Файл: А втономная некоммерческая организация Дополнительного профессионального образования Образовательный центр ПетроПроф.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
\/ В корпусе располагаются две турбины — высокого (ТВД) и низкого (ТНД) давления, сопловые лопатки 15 которых соответственно крепятся в обоймах 3 и 14. В местах выхода ротора из корпуса располагаются концевые уплотнения 13.
§ 6. Камеры сгорания
В камерах сгорания внутренняя энергия топлива при сжигании преобразуется в потенциальную энергию рабочего тела. В современных ГТУ используется жидкое или газообразное топливо. Для сжигания топлива необходим окислитель, которым служит кислород воздуха. Воздух повышенного Давления поступает в камеру сгорания после компрессора.
При сжигании топлива образуются газообразные продукты сгорания высокой температуры, которые перемешиваются с дополнительным количеством воздуха. Образующийся горячий газ (рабочее тело) направляется в газовую турбину.
JtfПростейшая камера сгорания (рис. 23) состоит из топливораздающего устройства 8, регистра первичного воздуха 2, пламенной трубы 3 и смесителя 4, которые размещаются в корпусе 7. Корпус нагружен давлением изнутри.
Топливораздающее устройство (горелка или форсунка) <§ подает топливо в зону горения 6. Весь воздух, подаваемый в камеру сгорания, разделяется на два потока. Меньшая часть воздуха (первичный воздух) в количестве, необходимом для поддержания • процесса горения, поступает через регистр 2 в зону горения. Большая часть воздуха (вторичный воздух) в процессе горения не участвует, а проходит между корпусом 7 и пламенной трубой 3, охлаждая ее. Затем, пройдя через смеситель 4, этот воздух перемешивается с продуктами сгорания в зоне смешения 5, охлаждая их до заданной температуры.
Конструкция камеры сгорания зависит от назначения и схемы i/ ГТУ, параметров ее цикла и вида топлива. Вместе с тем существует ряд признаков, по которым можно разделить камеры сгорания ГТУ на несколько типов.
Рис. 23. Камера сгорания ГТУ:
/ — подвод топлива, 2 — регистр, 3 — пламенная труба, 4 — смеситель, S— зона смешения, 6 — зона горения, 7 — корпус, 8 — топливораздающее устройство (форсунка)
Так, камеры сгорания бывают выносные и встроенные. Выносные располагаются вне корпусов турбины и компрессора и соединяются с ними или регенератором трубопроводами, а" встроенные находятся непосредственно в корпусе.
Выносные камеры сгорания, чаще всего используемые в стационарных ГТУ и реже на транспортных (судовых локомотивных и автомобильных), хорошо компонуются с регенератом*
Рис. 24. Газотурбинные установки с выносной (а) и
встроенными (б) камерами сгорания: / — компрессор, 2 — турбина, 3 — камера сгорания, 4 — регенератор
Расположения выносной камеры сгорания в ГТУ с регенерацией теп лоты и встроенной показаны на рис 24 а б генерацией теле- По конструктивным признакам встроенные камеры сгорания могут быть кольцевыми, трубчато-кольцевыми и секционными _ (рис 25, а—в), а также-индивидуальными (см. рис 23) НЫМИ К. Кольцевые камеры сгорания (рис. 25, а) наиболее легки компактны, используются в простой схеме ГТУ и располагаются между компрессором и турбиной вокруг ротора 2.
Горячий газ
Рис. 25. Встроенные камеры сгорания:
а —кольцевая, б — трубчато-кольцевая, а — секционная; 1, 5 — внутренняя и наружная обечайки корпуса, 2 — ротор, 3,4 — внутренняя и наружная обечайки плененной трубы, 6 — регистры, 7 — патрубки переброски пламени, в — пламенная труба, 9 — корпус
Рабочий объем кольцевой камеры сгорания представляет собой сплошное кольцевое пространство между внутренней 3 и наружной 4 обечайками пламенной трубы. Кольцевые камеры сгорания, работающие на жидком топливе, применяются преимущественно в авиации, так как при больших размерах они становятся ненадежными. В стационарных ГТУ используются кольцевые микрофакельные камеры сгорания, работающие на газе.
