Файл: А втономная некоммерческая организация Дополнительного профессионального образования Образовательный центр ПетроПроф.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
При усталостном разрушении происходит отрыв части или всей лопатки, части бандажа или бандажной проволоки. Отрыв одной лопатки обычно приводит к повреждению всех рабочих лопаток данной ступени, а также сопловых лопаток соседней ступени. Внешне повреждение рабочих лопаток проявляется в появлении слышимых металлических звуков и необычных шумов внутри турбины. Если слышны удары различной силы в проточной части или посторонние звуки турбину немедленно останавливают. \/ При поломке лопаток и "задеваниях в проточной части турбины возрастает вибрация ротора. О поломке нескольких рядов лопаток судят по снижению нагрузки при постоянном расходе топлива. '
При работе на запыленном воздухе или топливе высокой зольности лопатки турбины подвергаются эрозии. Как правило, эрозий подвергается рабочие лопатки со стороны входной кромки, а сопловые— со стороны выходной. Лопатки, поврежденные эрозией, легко обнаруживают при очередном ремонте и заменяют. Лопатки первых ступеней турбин обычно повреждаются окалиной или мелким сварочным гратом, остающимся после монтажа или ремонта. Поверхность их становится шероховатой, входные кромки имеют вмятины и загибы. При ремонте лопатки заменяют в зависимости от их состояния и наличия трещин. Эрозия и износ лопаток являются дополнительными источниками вибрации ГТУ.
Основными источниками вибрации являются наиболее массивные вращающиеся детали: роторы турбины, компрессора, электрического генератора и возбудителя. Причины, вызывающие повышенную вибрацию, могут быть различны. Одни из них связаны с особенностями конструкции установки, другие появляются в процессе ее изготовления и монтажа, третьи обусловлены режимом эксплуатации. При воздействии на ротор периодической силы, изменяющейся с частотой, равной одной из частот собственных колебаний, ротор попадает в резонанс. При этом отклонения ротора от положения равновесия будут наибольшими и его вибрация резко увеличивается. Когда ротор разгоняется до рабочей частоты вращения, он может один или несколько, раз попадать в резонанс с различными формами колебаний. Частоты вращения, на которых ротор попадает в резонанс, являются опасными для работы ГТУ. Этот период ее работы должен быть возможно короче. Для каждой ГТУ в инструкции по эксплуатации оговорены резонансные частоты вращения роторов.
Частоты собственных колебаний зависят от размеров ротора и «го массы. На значение резонансных частот влияет жесткость подшипников, корпуса турбины, компрессора и фундамента. Амплитуду вибрации измеряют на подшипниках. Если при первом пуске ГТУ амплитуда вибрации не укладывается в пределы оценки «хорошо», монтажная организация или завод-изготовитель проводят работы, необходимые для ее снижения.
Повышенную вибрацию может вызвать недостаточно тщательный монтаж ГТУ. Если оси подшипников выставлены неточно, появляется повышенная вибрация. Монтажная организация при этом должна провести дополнительные работы по устранению ее при-
/ЧИН.
\/ Если во время эксплуатации проточные части турбины и компрессора загрязняются отложениями", разбалансировка ротора может увеличиваться. К разбалансировке приводит также вылет рабочих лопаток, остаточный прогиб оси ротора из-за задеваний в уплотнениях, смещение обмотки ротора электрического генератора в пазах или лобовых частях, замыкание витков обмотки на землю или между собой. Вибрация повышается и в том случае, когда коробится корпус турбокомпрессора из-за неравномерного нагрева или заеданий между корпусами подшипников и фундаментными - плитами, препятствующих их свободному перемещению при прогреве и остывании.
\/ Повышенная вибрация турбокомпрессора может служить причиной разрушения газоходов, маслопроводов, водоводов, трубок, охладителей и других элементов. Под воздействием вибрации оседает фундамент, нарушается установка подшипников, что в свою очередь приводит к ее увеличению.
Совершенно недопустим заброс пламени в проточную часть турбины и горение топлива в ней, так как за 1—2 мин может сгореть значительная часть рабочих лопаток.
