ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Роль игры-драматизации в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей старшего дошколь-ного возраста
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы
Выводы по первой главе
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, я пришла к следую -
щему определению ключевого понятия: связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее законченные отрезки, связанные и объединенные между собой темой. Связная речь отражает логику мышления ребенка, его умение обдумывать воспринимаемое и умение выразить в правильной форме.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе.
Теоретический анализ проблемы исследования позволяет сделать следую -
щие выводы:
- старшие дошкольники отличаются достаточно высоким уровнем умственно -
го развития, включающим восприятие, обобщенные нормы мышления, запоминани-ем смысла.
- у старшего дошкольника формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, вообра-жения, которые побуждают ребенка рассматривать, слушать, запоминать, анализировать. Эти особенности развития являются важными условиями развития связной речи.
Методы и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста многообразны. Использование их изменяется на разных этапах обучения и зависит от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоя -тельности.
Особым видом игр в развитии связной речи старшего дошкольника является
игра-драматизация, она оказывает большое воздействие на речевое развитие ребен -
ка.
Данная игра побуждает активную, связную речь за счет активизации словарного запаса, способствует улучшению звуковой культуры речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат.
Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимос-тью ясно, четко, понятно изъясняться за счёт этого так же качественно и количественно обогащается словарный запас.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуются исполнительские навыки, дети с помощью педагога находят более правильный способ к показу героя. Ребенок может в относительно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям — сравнению, обобщению.
Преимущество игр-драматизаций перед другими видами игр состоит в том, что их персонажами становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой.
Элементами игр-драматизаций выступают специальные упражнения, объеди -
ненные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент этой триады. Чтобы ход общей игры не прерывался, все упражнения объединяются содержанием.
В сюжет игры могут включаться творческие идеи и предложения самих детей.
В процессе игр-драматизаций осуществляется проигрывание ситуаций и сю -
жетов, где от ребенка требуется произвольная регуляция эмоций: хладнокровие, эмоциональная выдержка, овладение своим страхом или неуместным весельем, преодоление неуверенности.
2 Экспериментальное исследование развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игры-драматизации
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей старшего дошколь-ного возраста
На начальном этапе исследования, для выявления уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста мною была поставлена следующая цель:
Цель констатирующегоэксперимента - выявить исходный уровень развития навыков связной речи у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Выявить уровень развития навыков связной речи у детей старшего дош -
кольного возраста.
-
Проанализировать исследования.
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследова -
ния: беседа, наблюдение.
Данное исследование проводилось в БДОУ г. Омска «Детский сад № 266 общеразвивающего вида».
В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня развития связной речи дошкольников, были взяты за основу критерии и уровни, разработанные О. С. Ушаковой [52]:
-
содержательность (насколько полно и интересно ребенок передал содержа - ние готового литературного текста и собственного рассказа); -
логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ без лишних вставок и повторений, пропусков существенных эпизодов); -
грамматическая правильность речи (правильное построение предложений,
связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление высказывания);
-
точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом); -
богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лекси -ческих средств).
На основании критериев определены уровни развития связной речи детей (Таблица 1).
Уровни | Характеристика |
| Ребенок может поддержать разговор на знакомую тему, |
| самостоятельно пересказать хорошо знакомое художест - |
| венное произведение, без помощи взрослого составить |
Высокий | рассказ на наглядной основе (по предмету, по картине), |
уровень | рассказать о событиях из личного опыта. У ребенка |
| достаточный запас слов, редко встречаются неточнос - |
| ти и повторы в употреблении лексических средств, |
| наблюдается владение способами согласования |
| и образования слов, грамматические ошибки |
| допускаются в отдельных, сложных словоформах. |
| Ребенок правильно произносит все звуки языка, владеет |
| навыками интонационной выразительности речи. |
| Ребенок испытывает некоторые трудности при подборе |
| нужного слова, при переходе от одной части рассказа к |
Достаточный | другой. Ребенок допускает грамматические ошибки в |
уровень | согласовании слов и построении сложных предложений. |
| Наблюдается неправильное произношение некоторых |
| звуков, речь ребенка не отличается яркой |
| выразительностью. |
Средний уровень | пересказать небольшое по объему литературное произведение, составить с помощью взрослого короткий рассказ на наглядной основе. Лексический запас ребенка немного ниже нормы, он часто повторяет одни и те же слова, смешивает слова из близкородственных языков (русского и белорусского). Ребенок допускает грамматические ошибки примерно в половине всех употребляемых слов в согласовании и образовании, использует однотипные предложения. Наблюдаются ошибки в произношении 3-4 звуков, речь ребенка не выразительна. |
Низкий уровень | Ребенок с трудом поддерживает разговор на бытовые темы, пересказывает с помощью воспитателя, лексичес - кий запас ниже возрастной нормы, смешивает русские и белорусские слова, допускает много грамматических ошибок (более чем в половине слов), не владеет правильным произношением более чем 5 звуков. |
Таблица 1. Уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного воз -раста.
Мною была использована следующая методика проведения исследования.
Методика1.
Методика развития речи детей дошкольного возраста «Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений», авторы Ушакова О. С., Струнина Е. М.
Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке) (Приложение 3).
Ребенку нужно было самостоятельно, без помощи педагога составить описательный рассказ по данной картинке, на которой был изображен ежик. После