ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Роль игры-драматизации в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей старшего дошколь-ного возраста
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы
Все сказки и рассказы мы обязательно зачитывали и обсуждали с детьми. Рассказы, как правило, были про друзей. Эта тема близка детям. Вовлечение родителей в педагогический процесс дало положительный результат, родители явились не только участниками образовательного процесса, но и оказали положительное влияние на детей.
Дети стали раскованы психологически и активны. Сказки помогают нам создать театр на ложках. Каждый ребёнок, совместно с родителями, выбирал себе персонажа или нескольких персонажей по желанию. Никто им никого не навязывал.
Во время изготовления игрушек родители советовались друг с другом, обсуждали, как лучше её оформить, хвалились уже готовыми игрушками. Они радовались, как дети. Театр получился интересный, он любим детьми, потому что сделан своими руками и прост в обращении.
Ребёнок без труда может ими манипулировать.
На занятии по театрализованной деятельности, я предложила детям поиграть в театр на ложках. Дети взяли по одной кукле. Алёна и Артём взяли Снегурочек. Алена возмутилась, две Снегурочки быть не должно, я первая взяла свою куклу. А так как у Артёма выбора не оставалось, он быстро нашёл выход. Решил, что у него не Снегурочка, а Снежная королева. Объяснила детям, что сегодня мы будем придумывать сказку, в которой будут участвовать их куклы. Каждый ребёнок должен ввести своего героя в сказку самостоятельно. Задача для детей была очень сложная, а для некоторых детей, как оказалось, не выполнимая.
Но я была уверена, что если даже не все дети смогут ввести своих героев, для них это будет поучительно и в следующий раз обязательно получится. Я была готова начать сказку, но меня опередила Виктория. У неё в руках была белочка, но начала она не с неё. Она выбрала лягушку, затем лихо ввела свою белку.
Виктория готова была говорить за всех. Но тут вступил Евгений, и в сказке появился поросёнок. Дети вдохновились и вот по очереди стали появляться разные герои.
Долго молчали Алёна со Снегурочкой, Артём со Снежной королевой, Матвей со Снеговиком, Александр с бабушкой. Дети не могли найти своим героям место в сказке, ведь пока в сказке фигурировали только животные. Первым ввёл свою бабушку Александр, а дальше и Алёна вступила. Работа была трудная, но дети были заинтересованы, никто не скучал. Даже те дети,
которые не смогли ввести своих героев, внимательно слушали, кому-то пришлось немного помочь.
Очень активными были: Алёна Ж., София З., Никита К., Александр М., Матвей Р., Елизавета П., Савелий Р., Мария М. Театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника. Участие ребёнка в театрализованной деятельности создаёт благоприятные условия для развития у него чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Таким образом, в игре-драматизации происходит совершенствование связной речи, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию связной речи детей.
И наконец, игра-драматизация является средством самовыражения и самореа-
лизации ребенка, что соответствует личностно-ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Игра-драматизация позволяет развивать у ребёнка связную речь. Моя работа не прошла бесследно. Улучшилась речь детей. Дети свободно вступают в диалог, у многих детей активный словарь, они используют в речи прилагательные и существительные, свободно задают вопросы.
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы
Для выявления эффективности осуществленной экспериментальной работы, мною был проведен контрольный эксперимент. Эксперимент проводился по методикам констатирующего эксперимента, задания были те же, критерии уровни оценки, те же, что и на первом этапе экспериментальной работы.
Группа | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Экспериментальная группа | 3 | 10 | 2 |
Контрольная группа | 4 | 8 | 3 |
Таблица 8. Уровень развития связной речи (на констатирующем этапе эксперимента).
Группа | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Экспериментальная группа | 6 | 7 | 2 |
Контрольная группа | 6 | 6 | 3 |
Таблица 9. Уровень развития связной речи (контрольный этап эксперимента).
Работа показала, что Матвей С., на начальном этапе исследования не мог описать картинку, не знал с чего начать, а после проведенной работы, с помощью применения игр-драматизаций, он с легкостью описывал картину.
Контрольная группа показала, некоторый рост в результативности обучения, в связи с тем, что занятия тоже проводились. В экспериментальной группе дети были очень заинтересованы, стали сами стараться описывать увиденное.
Так, во время прогулки дети увидели птицу и стали её описывать, по собственной инициативе, затем стали придумывать историю про данную птицу, используя правильную структуру высказывания, придя в группу, мы нарисовали птицу и записали рассказы детей.
Родители также очень заинтересовались и отметили, что теперь дети стали не просто рассматривать молча картинки, а стали обращать внимание на мелочи и сами придумывают рассказ по картинке, придумывают различные игры и спектакли.
После проведения формирующего эксперимента, направленного на примене –ние педагогических условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью игр-драматизаций, было проведено повторное исследование по методикам, которые использовались при проведении констатирующего эксперимен -та в двух группах - экспериментальной и контрольной.
В последующем анализ эффективности проведенной работы оценивался методом сравнения показателей при констатирующем и контрольном эксперименте.
Результаты контрольного этапа эксперимента представлены в таблице 10.
Группа | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Экспериментальная группа | 6 | 7 | 2 |
Контрольная группа | 4 | 8 | 3 |
Таблица 9. Уровень развития связной речи (контрольный этап эксперимента).
Реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных игровых методов и приемов обучения положительно повлияла на уровень самостоя -тельности и связности высказываний детей, обогатила представления детей о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое. Об этом свидетельствуют данные контрольного эксперимента, в ходе которого: выявлялась динамика нарастания связности речи у детей старшего дошкольного возраста в результате опытного обучения с использованием игр-драматизаций в свободной деятельности детей
, сравнивались результаты работы в контрольной и экспериментальной группах.
Выводы по второй главе
Данная глава была посвящена проведению опытно - экспериментальной работы, результаты которой должны были подтвердить, высказанное мною предположение о том, что соблюдение предложенных педагогических условий будет способствовать более эффективному развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием игр-драматизаций.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены задачи работы, выделены критерии и уровни оценивания развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Данное исследование осуществлялось в несколько этапов в период с
октября 2022 года по ноябрь 2022 года. На каждом этапе решалась конкретная задача, и использовались соответствующие методики.
Первый этап работы был посвящен проведению констатирующего экспери -мента, целью которого было выявить исходный уровень развития навыков связной речи детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательно-го учреждения.
Данный эксперимент показал преобладание высокого и среднего уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап был посвящен проведению формирующего эксперимента, который включал проведение системы мероприятий по повышению уровня связной речи старших дошкольников с использованием игр-драматизаций в дошкольном образовательном учреждении.
Третий этап был посвящен проведению повторного, контрольного экспе –римента и сравнению данных, полученных в ходе этапов работы и