Некоторые виды разрушений рабочих и сопловых лопаток могут появляться после длительной работы турбины. Так, при слишком- быстрых пусках и остановах в рабочих и сопловых лопатках турбины возникают большие температурные напряжения, в результате которых появляются трещины в кромках лопаток из-за малоцикловой усталости металла. С каждым таким пуском и остановом трещины растут и в конечном счете лопатки разрушаются. По той же причине могут растрескиваться диски, ротор или корпус турбины.
По истечении длительного времени лопатки турбины могут разрушиться в результате исчерпания запаса длительной прочности. Это возможно, если лопатки выработали ресурс или работали при недопустимо высокой температуре газа. В первом -случае необходима своевременная замена рабочих лопаток, а во втором — строгое соблюдение температурного режима.
При содержании в воздухе вредных примесей может возникать коррозия лопаток, турбины и компрессора. При недостаточно хорошей очистке загрязненного топлива в газовой' турбине развивается высокотемпературная коррозия
, появляются отложения на "сопловых и рабочих лопатках. Отложения вызывают уменьшение кпд турбины. Специфичным видом отложений является обледенение проточной части компрессора, работающего на холодном влажном воздухе. Наиболее эффективное средство борьбы — подогрев воздуха на входе в компрессор.
Если загрязнения проточной части компрессора избежать нельзя (например, при частых пыльных бурях), ее периодически чистят мягкими абразивами (минеральными и растительными отходами, мелкодробленой скорлупой плодовых косточек), вводя их "во всасывающий патрубок компрессора с помощью сжатого воздуха на работающей ГТУ. Кроме того, для удаления отложений промывают проточную часть компрессора водой или специальными составами при низкой частоте вращения.
Источником аварий и неполадок ГТУ могут также служить подшипники. Основной неисправностью подшипников турбины является подплавление баббитовой заливки и, как следствие, уменьшение осевого зазора между статором и ротором в упорном подшипнике и радиального в опорном. В том и другом случаях появляются задевания ротора о статор. Повреждение упорных подшипников возникает при увеличении осевого усилия, а опорных —при повышенной вибрации.
При плохом качестве заливки баббит может отслаиваться от вкладышей, особенно при работе подшипника в условиях повышенной вибрации. Как правило, повреждение подшипников не наступает мгновенно. Судить о нем можно заранее по увеличению температуры масла на сливе. В современных турбинах в баббит подшипников устанавливают термопары, с помощью которых измеряют его температуру.
,- Перегрев и подплавление колодок подшипников могут также произойти при снижении давления в системе смазки. Обычно устанавливается три контрольных уровня давления масла.. При снижении-давления масла до первого и второго уровней включаются соответственно резервный и аварийный маслонасосы, а при третьем контрольном уровне срабатывает электромагнитный выключатель, который подает сигнал на останов турбины. Если защита не срабатывает, турбину останавливает машинист.
§ 45. Аварии и неполадки камер сгорания, регенераторов и воздухоохладителей
Камера сгорания является одним из основных элементов, обеспечивающих надежную и экономичную работу ГТУ. Наиболее часто встречающейся неполадкой является большая неравномерность температур газа за встроенными камерами сгорания. Аварии и неполадки камер сгорания вызываются также короблением корпусов и пламенных труб, прогаром и появлением в них отложений, пульсациями горения, погасанием факела, смятием, пламенных труб, нарушением режима работы горелок или форсунок.
Коробление корпусов и пламенных труб является следствиемнеравномерного распределения температур, которое может возникать из-за дефектов охлаждения — нерационального распределения охлаждающего воздуха вблизи поверхности корпуса и пламенной трубы или в результате смещения факела в пламенной трубе. Смещение факела, кроме того, приводит к местному перегреву пламенной трубы, ее короблению или даже прогару. / Причиной смещения факела является нарушение нормальной работы форсунок и горелок, коробление и растрескивание стенок пламенных труб и регистров. Иногда невозможно стабилизировать факел и набрать полную нагрузку ГТУ из-за неравномерной подачи воздуха. Если топливо не сгорает в основном факеле до конца, его догорание происходит на струях вторичного воздуха, что также может вызвать выгорание металла пламенной трубы.
