ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||
I. Постановка учебной задачи | Сообщает тему и цель урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу | ||
II. Работа по теме урока. 1. Игра «Подбери пару» | – Часто слова похожи внешне, но они не родственные. Зато возникшее сходство дает повод для шуток, рождения каламбуров. У Ф. Кривина по этому поводу читаем: – О Лень! – возмутился Олень. – Чего ты лежишь, словно пень? – Тю, Лень! – удивился Тюлень. – Чего ты блуждаешь, как тень? Но им не ответила Лень: – Лень! – Докажите, что данные слова не родственные, подобрав к ним пару с тем же корнем.
– Как знание значения корня помогает нам писать слово правильно? | Внимательно слушают. Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Отвечают на вопрос | Умеют внимательно слушать. Высказывают и аргументируют свое мнение относительно обсуждаемой проблемы. Формулируют ответы на вопросы | ||
2. Исследовательская работа | – Прослушайте историю одного слова и докажите, что приставки и суффиксы – значимые части слова. (См. Ресурсный материал.) – Определите, как меняется значение слов в зависимости от их суффиксов. – Составьте словосочетания, выделите суффиксы.
– Определите, как меняется значение слов в зависимости от их приставок. – Составьте словосочетания, выделите приставки. Нарвать – надорвать; уяснить – разъяснить; смазать – замазать; заслужить – выслужить; настойчивость – устойчивость | Внимательно слушают. Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Выполняют задания | Умеют внимательно слушать. Высказывают и аргументируют свое мнение относительно обсуждаемой проблемы. Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками | ||
3. Выполнение упражнений 161, 162 | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют упражнения 161, 162 | Осуществляют контроль и оценку | ||
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Для чего важно правильно подбирать однокоренные слова? – Почему приставки и суффиксы – значимые части слова? Домашнее задание: выполнить упражнение 163 (тема текста – на выбор обучающихся) | Отвечают на вопросы. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы. Принимают и сохраняют учебную задачу |
Ресурсный материал
КОРЕНЬ
В глаголе ВЫНУТЬ исчез Корень.
Все другие части слова остались на месте: и Приставка ВЫ-, и Суффикс -НУ- и даже Окончание -ТЬ, известное своей неустойчивостью, а Корень – исчез.
Это был древний Корень -ИМ-, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: ИМЕТЬ, СНИМАТЬ, ПОДНИМАТЬ и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола ВЫНИМАТЬ. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.
– Странное усовершенствование! – язвило по этому поводу Окончание. – Чувствую, что скоро мне придется работать за всех.
– Вы неправы! – перебила его Приставка. – Может быть, с Корнем что-то случилось.
– Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас, на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.
– Ну, ну, – примирительно сказал Суффикс. – Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.
– Мы должны его заменить, – предложила Приставка. – Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.
– Я тоже, – сказал Суффикс. – Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?
– А мне что, – пожало плечами Окончание. – Я здесь временно.
Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и Суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.
С первого взгляда даже не скажешь, что в глаголе ВЫНУТЬ нет корня.
Уроки 40–41. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
«МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»*
Цели деятельности учителя: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме; повторить правописание гласных в чередующихся корнях; правописание приставок способы образования слов в русском языке; категорию сложных слов и сложносокращенных; способствовать развитию мыследеятельности: анализа и синтеза, классификации, сравнения; умений графически выделять орфограммы, формулировать цели урока и соотносить их с конечным результатом; содействовать воспитанию интереса к анималистической литературе.
Планируемые результаты:
Предметные:имеют представление о роли языка в жизни человека и общества; понимают определяющие роли в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, его в процессе самообразования; владеют всеми видами речевой деятельности.
Личностные: понимают роль языка в развитии способностей и моральных качеств личности; осознают эстетическую ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; проявляют способность к самооценке собственной речи.
Метапредметные результаты:
• познавательные: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения; проявляют способность извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала, проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
• регулятивные: проявляют способность определять цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивать результаты;
• коммуникативные: проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли; осуществляют коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми.
Сценарий уроков
I. Повторение.
1. Подготовка к ГИА.