Трубчато-кольцевые камеры сгорания (рис. 25, б) имеют несколько пламенных труб 8, расположенных в общем корпусе вокруг оси турбокомпрессора (обычно их 6—12) и соединенных патрубками 7 для переброски пламени. Это необходимо при пуске, а также случайном погасании факела в одной из пламенных труб. Вторичный воздух омывает пламенные трубы снаружи. Продукты сгорания попадают в общий кольцевой патрубок, а из него — в газовую турбину.
Секционные камеры сгорания (рис. 25, в) состоят из нескольких одинаковых камер сгорания, расположенных вокруг оси турбокомпрессора в собственных корпусах
9, соединенных патрубками 7. Продукты сгорания попадают в турбину из общего кольцевого коллектора. Секционные камеры сгорания самые большие по
Охлаждающий воздух
Рис. 26. Многогорелочная камера сгорания:
/ — корпус пламенной трубы, 2 —
регистры, 3 — каналы для прохода
воздуха
габаритам, однако наиболее удобные при ремонте, так как разборки всех камер сгорания в этом случае не требуется.
В настоящее время в стационарных ГТУ, особенно транспортных, все чаще применяются камеры сгорания, объединяющие признаки трубчато-кольцевых, секционных и индивидуальных.
Кроме того, камеры сгорания можно разделить по роду сжигаемого топлива — жидкого, газообразного, твердого.
Камеры сгорания, в которых сжигают жидкое и газообразное топливо, отличаются размерами горелочных устройств, а для сжигания твердого топлива имеют дополнительные устройства для удаления золы. Пока камеры сгорания- для сжигания твердого топлива находятся в опытной эксплуатации.
По направлению потоков" камеры сгорания подразделяют на прямоточные и противоточные. В прямоточных продукты сгорания и воздух имеют одинаковое направление, а в противоточных их направление встречное.
Камеры сгорания подразделяются также по количеству горелок на одной пламенной трубе на одногорелочные и многогорелочные (рис. 26).
Одним из основных элементов любой камеры сгорания является пламенная труба. На рис. 27 показана пламенная труба, состоящая из отдельных обечаек /, вставленных друг в Друга. Между обечайками остается зазор, так как они отделены друг от друга волнистой лентой, приваренной к наружной обечайке контактной сваркой.
Рис. 27. Пламенная труба из обечаек:
/ — обечайки, 2 т- регистр, 3 — смеситель,
4 — волнистая лента
На рис. 28, а показана двухстенная пламенная труба, а на рис. 28, б —г различные схемы ее охлаждения. Внутренняя стенка 3 (рис. 28, б, в) может иметь ребра 5, на которых держится наружная стенка 2, или не иметь их. Внутренняя стенка может быть также гофрированной <{рис. 28, г) и крепится к наружной специальными штифтами 7.
Особое внимание обращают на организацию охлаждения пламенной трубы, так как температура среды внутри нее достигает 1500—1800° С. В пламенной трубе, показанной на рис. 27, небольшое количество вторичного воздуха проходит в кольцевые щели между обечайками и образует на ее внутренней поверхности защитную пленку, отделяющую стёнку трубы от пламени.
г 3 ч
Рис. 28. Двухстенная пламенная труба (а) и схемы ее охлаждения (б, в, г):
1 — регистр, 2, 3 — наружная я внутренняя стенки, 4 — смеситель, 5 — ребра, 6 — отверстия для прохода воздуха, 7 — штифты, 8 — гофрированная внутренняя стенка
Такой слой создается при любой схеме охлаждения. В стенках двухстенной пламенной трубы (рис. 28, а—-г) выполняются отверстия 6, через которые проходит охлаждающий воздух, создающий защитную пленку. Кроме того, применяют, одновременное охлаждение через кольцевые щели и отверстия.
