ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Роль игры-драматизации в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей старшего дошколь-ного возраста
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы
подтверждению выдвинутой мною гипотезы.
Таким образом, анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что проведенная мною работа помогла детям повысить уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведенного исследования, включающего в себя анализ литера -турных данных и проведение экспериментального исследования по изучаемой проб-леме необходимо отметить следующее.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых работа с детьми по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений выделяется в самостоятельное направление. Контакт ребенка с окружающим миром строится на речевом общении – поэтому особенно важна задача активизации речи детей. В ряду проблем речевого развития детей выделяю одну из основных: развитие связной речи, как важнейшую составляющую коммуникативной самодеятельности.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложе -ния. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательнос -ти. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной
мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
Учитывая это, было предусмотрено расширение среды за счет целенаправлен -ных педагогических воздействий, которые могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей, и прежде всего за счет игр-драматизаций.
В игре-драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию связной речи детей. И, наконец, игра-драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
С целью обоснования эффективности использования игр-драматизаций в развитии связной речи у детей дошкольного возраста на базе БДОУ г. Омска «Детский сад № 266 общеразвивающего вида» был проведен педагогический эксперимент с участием детей старшей группы (5 – 6 лет).
На основе проведенной экспериментальной работы, был выявлен уровень развития связной речи дошкольников. Основные ошибки детей в том, что они нарушают структуру высказывания, речь бедна: недостаточный словарный запас, односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
На основании результатов констатирующего этапа мною были предложены и проведены занятия по развитию связной речи у детей дошкольного возраста средствами игры-драматизации.
В экспериментальной группе организована соответствующая предметно-пространственная среда с использованием игры-драматизации, режиссёрских игр.
Таким образом, на протяжении пяти недель с воспитанниками организовывали игры-драматизации по сказкам и рассказам. В работе использовали следующие приемы: проигрывание ситуаций с участием героев рассказов и сказок; инсценировки небольших диалогов; составление диалогов с опорой на иллюстрации. Затем следовала игра-драматизация. Игра-драматизация позволяет развивать у ребёнка связную речь.
Моя работа не прошла бесследно. Улучшилась речь детей. Дети свободно вступают в диалог, у многих детей активный словарь, они используют в речи прилагательные и существительные, свободно задают вопросы.
Проведен контрольный этап эксперимента, который выявил, что уровень развития связной речи в процессе реализации игр-драматизаций у детей возрос по сравнению с констатирующим этапом. Результаты, полученные в ходе эксперимен -та, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе игр-драматизаций и инсценировки положительно сказываются на расширении связной речи детей.
Итак, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что связная речь у детей дошкольного возраста средствами игры-драматизации будет эффективной, если будут соблюдаться следующие условия:
- систематическое применение игр-драматизаций в режиме пребывания ребён-
ка в детском саду;
- учет индивидуально-дифференцированного подхода при обучении старших дошкольников развитию связной речи в играх-драматизациях.
М.: Владос, 2005. 280 с.
Таким образом, анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что проведенная мною работа помогла детям повысить уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования, включающего в себя анализ литера -турных данных и проведение экспериментального исследования по изучаемой проб-леме необходимо отметить следующее.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых работа с детьми по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений выделяется в самостоятельное направление. Контакт ребенка с окружающим миром строится на речевом общении – поэтому особенно важна задача активизации речи детей. В ряду проблем речевого развития детей выделяю одну из основных: развитие связной речи, как важнейшую составляющую коммуникативной самодеятельности.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложе -ния. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательнос -ти. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной
мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
Учитывая это, было предусмотрено расширение среды за счет целенаправлен -ных педагогических воздействий, которые могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей, и прежде всего за счет игр-драматизаций.
В игре-драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию связной речи детей. И, наконец, игра-драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
С целью обоснования эффективности использования игр-драматизаций в развитии связной речи у детей дошкольного возраста на базе БДОУ г. Омска «Детский сад № 266 общеразвивающего вида» был проведен педагогический эксперимент с участием детей старшей группы (5 – 6 лет).
На основе проведенной экспериментальной работы, был выявлен уровень развития связной речи дошкольников. Основные ошибки детей в том, что они нарушают структуру высказывания, речь бедна: недостаточный словарный запас, односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
На основании результатов констатирующего этапа мною были предложены и проведены занятия по развитию связной речи у детей дошкольного возраста средствами игры-драматизации.
В экспериментальной группе организована соответствующая предметно-пространственная среда с использованием игры-драматизации, режиссёрских игр.
Таким образом, на протяжении пяти недель с воспитанниками организовывали игры-драматизации по сказкам и рассказам. В работе использовали следующие приемы: проигрывание ситуаций с участием героев рассказов и сказок; инсценировки небольших диалогов; составление диалогов с опорой на иллюстрации. Затем следовала игра-драматизация. Игра-драматизация позволяет развивать у ребёнка связную речь.
Моя работа не прошла бесследно. Улучшилась речь детей. Дети свободно вступают в диалог, у многих детей активный словарь, они используют в речи прилагательные и существительные, свободно задают вопросы.
Проведен контрольный этап эксперимента, который выявил, что уровень развития связной речи в процессе реализации игр-драматизаций у детей возрос по сравнению с констатирующим этапом. Результаты, полученные в ходе эксперимен -та, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе игр-драматизаций и инсценировки положительно сказываются на расширении связной речи детей.
