ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Роль игры-драматизации в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей старшего дошколь-ного возраста
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы
Грамматическая точность речи дошкольника в значительной степени зависит от того, как часто взрослые сосредотачивают внимание на ошибках детей, поправляют их, давая верный вариант использования слова или предложения.
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы [6].
У детей старшего возраста улучшается связная монологическая речь. Они могут без поддержки взрослого передать смысл короткой сказки, рассказа, мульти -пликационного фильма, изложить эти или другие события, очевидцем которых он был. Устремляясь к тому, чтобы его высказывание было верно понято, дошкольник с большим удовольствием объясняет детали своего рассказа, намеренно повторяет отдельные его части. Он способен говорить не только о том, что произошло несколько дней назад, но и о тех событиях, которые произошли намного раньше (например, зимой рассказывает о том, как он загорал летом на даче, как дружно всей семьей ловили рыбу, запускали воздушного змея, купался в озере и пр.).
В этом возрасте дошкольник уже способен без помощи других определить смысл иллюстрации, если на ней представлены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто сосредотачивает свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные, часто опускает.
В старшем дошкольном возрасте мышцы артикуляционного аппарата хорошо окрепли и дети верно выговаривают все без исключения звуки родного языка.
Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только завершается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л, р]. С их усвоением дети начинают отчетливо и ясно выговаривать разной трудности слова [39].
В общении со сверстниками и со старшими дети употребляют умеренную громкость голоса, но по мере необходимости готовы разговаривать громче и тише, т. е. могут сопоставлять громкость речи с учетом расстояния до слушателя, характера высказывания.
В повседневном общении дети используют умеренный темп, однако при пересказах их речь часто замедленная за счет продолжительных заминок, пауз.
Но, будучи под впечатлением просмотренного фильма, прочтенной сказки, ребенок в процессе высказывания не всегда в состоянии контролировать свою речь и разговаривает громче и быстрее, чем обычно [3].
Ориентируясь на пример, дошкольники готовы повторять стихотворения с соблюдением интонационных средств выразительности; дошкольники верно используют вопросительную, повествовательную интонацию; могут выражать личные ощущения по отношению к разным предметам и действиям: веселье, грусть, недовольство и др.
Наиболее длительным становится выдох. Таким образом, на одном выдохе дети могут произносить гласные звуки [а, у], на протяжении 4-8 секунд (при свободном выдохе – на протяжении 4-6 секунд).
Тем не менее далеко не все дети старшего дошкольного возраста обладают верным произношением звуков: у одних возможно неправильное формирование их, а у других – задержки в усвоении звуков: р – горловое, с, з межзубные.
Некоторые дети не всегда четко распределяют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки [л и р].
Подобное смещение звуков больше прослеживается при произнесении слов и фраз, содержащих одновременно оба звука («Шаша» вместо Саша), практически
не бывает ошибок при произнесении слов, в которых имеется лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, выговариваются детьми не всегда четко [15].
Ясность, внятность речи значительно зависит и от того, как быстро говорит ребенок. Дети, которые говорят быстро, как правило, плохо говорящие.
Таким образом, к окончанию шестого года жизни дети в речевом развитии достигают достаточно высокого уровня. Дети правильно произносят все без исключения звуки родного языка, его высказывания получаются содержательнее, выразительнее и точнее, отчетливо воспроизводит слова, обладает необходимым для
свободного общения словарным запасом, правильно употребляет многочисленные грамматические формы.
При переходе на следующую ступень образования ребенок знает правильное звуковое оформление слов, отчетливо их произносит, обладает достаточным словарным запасом, в основном грамматически правильной речью: строит разнообразные по конструкции предложения, согласует слова в роде, числе, падеже, правильно спрягает часто употребляемые глаголы; без затруднений пользуется монологической речью: может рассказать об эпизодах, произошедших с ним, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все эти факторы являются зало-гом успешного освоения программы в школе.
Основным показателем развития правильной речи у детей в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок начинает осознанно пользоваться речью.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте совершенствуется интенсивное формирование и развитие познавательных возможностей детей, и при условии высококачественного формирования данных способностей в настоящий момент их обучение на второй, третьей ступени школьного образования станет эффективным [31].
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
У дошкольников развитие речи достигает высокого уровня. Большинство де -
тей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радость, удивление. К старшему дошкольному воз –расту ребенок уже накопил значительный словарный запас, словарный запас (словарный запас языка, совокупность слов, используемых ребенком) обогащается, исполь-зование слов, аналогичных (синонимов) или противоположных (антонимов) в значении, многозначные слова увеличивается.
Таким образом, развитие словарного запаса характеризует не только увеличе-ние количества используемых слов, но и понимание дошкольником различных значений одного и того же слова (многозначных). Движение в этом отношении чрезвычайно важно, так как оно связано с тем, что дети более полно осознают семантику слов, которые они уже используют.
В старшем дошкольном возрасте наиболее важный этап развития речи у де -тей в основном завершен – овладение грамматической системой языка.
Использование простых общих предложений, сложных, в речи расширяется. У старших дошкольников есть умение критически относиться к грамматическим ошибкам, они могут контролировать свою речь и корректировать речь своих сверстников. Наиболее яркой характеристикой речи детей дошкольного возраста является активное усвоение или конструирование различных типов текстов (описа -ние, аргументация, повествование). Дети 5-7 лет активно используют разные типы связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями предложе-ния, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).
В ходе некоторых исследований были отмечены особенности в речи старших дошкольников [62]:
Отдельные дети не правильно произносят все звуки своего родного языка, они не знают, как использовать интонационные средства выражения, чтобы регулиро -
вать скорость и объем речи в зависимости от ситуации.
Они допускают ошибки в образовании различных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа существительных, их согласование с прилагательными, разные методы словообразования).
Трудно правильно построить сложные синтаксические конструкции, что приводит к неправильному сочетанию слов в предложении и соединению предложений друг с другом при подготовке связного высказывания.
В старшем дошкольном возрасте дети могут активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и исправлять ответы других, давать соответствующие замечания, формулировать вопросы.
Характер общения детей зависит от сложности задач, решаемых в процессе совместной деятельности.
Монологическая речь так же совершенствуется: старшие дошкольники осваи-вают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры.
Синтаксическая структура детских рассказов усложняется, увеличивается
количество сложных и более сложных предложений.
Однако для некоторых детей эти навыки нестабильны. Детям будет трудно выбирать темы для своих историй, в их логической структуре, в структурировании высказываний, в их языковом дизайне.
Специфика связной речи и особенности ее развития у детей дошкольного возраста определяют задачи и содержание обучения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного об-разования работа по развитию всех аспектов связной речи выделена в отдельную образовательную область «Развитие речи». Исходя из «Целевых