Файл: О. А. Кирьяш (подпись).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 5. Анализ результатов.

Ответы детей:

  1. Алёна Ж.: «Я назову рассказ «Щенок». Щенок был грустный, потому что шел дождь и ему было холодно, а потом пришли девочки и взяли щенка домой, он покушал и обрадовался, а потом пошел спать». (Средний уровень).

  2. Никита И. «Про щенка, называется рассказ. Он сидел на улице, а потом его забрали и он уснул». (Низкий уровень).

  3. Отказ от ответа 0 баллов.


Таким образом, по результатам выполнения всех трех заданий определяется уровень развития связной речи дошкольников:

Высокий уровень - 21 - 19 балл;

Средний уровень - 18 - 13 баллов;

Низкий уровень - меньше 12 баллов.

Сводные результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в таблице 6.


Группа

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Экспериментальная

группа

3

10

2

Контрольная

группа

4

8

3


Таблица 6. Уровень развития связной речи (на констатирующем этапе эксперимента).

Таким образом, анализ проведенного исследования уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста в двух группах испытуемых показывает, что преобладает средний уровень развития данного умения. Некоторые ребята не умеют составлять рассказы. Видно, что очень слабо дети владеют связной речью.

Однако у некоторых детей довольно хорошо развита связная речь: она отвечает программным задачам. Эти дети хорошо понимают структуру текста, замечают
ее недостающую часть, наполняют ее содержанием.

У остальных детей возникли сложности при определении нарушения целост -ности текста, им было сложно заметит отсутствие начала и предложить свой вари -

ант, но они умеют раскладывать сюжетные картинки - эти дети относятся к среднемууровню.

К низкому уровню связной речи относятся дети, у которых маленький словарный запас, плохо развитая память и разговорная речь. Очень многие дети не смогли правильно разложить сюжетные картинки.

На основе полученных результатов можно сделать вывод о необходимости проведения работы, направленной на повышение эффективности развития связной речи данной группы.

Для повышения эффективности развития связной речи данной группы, были использованы игры-драматизации, о которых будет более подробно написано в следующем подразделе.

Ведь именно игра-драматизация помогает в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, игра-драматизация учит детей фантазировать, сочинять, помогает чувствовать, учит преодолевать застенчивость, замкнутость, робость, учит отстаивать свою точку зрения, самостоятельно и осмысленно находить оригинальные решения в любой ситуации, развивает словесное творчест -во, творческие способности.


2.2 Апробация комплекса игр-драматизаций, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников


Проблема развития связной речи у детей не теряет своей актуальности в педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и общепсихическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно-мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. В условиях учреждения дошкольного образования используются разнообразные методы для развития связной речи воспитанников, при этом недостаточно внимания уделяется игре-драматизации.

В игре-драматизации формируется диалогическая, монологическая эмоцио -

нально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка.

С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Развитие игры-драматизации идет через восприятие театрализованных пред -

ставлений, инсценировок и освоение смысла происходящего в них, действий с игрушками и костюмами, от ознакомления с ними, примеривания к себе, выполне -

ния отдельных пластических этюдов, разыгрывания эпизодов, фрагментов сказки, сценок к разыгрыванию сказки со взрослым рядом с остальными участниками. Лишь после этапов восприятия и ориентировки, опробования, возникает легко и свободно сюжетно-ролевая игра-драматизация с импровизацией ролевых диалогов. И эта игра выливается естественно в театрализованное представление для зрителей.

Но особую ценность представляет игра-драматизация как подлинная самодеятель -

ность детей, как импровизация в самостоятельной деятельности [60].

В экспериментальной группе организована соответствующая предметно-пространственная среда:

1. Игры-драматизации:

а) игры-драматизации с куклами;

б) пальчиковый театр;

в) элементы костюмов: жилетки, накидки, юбки, платки, шарфы, кушаки, шляпы и шляпки, парики, очки, усы, короны, диадемы и др.;


г) перчаточный театр;

д) баночный театр;

е) театр на ложках;

2. Режиссёрские игры:

а) настольный театр картинок;

б) театр на фланелеграфе;

в) театр на кубиках.