Итак, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что связная речь у детей дошкольного возраста средствами игры-драматизации будет эффективной, если будут соблюдаться следующие условия:
- систематическое применение игр-драматизаций в режиме пребывания ребён-
ка в детском саду;
- учет индивидуально-дифференцированного подхода при обучении старших дошкольников развитию связной речи в играх-драматизациях.
Список источников и литературы
-
Акулова О. В., Сомкова О. Н. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекоменда-ции. М.: Центр педагогического образования, 2008. 240 с. -
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2000. 256 с. -
Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи.
М.: Владос, 2005. 280 с.
-
Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. М: Просвещение, 1991. –113 с. -
Брынзарей, Ю. Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования [Текст] / Ю. Г. Брынзарей, С. Н. Галенко. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 111 с. -
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. посо - бие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с. -
Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь: Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура. М.: Эксмо, 2003. 520 с. -
Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 2010. - С.13 -
Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. – М., 2011. – 640с. -
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 2008. 309 с. -
Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н. А. Ветлугиной.- Москва, «Просвещение», 2004.- 175с.: ил. -
Ворошнина Л. В. Обучение творческому рассказыванию детей дошколь-ного возраста. Пермь: ПГПИ, 1991. 165 с. -
Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 2007. -
Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005. -
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 472 с. -
Гетманова Е.В., Коптева Н.А. Формирование способности к сочинению сказок как метод речевого развития дошкольников.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- № 43.- 2015.- 164с -
Горячев М.Д., Долгополова А.В., Ферапонтова О.И., Хисматуллина Л.Я., Черкасова О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. Самара: Издательство «Самарский университет», 2008. 187 с. -
Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c -
Денисова, О.П. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.П. Денисова. - М.: Флинта, МПСУ, 2008. - 240 c. -
Долгова В. И., Овчарова Р. В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник ЧГПУ. - 2014. - № 6. - С. 40-48 -
Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 128 с. -
Елжова Н.В.: Формы работы в дошкольном образовательном учрежде -нии. - Ростов на/Д: Феникс, 2010.- 245 с. -
Ерастов Н.Л. Культура связной речи. — Ярославль. 2013. —183 с. -
Иванова, О.А. Учимся читать художественную литературу: программа, тематическое планирование, конспекты занятий. — М.: Школьная Пресса, 2004. — 80 с. -
Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 c. -
Киселёва О. И. Реализация адаптивной образовательной деятельности по формированию речевого творчества старших дошкольников с учетом особенностей их развития / О. И. Киселёва, О. А. Кривоногова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – Вып. 1 (154). – С. 80-86. -
Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М., 2005.-87с. -
Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально‐коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2015. -
Коноваленко В. В. Синонимы. Лексико-семантические тренинги для детей 6-9 лет/ В. В. Коноваленко, С. В Коноваленко. Сидорчук Т. А. Составление творческих рассказов по сюжетной картинке: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей / Т. А. Сидорчук, С. В Лелюх – М.: АРКТИ, 2014 – 40 с. -
Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. - М.: Академия, 2008. - 170 с. -
Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c. -
Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c. -
Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2001. 56 с. -
Левин В. А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. 56 с. -
Леонтьев А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М.: Ленанд, 2014. 224 с. -
Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c. -
Маханева М.Д. «Игры-драматизации в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений» - М: ТЦ "Сфера", 2011- 128 c. -
Машковцева Л.М. К Вопросу изучения возможностей сочинения сказок детьми старшего дошкольного возраста.// Концепт.- № S27.- 2015.- С.1-4 -
Мельникова, Н. Адаптация малышей к детскому саду // Дошкольное образование. - № 5 (77). - 2012.- С.17-20 -
Нормативная база современного дошкольного образования: закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. М.: Просвещение, 2014. 112 с. -
Поддъяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: От рождения до шести лет. СПб.: Речь, 2010. 144 с. -
Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. -
Психолингвистика: Учебник для вузов / Под ред. Т.Н. Ушаковой. М.: ПЕР СЭ, 2006 -
Психология одарённости детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса – М., «Академия», 1996. – 416 с. -
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 712 с. -
Савенков А.И.Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2000. -
Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие / О. Н. Сомкова; ред. А. Г. Гогоберидзе. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2013. - 182 с. -
Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Стародубова Н. А. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с. -
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1997. -
Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду / А. П. Усова // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия: учебное пособие / Сост. Е. А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко; под ред. М. Ф. Шибаевой. – Москва: Просвещение, 1980. -
Ушакова О. С. Придумай слово: речевые игры для детей дошкольников / О.С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2016 – 208 с. -
Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.– М.: «Владос», 2004–288с. -
Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / Ушакова О. С. – Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2011. – 256 с. -
Ушакова, О.С. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. – М.: ТЦ «Сфера», 1998 -
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Приказ МинОбрНауки от 17.10.2013 № 155 / Дошкольное образование сборник нормативных документов. – М: изд. «Национальное образование», 2015. -
Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи / Цейтлин С.Н. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с. -
Шибицкая, А. Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок / А. Е. Шибицкая // Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – Москва: Просвещение, 2004. – 285 с. -
Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Едиториал УРСС, 2004. 432 с. -
Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет» / Под ред. О. Ф. Горбуновой. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 128 c. -
«Игра-драматизация как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста». [Электронный ресурс]: https://almanahpedagoga.ru/servisy/. -
Шушляева К. Н. Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей. [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru. -
Михеева Т. В. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/detskiy-sad.