В зоне перегрева появляются отложения кокса и трещины. Значительные отложения кокса могут отрываться и выноситься потоком газа в турбину. Большие куски повреждают сопловые и особенно рабочие лопатки. Трещины в деталях камеры сгорания появляются также в результате малоцикловой или обычной усталости. Повторные пластические деформации деталей камеры сгорания развиваются вследствие больших температурных напряжений, возникающих при пусках и остановах ГТУ.
При определенных условиях в камере сгорания возникают продольные или поперечные колебания массы газа, находящегося в пламенной трубе. Возбудителями этих колебаний могут быть, например, возмущения потока за рассекателями, регистрами и т. д.
Пульсации горения сопровождаются пульсациями давления и вызывают появление механических переменных напряжений в деталях камеры сгорания, что приводит к их разрушениям в результате усталости материала.
Погасание факела чаще всего наблюдается после прекращения подачи топлива из-за неполадок в системе топливоподачи, помпажа, поломок фронтового устройства и выноса воды в камеру сгорания. При внезапном прекращении подачи топлива в камеру сгорания давление внутри пламенной трубы резко падает и ее может смять давлением находящегося снаружи вторичного воздуха.
При работе камер сгорания на газообразном топливе большое * количество газового конденсата (жидкой фазы) может вызвать аварийный режим. В этом случае топливно-воздушная смесь вблизи фронтового устройства переобогащается и не горит. Горение начинается только в зоне подвода вторичного воздуха и стабилизируется в проточной части турбины. При этом лопатки турбины резко перегреваются и разрушаются.
Наиболее распространенным нарушением работы форсунок является их износ вследствие наличия в топливе твердых частиц и коксования жидкого топлива. Коксование возникает в местах протечек жидкого топлива через неплотности соединений деталей форсунок или после прекращения подачи топлива при останове ГТУ.
Одной из распространенных неполадок камер сгорания, которая v не вызывает аварий оборудования, является появление вредных выбросов в атмосферу СО и СОг и оксидов азота. При сжигании, жидкого топлива в результате образования сажистых частиц об* разуется дым. Чтобы ликвидировать дымление, необходимо добиться полного сгорания топлива: увеличить коэффициент избытка первичного воздуха, ликвидировать зоны, переобогащенные топливом, и улучшить его распыливание. Дымление можно снизить также, вводя в топливо противодымные присадки.
Основным нарушением в работе регенераторов и воздухоохладителей является появление в них неплотностей, отложений, а' также коррозии. Неплотности появляются из-за разрушения поверхностей нагрева вследствие вибрации или температурных напряжений, возникающих при пусках-остановах. Через появившиеся неплотности происходят утечки сжатого воздуха. Коррозия поверхностей нагрева возникает главным образом из-за присутствия влаги в воздухе. Чем больше нагрет воздух, тем больше влаги в нем может быть испарено. Если поверхность теплообмена охлаждена ниже точки росы, на ней начинается интенсивная конденсация влаги и, как следствие, коррозия.
Отложения на поверхностях теплообмена, омываемых воздухом, возникают, если воздух загрязнен. В регенераторе со стороны газа образуются отложения сажи, несгоревшего жидкого топлива, пыли. При определенных условиях эти отложения воспламеняются. Работа ГТУ при горении этих отложений допускается. В случае останова ГТУ пламя гасят с помощью системы пожаротушения.
В водяных каналах теплообменников отложения "возникают при использовании воды с неорганическими и органическими загрязнениями. Для удаления этих отложений теплообменные поверхности периодически очищают.
§ 46. Аварии и неполадки систем топливоснабжения, автоматического регулирования и защиты
В системах жидкого топливоснабжения неполадки могут возникать при подготовке и распределении топлива. Отказ в холодное время года системы подогрева жидкого топлива приводит к прекращению его подачи в ГТУ. Это случается также при поломке топливных насосов, засорении фильтров, разрушении топливопроводов.