1) …? сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. 2) Перед ним стояла миска с мясом – к нему он так и не прикоснулся. 3) Перед рассветом далеко завывал волк. 4) Один провыл: больше к очередной перекличке в лесу не оказалось. 5) То был самый хитрый, спасшийся от облавы волк. 6) …? приподнял шерсть на холке, застучал зубами и слушал, слушал, хватал чутьём воздух, глубоко втягивая. 7) Он приготовился к встрече, ничуть не подозревая, что в нём есть храбрость самозащиты, которую можно назвать героическим отчаяньем. 8) Но волк на этот раз не пришёл… 9) Тогда …? попятился к дереву, прижался задом к стволу, перехватил коренными зубами веревку и … перегрыз. 10) Как ножом отхватил! 11) Свершилось!
Задания А1–А7
А1. Причина того, что собака, больная, измученная, перегрызла верёвку:
а) она не хотела сидеть на привязи;
б) боялась встречи с волком;
в) чувствовала «храбрость самозащиты».
А2. Укажите значение слова «героизм» в предложении № 5.
а) Отвага, решительность;
б) самопожертвование в критической обстановке;
в) храбрость самозащиты.
А3. Определите художественно-изобразительное средство словосочетания «хватал чутьём воздух».
а) Литота; в)
метафора;
б) гипербола; г) эпитет.
А4. Укажите ошибочное суждение:
а) в слове «мясо» количество букв и звуков совпадает;
б) в слове «миска» количество букв и звуков совпадает;
в) в слове «раз» все согласные звонкие;
г) в слове «перегрыз» конечный согласный глухой.
А5. Укажите слово с чередующимся гласным в корне.
а) Сидел; в) прикоснуться;
б) большой; г) оказалось.
А6. Укажите слово, правописание приставок в котором зависит от значения неполноты действия.
а) Прикоснуться; в) приготовился;
б) приподнял; г) пришел.
А7. Укажите слово, правописание суффикса в котором регулируется правилом: -нн- пишется в прилагательном, образованном от существительного с основой на -н-.
а) Измученный; в) очередной;
б) больной; г) коренными.
1) …? сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. 2) Перед ним стояла миска с мясом – к нему он так и не прикоснулся. 3) Перед рассветом далеко завывал волк. 4) Один провыл: больше к очередной перекличке в лесу не оказалось. 5) То был самый хитрый, спасшийся от облавы волк. 6) …? приподнял шерсть на холке, застучал зубами и слушал, слушал, хватал чутьём воздух, глубоко втягивая. 7) Он приготовился к встрече, ничуть не подозревая, что в нём есть храбрость самозащиты, которую можно назвать героическим отчаяньем. 8) Но волк на этот раз не пришёл… 9) Тогда…? попятился к дереву, прижался задом к стволу, перехватил коренными зубами веревку и … перегрыз. 10) Как ножом отхватил! 11) Свершилось!
Задания В1–В4
В1. В предложении № 8 заменить слово попятился синонимом.
В2. Заменить словосочетание храбрость самозащиты, построенное по типу управление, словосочетанием, построенным по типу согласование.
В3. Из предложения № 8 выписать грамматическую основу.
В4. Укажите номер простых предложений, осложнённых однородными членами.
Ответы:
А1 – в; В1 – медленно двигаться назад.
А2 – в; В2 – храбрая самозащита.
А3 – в; В3 – волк не пришёл.
А4 – в; В4 – 1, 5, 6.
А5 – в;
А6 – б.
А7 – г.
II. Работа по теме урока.
1. Лингвистическая зарядка (выразительное чтение стихотворений из упражнений № 201, 202).
2. Выполнение задания «Соотнесите!».
1) Прикоснулся. а) неясное значение;
2) Приподнял. б) присоединение;
3) Приготовился. в) приближение;
4) Приближался. г) неполнота действия.
Ответ: 1 – б; 2 – г; 3 – а; 4 – в.
3. Словарная работа.
Привет, пример, приказать, пригласить, присутствовать, приготовить, приспособить, превратить, преодолеть, презирать, привыкать.
Самопроверка (взаимопроверка).
– Какое из слов словарной работы можно применить к ситуации из текста?
4. Работа в группах.
1) Работа с ОК.
2) Словарный диктант (по 2 слова из каждого параграфа).
3) Выполнение упражнения.
Выполняют по заданию упражнения.
5. Подготовка к зачету.
1. Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»?
2. По какому признаку среди сложных слов мы выделяем сложносокращённые слова?
3. По каким признакам вы различаете, когда в корнях – надо писать безударную гласную а и когда – безударную гласную о?
4. Как различить на письме гласные в приставках Чем объясняется, что правило об их правописании охватывает не все слова с этими приставками?
На оценку «5» – какие вопросы добавили бы?
– Чего не хватало в первоначальном варианте целей?