Театрализованная деятельность становится особенно эффективным средством активизации связной речи в том случае, если выбор сюжета определяется запросами детей, а не дидактическими задачами взрослого.

Мною был составлен план работы по развитию связной речи детей посредст -

вом использования игр-драматизаций. Данная деятельность организовывалась на протяжении месяца. План представлен в таблице 7.


Срок

Название

1 неделя

Игра-драматизация Сказка «Морозко»

Игра-драматизация по сказке «Заюшкина избушка»

2 неделя

Игра-инсценировка по сказке «Муха-Цокотуха»

Игра-драматизация по рассказу «Живая шляпа».

3 неделя

Инсценировка отрывка из рассказа «Фантазеры»

Игра-драматизация по сказке «Колобок»

4-5 неделя

Игра-драматизация по рассказу «Под грибом»

Разыгрывание отрывка из рассказа «Живая шляпа»


Таблица 7. Развитие связной речи детей посредством игр-драматизаций.
С воспитанниками на протяжении пяти недель было проведено 8 игр-драмати-

заций. Подготовка и проведение шло по следующему плану:

Чтение сказки (рассказа).

Беседа про содержание.

Игра «Назови ласково».

Подбор признаков к персонажам сказки (рассказа) и их поступкам.

Повторное рассказывание сказки (рассказа).

Обсуждение ролей.

Чтение сказки (рассказа) по ролям.

Пересказ сказки (рассказа) по цепочке с опорой на предметные картинки.

Игра «Изобрази персонажа из сказки (рассказа)…».

Подбор костюмов, масок к сказке (рассказу).

Драматизация сказки (рассказа).

На первом этапе с воспитанниками играли по сказкам, уже давно им знакомым. Например, «Морозко» «Заюшкина избушка», «Муха-Цокотуха». Детям нравились такие игры, так как для них подготовили красивые костюмы, маски, давали интересные атрибуты.

Далее развитие связной речи шло посредством использования рассказов Н.Н. Носова.


Обучая детей связной речи, я базировалась на следующих педагогических условиях:

- создание развивающей педагогической среды, пространств общения;

- организация деятельности вне занятий по чтению художественной литерату -

ры;

- использование недисциплинированных методов привлечения и удержания внимания;

- создание эмоционального комфорта, творческой атмосферы.

В первую очередь в группе была создана предметно-развивающая среда, призванная привлечь внимание детей к произведениям Н.Н. Носова. В целях воспитания у детей интереса к книге и выработке элементарных умений пользоваться ими. В группе был создан книжный уголок.

На предварительном этапе основной задачей являлось обогащение творческо-го речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик, выделен -

ных из рассказов Н.Н. Носова. При этом опора шла на подражательные способности детей, заимствование речевых образцов.

На данном этапе детям читались произведения Н.Н. Носова: «Автомобиль», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Клякса», произведения В. Сутеева «Под грибом». Знакомство с рассказами детей происходило на занятиях по развитию речи или по ознакомлению с художественной литературой.

При проведении работы по развитию связной речи детей были заранее проду-маны вопросы по рассказам Н.Н. Носова, предполагающие полный и содержатель -ный ответ со стороны детей. После знакомства с рассказом использовали беседы обсуждения. Например, после прочтения рассказа «Под грибом» детям были заданы следующие вопросы:

- Как Муравей оказался под грибом?

- Кто ещё спрятался от дождя под грибом?

- Почему сначала под грибом хватало места только Муравью, а потом там поместились и другие?

- Что произошло с грибом во время дождя?

При получении ответов на вопросы велась как коллективная, так и индивиду-альная работа, когда вопрос задавался конкретному ребенку.

После, детям было предложено разыграть анализируемую ситуацию (Приложения 4, 5, 6, 7, 8).

Ситуацию проигрывали 2-3 раза индивидуально с детьми. При этом добива -

лись от ребенка ответа полным предложением.

Также детей учили правильно задавать вопросы, задавать вопросы «другими словами». Для этого использовалась игра «Да-нетка». Особое внимание обращали на правильность построения детьми вопросов. Подобная форма работы проводилась на каждом занятии по развитию связной речи. Детям предлагались дидактические задания, где ребенку давалась роль взрослого и он должен был расспросить или сверстника или воспитателя о событиях в рассказе.