Теплоту передается к стенкам пламенной трубы в основном от светящегося факела пламени лучеиспусканием. Несмотря на охлаждение, стенки пламенных труб имеют высокую температуру и поэтому изготавливаются из жаростойкой стали. v Форсунки предназначены для подачи жидкого топлива в камеру сгорания. Эффективность сжигания жидкого топлива в первую очередь зависит от качества распыливания. При плохом распиливании появляется механический недожог, вызывающий снижение экономичности, закоксовывание камер сгорания и опасность разрушения проточной части турбины отрывающимися коксовыми на-< ростами.
Жидкое топливо не горит, горят его пары. Скорость испарения капель пропорциональна их поверхности. Зависимость суммарной площади F, м2, поверхности капель 1 кг распыленного топлива от тонкости распыливания (диаметра капель d, мкм) показана на рис. 29. Чем лучше распылено топливо, тем больше площадь его соприкосновения с воздухом и тем быстрее оно испаряется и сгорает.
1 Форсунки должны обеспечивать высокое качество распыливания при всех возможных режимах работы (расход топлива может изменяться от 10 до 100%), иметь простую конструкцию и быть взаимозаменяемыми.
Для распыливания жидкого топлива в ГТУ применяют форсунки двух типов: механические и пневматические. Преимуществом механических форсунок является компактность, малая затрата энергии на распыление и удачное взаимодействие топливного факела с воздухонаправляющим -устройством завихривающего типа. В пневматических форсунках топливо дробится с помощью сжатого воздуха? или пара, для чего на ГТУ должен иметься их источник. Давление воздуха или пара должно быть намного больше давления в камере сгорания, что является основным недостатком пневматических форсунок.
Рассмотрим принцип действия форсунок различных типов.
Простейшая механическая форсунка (рис. 30) имеет распылитель, который выполнен в виде цилиндрического корпуса / и вставки 3.
600
гоо
о.
5S
15S с1,мкм
Рис. 29. Зависимость суммарной площади поверхности капель 1 кг топлива от тонкости распыливания
Рис. 30. Механическая форсунка:
/ — корпус, 2 — канал для подвода топлива, 3 — вставка, 4— вихревая камера, 5 — тангенциальный канал, S— сопло
—1- — — -■--
Жидкое топливо из камеры, расположенной между корпусом и вставкой, попадает в камеру завихрения 4 через тангенциальные каналы 5, закручивается и в виде кольцевой струи вытекает из сопла 6. Сплошная кольцевая струя / (рис. 31), вытекающая из форсунки, неустойчива и при высоких скоростях истечения распадается под действием гидродинамических сил сначала на крупные куски пленки //, а затем на мелкие капли ///.
Изменять расходы топлива в простейшей форсунке можно, изменяя давление перед ней. Однако от перепада давлений зависит тонкость распыливания. Уменьшение расхода топлива на 60% приводит к увеличению диаметра капли в 1,85 раза. Такое распыливание неудовлетворительно.
Простейшим способом его улучшения является замена односоплового распылителя групповым, состоящим из 3—6 форсунок. При этом изменяют расход в основном отключением отдельных форсунок и регулируют давление в каждой из них в узких пределах.
ТдплаНа
Рис. 31. Схема образова- Рис. 32. Механическая фор-ния капель топлива при сунка с изменяемым сече-вытекании из сопла нием тангенциальных каналов:
/ — корпус, 2 — вставка, 3 —
поршень, А — тангенциальные
каналы, 5 — сопло
Усложнив конструкцию форсунки, можно изменять расход топлива, изменяя сечения тангенциальных каналов (рис. 32). Во вставке 2 выполнено несколько отверстий 4 разной длины. При перемещении поршня 3 изменяется площадь их проходного сечения и, следовательно, расход топлива через форсунку.
Применяется также регулирование расхода топлива с помощью обратного слива (рис. 33). В "таких форсунках не все топливо, поступающее в них, попадает в камеру сгорания. Часть его из камеры
§ 6. Камеры сгорания
В камерах сгорания внутренняя энергия топлива при сжигании преобразуется в потенциальную энергию рабочего тела. В современных ГТУ используется жидкое или газообразное топливо. Для сжигания топлива необходим окислитель, которым служит кислород воздуха. Воздух повышенного Давления поступает в камеру сгорания после компрессора.
При сжигании топлива образуются газообразные продукты сгорания высокой температуры, которые перемешиваются с дополнительным количеством воздуха. Образующийся горячий газ (рабочее тело) направляется в газовую турбину.
JtfПростейшая камера сгорания (рис. 23) состоит из топливораздающего устройства 8, регистра первичного воздуха 2, пламенной трубы 3 и смесителя 4, которые размещаются в корпусе 7. Корпус нагружен давлением изнутри.
Топливораздающее устройство (горелка или форсунка) <§ подает топливо в зону горения 6. Весь воздух, подаваемый в камеру сгорания, разделяется на два потока. Меньшая часть воздуха (первичный воздух) в количестве, необходимом для поддержания • процесса горения, поступает через регистр 2 в зону горения. Большая часть воздуха (вторичный воздух) в процессе горения не участвует, а проходит между корпусом 7 и пламенной трубой 3, охлаждая ее. Затем, пройдя через смеситель 4, этот воздух перемешивается с продуктами сгорания в зоне смешения 5, охлаждая их до заданной температуры.
Конструкция камеры сгорания зависит от назначения и схемы i/ ГТУ, параметров ее цикла и вида топлива. Вместе с тем существует ряд признаков, по которым можно разделить камеры сгорания ГТУ на несколько типов.
Рис. 23. Камера сгорания ГТУ:
/ — подвод топлива, 2 — регистр, 3 — пламенная труба, 4 — смеситель, S— зона смешения, 6 — зона горения, 7 — корпус, 8 — топливораздающее устройство (форсунка)
Так, камеры сгорания бывают выносные и встроенные. Выносные располагаются вне корпусов турбины и компрессора и соединяются с ними или регенератором трубопроводами, а" встроенные находятся непосредственно в корпусе.
Выносные камеры сгорания, чаще всего используемые в стационарных ГТУ и реже на транспортных (судовых локомотивных и автомобильных), хорошо компонуются с регенератом*
Рис. 24. Газотурбинные установки с выносной (а) и
встроенными (б) камерами сгорания: / — компрессор, 2 — турбина, 3 — камера сгорания, 4 — регенератор
Расположения выносной камеры сгорания в ГТУ с регенерацией теп лоты и встроенной показаны на рис 24 а б генерацией теле- По конструктивным признакам встроенные камеры сгорания могут быть кольцевыми, трубчато-кольцевыми и секционными _ (рис 25, а—в), а также-индивидуальными (см. рис 23) НЫМИ К. Кольцевые камеры сгорания (рис. 25, а) наиболее легки компактны, используются в простой схеме ГТУ и располагаются между компрессором и турбиной вокруг ротора 2.
Горячий газ
Рис. 25. Встроенные камеры сгорания:
а —кольцевая, б — трубчато-кольцевая, а — секционная; 1, 5 — внутренняя и наружная обечайки корпуса, 2 — ротор, 3,4 — внутренняя и наружная обечайки плененной трубы, 6 — регистры, 7 — патрубки переброски пламени, в — пламенная труба, 9 — корпус
Рабочий объем кольцевой камеры сгорания представляет собой сплошное кольцевое пространство между внутренней 3 и наружной 4 обечайками пламенной трубы. Кольцевые камеры сгорания, работающие на жидком топливе, применяются преимущественно в авиации, так как при больших размерах они становятся ненадежными. В стационарных ГТУ используются кольцевые микрофакельные камеры сгорания, работающие на газе.
