Файл: 1. вебквест как образовательная технология в обучении иностранному языку 8.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1325
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- дальнейшее развитие активной жизненной позиции. Ученики основной школы должны уметь обсуждать текущие события из жизни, свои действия и действия своих сверстников, выражать свое отношение к происходящему, оправдывать собственное мнение, что будет способствовать их дальнейшей социализации и воспитанию граждан России;
- дальнейшее развитие коммуникативной компетенции, то есть способность и желание общаться с носителями языка на уровне их речевых возможностей и потребностей в различных формах: устный (речь и слушание) и письменный (чтение и письмо). Ученики будут продолжать свою работу по расширению лингвистического мировоззрения, они получат более глубокое понимание структуры изучаемого языка и его основных отличий от родного языка;
- дальнейшее развитие основ коммуникативной культуры. Ученики научатся устанавливать и решать более сложные коммуникативные задачи, адекватно использовать более широкий спектр речевых и невербальных средств коммуникации, новый уровень развития повысит способность соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами;
- прекращение формирования уважительного отношения к чужой культуре через знакомство с культурой англоязычных стран;
- более глубокое понимание особенностей культуры своих людей;
- дальнейшее развитие способности представлять родную культуру в письменной и устной форме общения;
- добиться более высокого уровня позитивной мотивации и стабильного образовательного и познавательного интереса к теме «Иностранный язык», для дальнейшего развития необходимых специальных образовательных навыков. Должен быть переход от способности, приобретенной в начальной школе, для наиболее рационального осуществления различных видов учебных заданий для учебных мероприятий с элементами самообразования и саморазвития. Образование на уровне базового общего образования призвано заложить основы успешной образовательной деятельности на заключительном этапе обучения22.
Для того чтобы судить об эффективности использования данного УМК при формировании творческих способностей необходимо провести анализ веб-квестов и выявить их количество и процентное соотношение заданий.
Курс «Solutions Intermediate» содержит в себе достаточно большое количество лексических веб-квестов, но, на наш взгляд, их количество недостаточно для успешного овладения всеми необходимыми лексическими единицами, в том числе и в дальнейшем для выполнения всех видов заданий КИМ ОГЭ и ЕГЭ, направленных на установление и употребление лексических единиц, хотя раздел Get Ready for Your Exam и рассчитан на подготовку учащихся к ЕГЭ или другого экзамена уровня В2. Раздел включает в себя задания, повторяющие формат заданий экзаменов, в том числе лексические. Однако из общего количества 17 лексических веб-квестов данного раздела только 7 из представленных веб-квестов совпадают с лексическими заданиями формата ЕГЭ;
- 4 веб-квесты на словообразование и словоизменение и 3 веб-квесты на заполнение пропусков с множественным выбором, что составляет 3,7% и 2,8% соответственно.
- в числе веб-квестов, не включенных в специальный раздел для подготовки к экзаменам, включены задания формата ОГЭ и ЕГЭ. Из общего количества
- 983 - веб-квестов 242 направлены на формирование совершенствование творческих способностей, из них представлено 38 веб-квестов на словообразование и словоизменение и 15 на заполнение пропусков с множественным выбором, что составляет 3,9 и 1,5% соответственно.
- из общего количества 1090 веб-квестов в учебнике и рабочей тетради анализируемого УМК 259 веб-квестов направлены на формирование и совершенствование творческих способностей.
- анализ наличия специальных приемов показал, что в УМК «Solutions Intermediate» содержится недостаточное количество приемов обучения в сотрудничестве, а также англоязычных песен и стихов, которые способствовали бы формированию творческих способностей у учащихся 6-го класса, а ознакомление с лексикой с использованием интернет ресурсов не осуществляется.
Использование социальных сервисов Веб 2.0 способствует оптимизации управления процессом формирования и совершенствования творческих способностей и эффективной организации познавательной деятельности учащихся, благодаря чему учебная деятельность учащихся становится более активной, самостоятельной, конструктивной, интерактивной, рефлективной, что в значительной мере способствует активной роли восьмиклассника на уроке, тем самым повышая мотивацию и познавательную активность, расширяет их кругозор, способствует повышению интереса к предмету.
Данные веб-квесты направлены на изучение основных аспектов темы: «Body and Mind». Разработанные приемы рассчитаны на учащихся 8- 9 классов, предназначены для использования в урочное и внеурочное время. Использование разработанных веб-квестов позволяет закрепить изученный словарный запас по данной теме, развивать умение догадываться о значении слов по контексту или составу слов, что мотивирует на дальнейшее изучение английского языка. Все задания расположены следующим образом: приводится упражнение УМК с указанием его номера и страницы, далее дополнительный прием с рекомендацией учителям по его выполнению (см. Приложение).
1. Для формирования и совершенствования творческих способностей в 6-м классе основной школы наиболее эффективным представляется обучение в сотрудничестве. Эта форма организации обучения вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.
2. Типичные ошибки экзаменуемых прошлых лет при сдаче ОГЭ и ЕГЭ в основном связаны с недостаточным уровнем владения лексическим навыком, что позволяет делать вывод о необходимости использования дополнительных веб-квестов по совершенствованию творческих способностей учащихся в основной школе, учитывая содержание КИМ ОГЭ и ЕГЭ как итоговый результат всего курса обучения.
