Файл: Решение учебных задач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

– Что повторили, о чем говорили в течение урока, что вызывает затруднение?

Творческое задание.

Чтение отрывка из повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

Был темный вечер.

Подъехал автомобиль. Он вырвал у темноты часть забора, потом пощупал весь забор и выпучил прямо на Бима два ослепительных глаза. Бим поднял голову и смотрел, почти сомкнув веки. Автомобиль поурчал, поурчал тихонько, и из-за него кто-то вышел. За запахом дыма нельзя было установить дух человека, шедшего к Биму, но когда тот оказался освещенным глазами автомобиля, Бим сел: к нему шел Семен Петрович. Он приблизился, убедился в том, что это действительно Бим, и сказал:

– Выбрался. Ну и ну!..

Вышел из автомобиля и второй человек (тот, что вез Бима перед грозой к волчице), посмотрел на собаку и по-доброму сказал:

– Умный псина. Этот не пропадет.

1) Кто такой Семен Петрович и какую роль он сыграл в жизни Бима?

2) Как расплатился за свою ошибку и какой урок вынес взрослый человек, узнаете, прочитав повесть.

Домашнее задание: страница 126 – карточка-зачет. Подготовиться к зачету. Из творческого задания выписать слова, образованные суффиксальным, приставочно-суффиксальным, приставочным, сложением.

Оценочный лист

Виды работ

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

Общая
оценка

1. Подготовка к ГИА













2. Лингвистическая
зарядка













3. «Соотнеси!»













4. Словарная работа













5. Работа в группах













6. Подготовка к зачету













7. Другие виды работы















Урок 42. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ (с. 92–94)

Тип урока: рефлексия

Педагогические задачи: создать условия для отработки умения обучающихся составлять описание помещения; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: толковый словарь, учебник


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

Сообщает тему и цель урока

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют учебную задачу

II. Работа по теме урока.

1. Работа
с текстом § 32

– Прочитайте текст параграфа, в котором дается информация о том, что такое интерьер.

– Опишите интерьер нашего кабинета.

– Как вы думаете, почему в школьном кабинете нет кухонной плиты, дивана?

– Художники слова часто используют интерьер для того, чтобы охарактеризовать героя своего произведения

Выполняют задания.

Приходят к выводу: интерьер помещения должен отвечать его функциям.

Внимательно слушают

Извлекают необходимую информацию из различных источников.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения

2. Выполнение упражнения 164

– Прочитайте описание комнаты Герасима. На какой
признак И. С. Тургенев обращает внимание читателя
при описании помещения?

– Перечислите языковые средства, которыми автор описывает масштабность каждого элемента интерьера. (Богатырская кровать, сто пудов, дюжий сундук и т. д.)

– Какую характеристику можно дать хозяину этой комнаты?

– Спишите текст (комментированное письмо)

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Извлекают необходимую информацию из различных источников.

Формулируют ответы на вопросы

3. Выполнение упражнения 166

– Прочитайте текст.

– Как вы думаете, на каком этаже живет автор? Обоснуйте ответ. (На первом, так как виден свет листьев.)

– Автор живет в доме или квартире? Обоснуйте. (В доме, так как потолок бревенчатый.)

– Как изменилась комната от света осенних листьев?

– Озаглавьте текст.

– Выпишите слова с пропущенными буквами и в скобках, подчеркните орфограммы

Высказывают предположения.
Выполняют задания

Высказывают и аргументируют свою точку зрения.

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий

4. Самостоятельная работа

– Опишите интерьер своей комнаты

Выполняют задание

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Что такое интерьер?

– Перечислите элементы интерьера.

– Как интерьер может характеризовать хозяина помещения?

Домашнее задание: выписать из любого стихотворения строки с описанием помещения

Отвечают на вопросы.


Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на вопросы.

Принимают и сохраняют учебную задачу



Урок 43. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (с. 94–96)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об основных способах образования слов в русском языке; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: карточки для индивидуальной работы, карточки со словом лес и морфемами к исследовательской работе


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

Сообщает тему и цель урока

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют учебную задачу

II. Работа по теме урока.

1. Индивидуальная

работа по карточкам

См. Ресурсный материал

Выполняют задание. Дают ответы устно

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий

2. Лаборатория словообразования.

1) Инсценировка.

2) Исследовательская работа

См. Ресурсный материал.

– Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?

– Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах
образования слов.

(На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.)

– Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?

(Присоединяет карточку с суффиксом

– Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.

– Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?

(Присоединяет карточку с приставкой

– Как называется этот способ? Запишите схему и название способа.

(Вешает карточки с корнем и окончанием  


– Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему?

(Присоединяет карточки с приставкой суффиксами

– Прочитайте на с. 95 учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название.

– Почему в слове бессуффиксный две буквы с?

– Как вы понимаете значение этого слова?

(Вешает на нитку карточки с приставкой корнем суффиксами

– Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом.

– Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ.

– Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов



Участвуют в инсценировке.

Отвечают на вопрос.
Принимают и сохраняют учебную задачу.


Отвечают на вопрос.


Внимательно слушают и выполняют задания.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Высказывают и аргументируют свое мнение

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Используют схемы для решения учебно-практических задач.

Извлекают необходимую информацию из различных источников.

Формулируют ответы на вопросы

3. Выполнение

упражнений 168, 169

Предлагает выполнить упражнения

Выполняют упражнения 168, 169

Осуществляют контроль и оценку

4. Лингвистическая разминка

– Как вы понимаете смысл выражения «Значение действия у имен существительных вторично»?

– Образуйте от этих глаголов слова бессуффиксным способом: бегать, поджигать, восходить.

– Запишите 3–4 существительных, образованных бессуф-
фиксным способом. Составьте с ними предложения

Высказывают и аргументируют свое мнение.
Выполняют задания

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий

III. Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности


Произносит тезисы.

1. Есть четыре морфемных способа образования слов.

2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.

3. Слово бег образовано бесприставочным способом.

4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксаль-
ным способом.

5. Слово лесной образовано от слова лес.

Домашнее задание: подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов,
образованных разными способами

Поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны.

Записывают задания, задают уточняющие вопросы

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Осуществляют поиск средств их решения