Трубчато-кольцевые камеры сгорания (рис. 25, б) имеют несколько пламенных труб 8, расположенных в общем корпусе вокруг оси турбокомпрессора (обычно их 6—12) и соединенных патрубками 7 для переброски пламени. Это необходимо при пуске, а также случайном погасании факела в одной из пламенных труб. Вторичный воздух омывает пламенные трубы снаружи. Продукты сгорания попадают в общий кольцевой патрубок, а из него — в газовую турбину.
Секционные камеры сгорания (рис. 25, в) состоят из нескольких одинаковых камер сгорания, расположенных вокруг оси турбокомпрессора в собственных корпусах
9, соединенных патрубками 7. Продукты сгорания попадают в турбину из общего кольцевого коллектора. Секционные камеры сгорания самые большие по
Охлаждающий воздух
Рис. 26. Многогорелочная камера сгорания:
/ — корпус пламенной трубы, 2 —
регистры, 3 — каналы для прохода
воздуха
габаритам, однако наиболее удобные при ремонте, так как разборки всех камер сгорания в этом случае не требуется.
В настоящее время в стационарных ГТУ, особенно транспортных, все чаще применяются камеры сгорания, объединяющие признаки трубчато-кольцевых, секционных и индивидуальных.
Кроме того, камеры сгорания можно разделить по роду сжигаемого топлива — жидкого, газообразного, твердого.
Камеры сгорания, в которых сжигают жидкое и газообразное топливо, отличаются размерами горелочных устройств, а для сжигания твердого топлива имеют дополнительные устройства для удаления золы. Пока камеры сгорания- для сжигания твердого топлива находятся в опытной эксплуатации.
По направлению потоков" камеры сгорания подразделяют на прямоточные и противоточные. В прямоточных продукты сгорания и воздух имеют одинаковое направление, а в противоточных их направление встречное.
Камеры сгорания подразделяются также по количеству горелок на одной пламенной трубе на одногорелочные и многогорелочные (рис. 26).
Одним из основных элементов любой камеры сгорания является пламенная труба. На рис. 27 показана пламенная труба, состоящая из отдельных обечаек /, вставленных друг в Друга. Между обечайками остается зазор, так как они отделены друг от друга волнистой лентой, приваренной к наружной обечайке контактной сваркой.
Рис. 27. Пламенная труба из обечаек:
/ — обечайки, 2 т- регистр, 3 — смеситель,
4 — волнистая лента
На рис. 28, а показана двухстенная пламенная труба, а на рис. 28, б —г различные схемы ее охлаждения. Внутренняя стенка 3 (рис. 28, б, в) может иметь ребра 5, на которых держится наружная стенка 2, или не иметь их. Внутренняя стенка может быть также гофрированной <{рис. 28, г) и крепится к наружной специальными штифтами 7.
Особое внимание обращают на организацию охлаждения пламенной трубы, так как температура среды внутри нее достигает 1500—1800° С. В пламенной трубе, показанной на рис. 27, небольшое количество вторичного воздуха проходит в кольцевые щели между обечайками и образует на ее внутренней поверхности защитную пленку, отделяющую стёнку трубы от пламени.
г 3 ч
Рис. 28. Двухстенная пламенная труба (а) и схемы ее охлаждения (б, в, г):
1 — регистр, 2, 3 — наружная я внутренняя стенки, 4 — смеситель, 5 — ребра, 6 — отверстия для прохода воздуха, 7 — штифты, 8 — гофрированная внутренняя стенка
Такой слой создается при любой схеме охлаждения. В стенках двухстенной пламенной трубы (рис. 28, а—-г) выполняются отверстия 6, через которые проходит охлаждающий воздух, создающий защитную пленку. Кроме того, применяют, одновременное охлаждение через кольцевые щели и отверстия.
