Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 444
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания старших подростков в школе
Психолого-педагогическая характеристика старших подростков
Методы и формы патриотического воспитания старших
Глава 2.Эмпирическое изучение патриотического воспитания старших подростков в школе
Екатеринбурга по патриотическому воспитанию старших подростков
Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков
Список использованной литературы
государство и общество. При этом патриотизм является важным ресурсом консолидации общества и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству [45].
В монографии Коротаевой Е.Г.: «Патриотизм □ это любовь к своему отечеству; к родным местам , или, как говорит автор, к «земле отцов», к родному языку, к народной культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм □ это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» [30].
Харламов И.Ф. рассматривает патриотизм как совокупность нравственных чувств и черт поведения, которые тесно взаимосвязаны друг с другом, включают в себя любовь к стране, активный труд на благо государства, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к памятникам истории и обычаям родной страны, привязанность и любовь к малой родине; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и
самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [63].
Мальковская Т.Н., относит патриотизм к нравственным качествам. Она включает в понятие патриотизма любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость национализму, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций,
национальное достоинство, гордость и честь. Все это, по ее мнению, находит свое воплощение в гражданственности.
Стоит отметить, что патриотическое воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, который обеспечивает вхождение молодых людей в жизнь общества, благодаря которому они становятся активными субъектами исторического процесса своего времени [44].
В период различных исторических эпох, в зависимости от социально- экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в понятие патриотического воспитания вкладывали различные аспекты.
В отечественной школе всегда уделялось много внимания воспитанию у молодежи нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей стране, ценностного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этом значимое место в воспитании патриотических чувств, всегда занимали средства массовой информации, ранее это были: радио, художественные отечественные кинофильмы, театральные постановки, художественная литература. В наше время, роль СМИ в патриотическом воспитании старших подростков не стоит умолять, так как появились новые виды средств массовой информации, очень распространенные среди молодежи: социальные сети, телевидение [55].
Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания многочисленны и разнообразны. В них раскрываются
теоретические аспекты воспитания, например, сущность понятия
«патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования. Немало внимания уделяется и прикладным аспектам воспитания. В данном случае, авторы чаще рассматривают различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое,
воспитание на трудовых и боевых традициях народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся подросткового возраста.
Макаренко А.С. отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. По его мнению, патриот должен быть готов не только на кратковременную «героическую вспышку», но и на работу, долгую, зачастую очень тяжелую, грязную, требующую много усилий, и жертв. Особый интерес при исследовании вопросов патриотического воспитания в советский период имеют, работы Сухомлинского В.Л. Он считал, что школа должна воспитывать у молодого поколения готовность к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Сухомлинский В.А. отмечал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к обычному, будничному, каждодневному труду. Это труд для общества как патриотическая деятельность, причем деятельность детей, организуемая педагогом, с целью воспитания патриота и представляет эта деятельность движущую силу формирования личности сознательного гражданина. В своих работах Сухомлинский В.А. также указывал и на трудности в воспитании патриотизма. Одна из них, по его мнению, заключается в том, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить уровень патриотизма. Патриотизм становится основой силы духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы,
связанные с малой родиной, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это □ твоя Родина [61].
Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
В настоящее время на смену воспитания коллективизма пришла идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, появились прецеденты неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это привело к тому, что в восприятии понятий «патриотизм»,
«патриот» у некоторых молодых людей присутствует негативный оттенок. Однако для большинства россиян эти понятия не утратили свое первоначальное, положительное значение. Для них эти слова несут значение чувства гордости своим краем, историей государства, свершениями соотечественников. Это связано для них с стремлением сделать Россию богаче, крепче. Утратив патриотизм, и, как следствие, связанные с ним национальные гордость и достоинство, мы рискуем потерять себя как народ, способный на великие подвиги и прорывы [21].
Несмотря на то, что процесс частичной утраты патриотизма происходит в российском обществе, особенно среди молодежи, для сохранения своей страны, нам необходимо коренным образом изменить свое отношение к воспитанию школьной и студенческой молодежи. В отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания юного поколения, в том числе
и патриотического воспитания, которое является общественным цементом, связывающим граждан в честное, дружное общество [16].
Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его взаимосвязь с другими направлениями воспитания, например гражданским, нравственным,
трудовым, эстетическим, что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем сочетание части и целого. Это обусловлено тем, что:
В монографии Коротаевой Е.Г.: «Патриотизм □ это любовь к своему отечеству; к родным местам , или, как говорит автор, к «земле отцов», к родному языку, к народной культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм □ это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» [30].
Харламов И.Ф. рассматривает патриотизм как совокупность нравственных чувств и черт поведения, которые тесно взаимосвязаны друг с другом, включают в себя любовь к стране, активный труд на благо государства, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к памятникам истории и обычаям родной страны, привязанность и любовь к малой родине; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и
самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [63].
Мальковская Т.Н., относит патриотизм к нравственным качествам. Она включает в понятие патриотизма любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость национализму, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций,
национальное достоинство, гордость и честь. Все это, по ее мнению, находит свое воплощение в гражданственности.
Стоит отметить, что патриотическое воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, который обеспечивает вхождение молодых людей в жизнь общества, благодаря которому они становятся активными субъектами исторического процесса своего времени [44].
В период различных исторических эпох, в зависимости от социально- экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в понятие патриотического воспитания вкладывали различные аспекты.
В отечественной школе всегда уделялось много внимания воспитанию у молодежи нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей стране, ценностного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этом значимое место в воспитании патриотических чувств, всегда занимали средства массовой информации, ранее это были: радио, художественные отечественные кинофильмы, театральные постановки, художественная литература. В наше время, роль СМИ в патриотическом воспитании старших подростков не стоит умолять, так как появились новые виды средств массовой информации, очень распространенные среди молодежи: социальные сети, телевидение [55].
Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания многочисленны и разнообразны. В них раскрываются
теоретические аспекты воспитания, например, сущность понятия
«патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования. Немало внимания уделяется и прикладным аспектам воспитания. В данном случае, авторы чаще рассматривают различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое,
воспитание на трудовых и боевых традициях народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся подросткового возраста.
Макаренко А.С. отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. По его мнению, патриот должен быть готов не только на кратковременную «героическую вспышку», но и на работу, долгую, зачастую очень тяжелую, грязную, требующую много усилий, и жертв. Особый интерес при исследовании вопросов патриотического воспитания в советский период имеют, работы Сухомлинского В.Л. Он считал, что школа должна воспитывать у молодого поколения готовность к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Сухомлинский В.А. отмечал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к обычному, будничному, каждодневному труду. Это труд для общества как патриотическая деятельность, причем деятельность детей, организуемая педагогом, с целью воспитания патриота и представляет эта деятельность движущую силу формирования личности сознательного гражданина. В своих работах Сухомлинский В.А. также указывал и на трудности в воспитании патриотизма. Одна из них, по его мнению, заключается в том, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить уровень патриотизма. Патриотизм становится основой силы духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы,
связанные с малой родиной, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это □ твоя Родина [61].
Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
В настоящее время на смену воспитания коллективизма пришла идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, появились прецеденты неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это привело к тому, что в восприятии понятий «патриотизм»,
«патриот» у некоторых молодых людей присутствует негативный оттенок. Однако для большинства россиян эти понятия не утратили свое первоначальное, положительное значение. Для них эти слова несут значение чувства гордости своим краем, историей государства, свершениями соотечественников. Это связано для них с стремлением сделать Россию богаче, крепче. Утратив патриотизм, и, как следствие, связанные с ним национальные гордость и достоинство, мы рискуем потерять себя как народ, способный на великие подвиги и прорывы [21].
Несмотря на то, что процесс частичной утраты патриотизма происходит в российском обществе, особенно среди молодежи, для сохранения своей страны, нам необходимо коренным образом изменить свое отношение к воспитанию школьной и студенческой молодежи. В отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания юного поколения, в том числе
и патриотического воспитания, которое является общественным цементом, связывающим граждан в честное, дружное общество [16].
Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его взаимосвязь с другими направлениями воспитания, например гражданским, нравственным,
трудовым, эстетическим, что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем сочетание части и целого. Это обусловлено тем, что:
-
во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, посредством духовно-нравственного обогащения; -
во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества; -
в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума; -
в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, для которой приоритетной социально-нравственной задачей является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству; -
в-пятых, истинный патриотизм □ в его духовности.