Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 447
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания старших подростков в школе
Психолого-педагогическая характеристика старших подростков
Методы и формы патриотического воспитания старших
Глава 2.Эмпирическое изучение патриотического воспитания старших подростков в школе
Екатеринбурга по патриотическому воспитанию старших подростков
Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков
Список использованной литературы
Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания старших подростков в школе
-
Понятие патриотического воспитания и ретроспектива его развития
Для того чтобы выстроить ретроспективу развития понятия патриотического воспитания и дать его современное определение, рассмотрим отдельно такие понятия, как воспитание и патриотизм.
Понятие «воспитание» – в педагогике употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса [21].
Л.И. Маленкова рассматривает воспитание как:
-
процесс развития отношений воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, людям, природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому; -
формирование жизненной позиции ребенка. Поиск своего места в системе ценностных отношений к миру. Реализуется при помощи того, что ребенок, или детский коллектив, ставится в позицию активного субъекта воспитывающей деятельности, он оказывается в ситуации выбора ценностей [43].
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» мы можем найти определение понятия воспитания. Воспитание, согласно закону — это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [48].
Теперь, что бы дать определение именно патриотического воспитания, рассмотрим, что же такое патриотизм. Необходимо отметить, что в разные периоды истории нашего государства понятие «патриотизм» трактовалось по-разному. Патриотизм – неотъемлемая часть русской национальной идеи, важный компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда считался символом мужества и героизма, необходимым условием величия государства.
Становление понятия патриотизм начинается с самого начала существования государства Древняя Русь. Это связано с наличием в тот период длительной внешней военной угрозы, внутренними междоусобными конфликтами княжеств. Эти факторы вызывали необходимость укрепления молодого государства на политическом и культурном уровне. Уже в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона зарождается идея ценности российского государства, основанного на духовном единстве народов в поисках высшей благодати. Идея любви к родине, народу, становится одной из ведущих черт древнерусской и средневековой философии, которая традиционно выделяла проблемы исторического пути, независимости, саморазвития российского государства, как главные. Патриотизм понимался в данном случае, как стремление к национальному и политическому единению ради сохранения и благополучия Русского государства [57].
В русском национальном самосознании патриотизм зачастую был связан с традициями православной веры и заключался в готовности
самопожертвования ради страны. Термин «патриот» впервые начали применять в России начала в XVIII столетия, в связи с Северной войной. Во времена правления Петра I патриотизм считается высшей добродетелью и становится основой российской государственной идеологии. Главные
ценности того периода отражают слова «Бог, Царь и Отечество». Граждане Российской Империи отождествляли понятие патриотизма не только с военной службой. Гражданский патриотизм был распространен очень широко, и при этом имел черты «сознательного» патриотизма. Именно для периода петровского правления характерен рост национального самосознания и укрепление государственного начала в нем.
Событиям 1812 года принадлежит особая роль в развитии понятия патриотизм. Значение войны 1812 года состояло в том, произошел новый рост патриотических чувств, среди всех слоёв населения. Борьба против общего врага пробудила потенциальные силы народа и заставила Россию увидеть себя в новом свете, как государство. Стоит отметить, что взгляд различных общественных и культурных деятелей на понятие патриотизма в России иногда был неоднозначным. Так Л.Н. Толстой термин «русский патриотизм» заменяет понятием «русский национальный характер». Его мнение заключалось в том, что патриотизм порождает войны и служит главной опорой государственного угнетения, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов. Но для того, что бы правильно трактовать позицию Л.Н. Толстого по отношению к определению патриотизма, надо помнить про его идею о «непротивлении злу насилием» [12].
Уже в царской России патриотическое воспитание подрастающего поколения стало одной из задач образовательных учреждений. До революции
существовала система образовательных учреждений, позволяющих эффективно прививать основы патриотизма молодым людям. Данные учреждения успешно готовили специалистов не только военного дела, но и людей, гражданской и государственной службы. Яркими примерами может считаться система кадетского образования и императорских лицеев.
Кадетские корпуса в России начали создаваться в XVIII веке для подготовки молодых людей к военной и гражданской службе. До революции
1917 года кадетское образование пережило ряд реформ, связанных с попытками создания стройной системы образования, построенной на единых принципах обучения и воспитания. В процессе реформ компонент военного образования то усиливался, то ослабевал, но в любом случае оставался основой данного вида образовательных учреждений.
Помимо кадетских корпусов, развивались Императорские лицеи. Наиболее знаменитый и по сей день — Императорский Царскосельский лицей, существовавший с 1811 года в Царском Селе, а с 1843 года был перенесен в Санкт-Петербург. Лицей известен как учреждение, в котором обучался А.С.Пушкина. Программа лицея была ориентирована на подготовку государственных чиновников высших рангов.
В советское время составляющая патриотического воспитания отличалась от составляющей периода царской России, и была основана на существующей в то время государственной идеологии, обусловленной политическим режимом того времени.
В период существования Советского союза высшей формой патриотизма считался социалистический патриотизм. Его основным
новшеством было то, что основывался он на высокой сознательности народных масс и носил активный, действенный характер. Характерной чертой патриотического воспитания того времени было его распространение на область повседневного труда народных масс. Социалистический патриотизм органически сочетался с пролетарским интернационализмом.
События Великой Отечественной войны доказали необходимость и значимость патриотического воспитания. И. А. Смирнов отмечает, что именно чувство патриотизма придавало силы нашему народу в борьбе с захватчиками. После победы над фашистской Германией подвиг в военных действиях сменился подвигом трудовым.
В послевоенный период в основе идейно-политического воспитания молодежи лежало повышение политической сознательности, нетерпимости к
проявлениям буржуазной идеологии, воспитание высокого чувства ответственности за защиту Советского государства, патриотизма, национальной гордости при помощи всех имевшихся в государстве возможностей. Одной из новых форм военно-патриотического воспитания стали мероприятия по увековечению памяти героев Великой Отечественной войны [19].
Микрюков В.Ю. считает, что патриотизм – это исторически сложившаяся и постоянно развивающаяся категория социальной педагогики, которая отражает устойчивое положительное отношение граждан к своему Отечеству. Проявляется эта категория в деятельности общества на благо государства, в реализации деятельности в равных позициях участвуют и