3. Проанализировав используемый в школе УМК Solutions. Tim Falla, Paul A Davies. Oxford University Press. Intermediate, мы пришли к выводу, что количество веб-квестов, направленных на формирование и совершенствование творческих способностей, недостаточно для того, чтобы в полной мере усвоить новые лексические единицы.
4. На основе изученных теоретических работа по интересующему нас вопросу, анализа использованного в школе УМК, бесед с учителями АЯ МАОУ «Гимназия №4» и своего небольшого педагогического опыта были разработаны соответствующие дополнительные приемы на формирование и совершенствование творческих способностей, такие как обучение в сотрудничестве, игровые приемы, стихи и песни и приемы с использованием сети Интернет, которые были апробированы во время педагогической практики в 6-м классе в гимназии №4.
5. Проанализировав некоторые сервисы, такие как Веб 2.0., мы пришли к выводы, что интернет позволяет также интенсифицировать процесс обучения лексике на основе выполнения учащимися разных, но равных по сложности заданий.
6. Одним из наиболее удачных сервисов, направленных на формирование и совершенствование творческих способностей, является приложение LeamingApps.org, которое позволяет учителю разнообразить учебный процесс, тем самым увеличить эффективность обучения и способствовать дополнительной мотивации учащихся на уроке.
2.2. Страноведеческие и лингвострановедческие квесты как средство развития творческих способностей в процессе обучения иностранной речи
В основе лингвострановедческой концепции лежит направление языкознания – лингвострановедение, аспект в преподавании иностранного языка, при изучении которого происходит приобщение обучающихся к проявлениям материальной и духовной культуры народа-носителя языка, а также проникновение в менталитет этого народа.
Очевидными плюсами лингвострановедческой концепции при обучении дисциплины «Английский язык» в школе являются:
-расширение культурного кругозора учащихся;
-ознакомление с традициями и этикетом страны изучаемого языка;
-воспитание чувства толерантности и уважения к другим нациям;
-выработка навыков ведения конструктивного диалога между учениками через адекватное восприятие лингвострановедческих фактов и использование их в процессе межкультурной коммуникации (что является ведущей целью лингвострановедения в целом);
-отслеживание взаимосвязи между языком и характером и культурой его носителя;
-творческий, познавательный, проблемный характер занятий.
При изучении иностранного языка учащиеся сталкивается с целым рядом фактов, относящихся не только к области лексики, грамматики, стилистики, но и к социальной, бытовой или исторической сфере. Основной задачей лингвострановедения является изучение языковых единиц (сюда входят фразеологизмы, афоризмы, идиомы, юмор, аббревиатуры и др.), наиболее ярко отражающих национальные особенности культуры народа – носителя языка:
-реалий (обозначений предметов и явлений, характерных для одной культуры и отсутствующих в другой);
-коннотативной лексики (слов, совпадающих по основному значению, но отличных по культурно-историческим ассоциациям);
-фоновой лексики (обозначений предметов и явлений, имеющих аналоги в сопоставляемых культурах, но различающихся национальными особенностями функционирования, формы, предназначения предметов)23.
Также немаловажное внимание уделяется воспитанию у учащихся толерантного отношения к инокультурным особенностям. Большинство научных направлений рассматривают «толерантность» как чувство терпимости и уважительного отношения к культуре и мнениям других людей, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, но без ущемления собственных интересов. В основе лежит позитивный образ своей культурной группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам.
К таким особенностям относятся:
-
Изучение культурных образов и символов; -
Непрерывная работа с культурными продуктами (газеты, марки, письма, журналы, радиотрансляции и др.); -
Изучение стиля жизни людей и норм поведения в стандартных ситуациях (трудоустройство, свидание, поход по магазинам); -
Изучение вербального и невербального общения; -
Исследование ценностей и взаимоотношений людей в англоязычных странах.
Недостаточные знания упомянутых выше знаний о стране изучаемого языка могут привести к культурному барьеру в общении, языковым конфликтам, а иногда, по мнению Е.М. Верещагина, способны спровоцировать «культурный шок», т. е. «неправильное восприятие мотивов и целей традиционного поведения носителей иной культуры».
В своей педагогической деятельности придерживаюсь основной цели – формировать лингвострановедческую компетенцию, которая включает в себя:
- лингвострановедческие знания как обобщенный опыт, отраженный в сознании в языковой форме (в форме отдельных слов, словосочетаний, художественных и краеведческих текстов). К лингвострановедческим знаниям относятся знания истории страны (края, города, села, улицы), знание традиций, обычаев народа, знания особенностей разговорной речи жителей (города, села, области), бытовой жизни людей, поведенческих особенностей;
- лингвострановедческие умения как способность обучающегося использовать полученные им теоретические знания и соответствующие навыки, например: умение анализировать лингвострановедческую информацию, заключенную в языковых знаках; умение творчески использовать лингвострановедческие знания;
- личностные качества учащихся: умение воспринимать факты и явления культуры.
Иными словами, лингвострановедческая компетенция представляет собой систему лингвострановедческих знаний, умений и мотивов, позволяющую учащимся выстраивать свою деятельность на основе лингвострановедческого кругозора и осуществлять полноценную коммуникацию в ситуациях межкультурного общения. Лингвострановедческая компетенция предполагает не только практическое овладение языком и основами лингвистики, но и осознание языка как феномена культуры, культурно-исторической среды, национальной специфики языковой картины мира, национально-культурного компонента значения языковых единиц.
Исходя из этого, в структуре лингвострановедческой компетенции выделяется три компонента:
- познавательный - включает лингвострановедческие знания