Теплоту передается к стенкам пламенной трубы в основном от светящегося факела пламени лучеиспусканием. Несмотря на охлаждение, стенки пламенных труб имеют высокую температуру и поэтому изготавливаются из жаростойкой стали. v Форсунки предназначены для подачи жидкого топлива в камеру сгорания. Эффективность сжигания жидкого топлива в первую очередь зависит от качества распыливания. При плохом распиливании появляется механический недожог, вызывающий снижение экономичности, закоксовывание камер сгорания и опасность разрушения проточной части турбины отрывающимися коксовыми на-< ростами.
Жидкое топливо не горит, горят его пары. Скорость испарения капель пропорциональна их поверхности. Зависимость суммарной площади F, м2, поверхности капель 1 кг распыленного топлива от тонкости распыливания (диаметра капель d, мкм) показана на рис. 29. Чем лучше распылено топливо, тем больше площадь его соприкосновения с воздухом и тем быстрее оно испаряется и сгорает.
1 Форсунки должны обеспечивать высокое качество распыливания при всех возможных режимах работы (расход топлива может изменяться от 10 до 100%), иметь простую конструкцию и быть взаимозаменяемыми.
Для распыливания жидкого топлива в ГТУ применяют форсунки двух типов: механические и пневматические. Преимуществом механических форсунок является компактность, малая затрата энергии на распыление и удачное взаимодействие топливного факела с воздухонаправляющим -устройством завихривающего типа. В пневматических форсунках топливо дробится с помощью сжатого воздуха? или пара, для чего на ГТУ должен иметься их источник. Давление воздуха или пара должно быть намного больше давления в камере сгорания, что является основным недостатком пневматических форсунок.
Рассмотрим принцип действия форсунок различных типов.
Простейшая механическая форсунка (рис. 30) имеет распылитель, который выполнен в виде цилиндрического корпуса / и вставки 3.
600
гоо
о.
5S
15S с1,мкм
Рис. 29. Зависимость суммарной площади поверхности капель 1 кг топлива от тонкости распыливания
Рис. 30. Механическая форсунка:
/ — корпус, 2 — канал для подвода топлива, 3 — вставка, 4— вихревая камера, 5 — тангенциальный канал, S— сопло
—1- — — -■--
Жидкое топливо из камеры, расположенной между корпусом и вставкой, попадает в камеру завихрения 4 через тангенциальные каналы 5, закручивается и в виде кольцевой струи вытекает из сопла 6. Сплошная кольцевая струя / (рис. 31), вытекающая из форсунки, неустойчива и при высоких скоростях истечения распадается под действием гидродинамических сил сначала на крупные куски пленки //, а затем на мелкие капли ///.
Изменять расходы топлива в простейшей форсунке можно, изменяя давление перед ней. Однако от перепада давлений зависит тонкость распыливания. Уменьшение расхода топлива на 60% приводит к увеличению диаметра капли в 1,85 раза. Такое распыливание неудовлетворительно.
Простейшим способом его улучшения является замена односоплового распылителя групповым, состоящим из 3—6 форсунок. При этом изменяют расход в основном отключением отдельных форсунок и регулируют давление в каждой из них в узких пределах.
ТдплаНа
Рис. 31. Схема образова- Рис. 32. Механическая фор-ния капель топлива при сунка с изменяемым сече-вытекании из сопла нием тангенциальных каналов:
/ — корпус, 2 — вставка, 3 —
поршень, А — тангенциальные
каналы, 5 — сопло
Усложнив конструкцию форсунки, можно изменять расход топлива, изменяя сечения тангенциальных каналов (рис. 32). Во вставке 2 выполнено несколько отверстий 4 разной длины. При перемещении поршня 3 изменяется площадь их проходного сечения и, следовательно, расход топлива через форсунку.
Применяется также регулирование расхода топлива с помощью обратного слива (рис. 33). В "таких форсунках не все топливо, поступающее в них, попадает в камеру сгорания. Часть его из камеры