 94–96)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об основных способах образования слов в русском языке; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: карточки для индивидуальной работы, карточки со словом лес и морфемами к исследовательской работе |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | Сообщает тему и цель урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу |
II. Работа по теме урока. 1. Индивидуальная работа по карточкам | См. Ресурсный материал | Выполняют задание. Дают ответы устно | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
2. Лаборатория словообразования. 1) Инсценировка. 2) Исследовательская работа | См. Ресурсный материал. – Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками? – Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов. (На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.) – Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким? (Присоединяет карточку с суффиксом – Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа. – Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы? (Присоединяет карточку с приставкой – Как называется этот способ? Запишите схему и название способа. (Вешает карточки с корнем и окончанием – Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему? (Присоединяет карточки с приставкой суффиксами – Прочитайте на с. 95 учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название. – Почему в слове бессуффиксный две буквы с? – Как вы понимаете значение этого слова? (Вешает на нитку карточки с приставкой корнем суффиксами – Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом. – Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ. – Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов | Участвуют в инсценировке. Отвечают на вопрос. Принимают и сохраняют учебную задачу. Отвечают на вопрос. Внимательно слушают и выполняют задания. Отвечают на вопросы, выполняют задания. Высказывают и аргументируют свое мнение | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Принимают и сохраняют учебные задачи. Используют схемы для решения учебно-практических задач. Извлекают необходимую информацию из различных источников. Формулируют ответы на вопросы |
3. Выполнение упражнений 168, 169 | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют упражнения 168, 169 | Осуществляют контроль и оценку |
4. Лингвистическая разминка | – Как вы понимаете смысл выражения «Значение действия у имен существительных вторично»? – Образуйте от этих глаголов слова бессуффиксным способом: бегать, поджигать, восходить. – Запишите 3–4 существительных, образованных бессуф- фиксным способом. Составьте с ними предложения | Высказывают и аргументируют свое мнение. Выполняют задания | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | Произносит тезисы. 1. Есть четыре морфемных способа образования слов. 2. Слово ручной образовано суффиксальным способом. 3. Слово бег образовано бесприставочным способом. 4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксаль- ным способом. 5. Слово лесной образовано от слова лес. Домашнее задание: подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами | Поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны. Записывают задания, задают уточняющие вопросы | Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |