Файл: Решение учебных задач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 343

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

Сообщает тему и цель урока

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют учебную задачу

II. Работа по теме урока.

1. Игра «Подбери пару»

– Часто слова похожи внешне, но они не родственные.
Зато возникшее сходство дает повод для шуток, рождения каламбуров.

У Ф. Кривина по этому поводу читаем:

– О Лень! – возмутился Олень. –

Чего ты лежишь, словно пень?

– Тю, Лень! – удивился Тюлень. –

Чего ты блуждаешь, как тень?

Но им не ответила Лень:

– Лень!

– Докажите, что данные слова не родственные, подобрав к ним пару с тем же корнем.

Поднос, переносица;

разредить, разряд;

мощеный, мощный;

дольний, дальний;

величие, приличие;

заводь, завод.

– Как знание значения корня помогает нам писать слово правильно?

Внимательно слушают.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения.


Отвечают на вопрос

Умеют внимательно слушать.

Высказывают и аргументируют свое мнение относительно обсуждаемой проблемы.

Формулируют ответы на вопросы

2. Исследовательская работа

– Прослушайте историю одного слова и докажите, что приставки и суффиксы – значимые части слова. (См. Ресурсный материал.)

– Определите, как меняется значение слов в зависимости от их суффиксов.

– Составьте словосочетания, выделите суффиксы.

Соседний – соседский;

объемистый – объемный;

понятный – понятливый;

игорный – игровой;

певун – певец;

ягода – ягодина.

– Определите, как меняется значение слов в зависимости от их приставок.

– Составьте словосочетания, выделите приставки.

Нарвать – надорвать;

уяснить – разъяснить;

смазать – замазать;

заслужить – выслужить;

настойчивость – устойчивость

Внимательно слушают. Высказывают и аргументируют свою точку зрения.


Выполняют задания

Умеют внимательно слушать.

Высказывают и аргументируют свое мнение относительно обсуждаемой проблемы.

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий.

Владеют способами конструктивного

взаимодействия

со взрослым и сверстниками

3. Выполнение упражнений 161, 162

Предлагает выполнить упражнения

Выполняют упражнения 161, 162

Осуществляют контроль и оценку

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Для чего важно правильно подбирать однокоренные слова?

– Почему приставки и суффиксы – значимые части слова?

Домашнее задание: выполнить упражнение 163 (тема текста – на выбор обучающихся)

Отвечают на вопросы.


Записывают задание, задают уточняющие
вопросы

Формулируют ответы. Принимают

и сохраняют учебную задачу



Ресурсный материал

КОРЕНЬ

В глаголе ВЫНУТЬ исчез Корень.

Все другие части слова остались на месте: и Приставка ВЫ-, и Суффикс -НУ- и даже Окончание -ТЬ, известное своей неустойчивостью, а Корень – исчез.

Это был древний Корень -ИМ-, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: ИМЕТЬ, СНИМАТЬ, ПОДНИМАТЬ и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола ВЫНИМАТЬ. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.

– Странное усовершенствование! – язвило по этому поводу Окончание. – Чувствую, что скоро мне придется работать за всех.

– Вы неправы! – перебила его Приставка. – Может быть, с Корнем что-то случилось.

– Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас, на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.

– Ну, ну, – примирительно сказал Суффикс. – Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.

– Мы должны его заменить, – предложила Приставка. – Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.

– Я тоже, – сказал Суффикс. – Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?

– А мне что, – пожало плечами Окончание. – Я здесь временно.

Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и Суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.

С первого взгляда даже не скажешь, что в глаголе ВЫНУТЬ нет корня.

Уроки 40–41. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
«МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»
*

Цели деятельности учителя: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме; повторить правописание гласных в чередующихся корнях; правописание приставок способы образования слов в русском языке; категорию сложных слов и сложносокращенных; способствовать развитию мыследеятельности: анализа и синтеза, классификации, сравнения; умений графически выделять орфограммы, формулировать цели урока и соотносить их с конечным результатом; содействовать воспитанию интереса к анималистической литературе.

Планируемые результаты:

Предметные:имеют представление о роли языка в жизни человека и общества; понимают определяющие роли в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, его в процессе самообразования; владеют всеми видами речевой деятельности.



Личностные: понимают роль языка в развитии способностей и моральных качеств личности; осознают эстетическую ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; проявляют способность к самооценке собственной речи.

Метапредметные результаты:

•  познавательные: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения; проявляют способность извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала, проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;

•  регулятивные: проявляют способность определять цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивать результаты;

•  коммуникативные: проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли; осуществляют коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми.

Сценарий уроков

I. Повторение.

1. Подготовка к ГИА.

1) …? сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. 2) Перед ним стояла миска с мясом – к нему он так и не прикоснулся. 3) Перед рассветом далеко завывал волк. 4) Один провыл: больше к очередной перекличке в лесу не оказалось. 5) То был самый хитрый, спасшийся от облавы волк. 6) …? приподнял шерсть на холке, застучал зубами и слушал, слушал, хватал чутьём воздух, глубоко втягивая. 7) Он приготовился к встрече, ничуть не подозревая, что в нём есть храбрость самозащиты, которую можно назвать героическим отчаяньем. 8) Но волк на этот раз не пришёл… 9) Тогда …? попятился к дереву, прижался задом к стволу, перехватил коренными зубами веревку и … перегрыз. 10) Как ножом отхватил! 11) Свершилось!

Задания А1–А7

А1. Причина того, что собака, больная, измученная, перегрызла верёвку:

а) она не хотела сидеть на привязи;

б) боялась встречи с волком;

в) чувствовала «храбрость самозащиты».

А2. Укажите значение слова «героизм» в предложении № 5.

а) Отвага, решительность;

б) самопожертвование в критической обстановке;

в) храбрость самозащиты.

А3. Определите художественно-изобразительное средство словосочетания «хватал чутьём воздух».

а) Литота; в)
метафора;

б) гипербола; г) эпитет.

А4. Укажите ошибочное суждение:

а) в слове «мясо» количество букв и звуков совпадает;

б) в слове «миска» количество букв и звуков совпадает;

в) в слове «раз» все согласные звонкие;

г) в слове «перегрыз» конечный согласный глухой.

А5. Укажите слово с чередующимся гласным в корне.

а) Сидел; в) прикоснуться;

б) большой; г) оказалось.

А6. Укажите слово, правописание приставок в котором зависит от значения неполноты действия.

а) Прикоснуться; в) приготовился;

б) приподнял; г) пришел.

А7. Укажите слово, правописание суффикса в котором регулируется правилом: -нн- пишется в прилагательном, образованном от существительного с основой на -н-.

а) Измученный; в) очередной;

б) больной; г) коренными.

1) …? сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. 2) Перед ним стояла миска с мясом – к нему он так и не прикоснулся. 3) Перед рассветом далеко завывал волк. 4) Один провыл: больше к очередной перекличке в лесу не оказалось. 5) То был самый хитрый, спасшийся от облавы волк. 6) …? приподнял шерсть на холке, застучал зубами и слушал, слушал, хватал чутьём воздух, глубоко втягивая. 7) Он приготовился к встрече, ничуть не подозревая, что в нём есть храбрость самозащиты, которую можно назвать героическим отчаяньем. 8) Но волк на этот раз не пришёл… 9) Тогда…? попятился к дереву, прижался задом к стволу, перехватил коренными зубами веревку и … перегрыз. 10) Как ножом отхватил! 11) Свершилось!

Задания В1–В4

В1. В предложении № 8 заменить слово попятился синонимом.

В2. Заменить словосочетание храбрость самозащиты, построенное по типу управление, словосочетанием, построенным по типу согласование.

В3. Из предложения № 8 выписать грамматическую основу.

В4. Укажите номер простых предложений, осложнённых однородными членами.

Ответы:

А1 – в; В1 – медленно двигаться назад.

А2 – в; В2 – храбрая самозащита.

А3 – в; В3 – волк не пришёл.

А4 – в; В4 – 1, 5, 6.

А5 – в;

А6 – б.

А7 – г.

II. Работа по теме урока.

1. Лингвистическая зарядка (выразительное чтение стихотворений из упражнений № 201, 202).

2. Выполнение задания «Соотнесите!».

1) Прикоснулся. а) неясное значение;

2) Приподнял. б) присоединение;

3) Приготовился. в) приближение;


4) Приближался. г) неполнота действия.

Ответ: 1 – б; 2 – г; 3 – а; 4 – в.

3. Словарная работа.

Привет, пример, приказать, пригласить, присутствовать, приготовить, приспособить, превратить, преодолеть, презирать, привыкать.

Самопроверка (взаимопроверка).

– Какое из слов словарной работы можно применить к ситуации из текста?

4. Работа в группах.

1) Работа с ОК.

2) Словарный диктант (по 2 слова из каждого параграфа).

3) Выполнение упражнения.

Выполняют по заданию упражнения.

5. Подготовка к зачету.

1. Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»?

2. По какому признаку среди сложных слов мы выделяем сложносокращённые слова?

3. По каким признакам вы различаете, когда в корнях – надо писать безударную гласную а и когда – безударную гласную о?

4. Как различить на письме гласные в приставках Чем объясняется, что правило об их правописании охватывает не все слова с этими приставками?

На оценку «5» – какие вопросы добавили бы?

– Чего не хватало в первоначальном варианте целей?