Файл: Литература по теме Практические задания Тема Монополия и проявление монопольной власти Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
35/75
из них зависит не только от действий, предпринимаемых отдельной фирмой, но и от действий ее конкурентов.
Таким образом, в данном случае имеет место феномен так называемого стратегического поведения,
предмета теории игр, и участники олигополистического рынка могут демонстрировать либо
некооперативное (ситуации принятия решений фирмами независимо друг от друга, но оценивая возможную реакция конкурентов), либо кооперативное поведение (ситуации тайного или явного сговора,
картель).
Основные модели олигополистического поведения, рассматриваемые в экономической литературе,
могут быть распределены следующим образом:
Типы некооперативного поведения (без сговора) классифицируются по двум признакам:
·
одновременное принятие решений;
·
последовательное принятие решений.
Для каждого из вариантов последовательности принятия решений стратегии всех участников (при одновременном принятии решений) или лидера (при последовательном принятии решений) сводятся к назначению или цен - ценовая олигополия, или объемов выпуска - количественная олигополия.
Таким образом, возможно выделение четырех типов некооперативного поведения (см. таблицу).
Таблица 2.
Одновременно
Последовательно
Количество
Модель Курно
Модель Штакельберга
Цена
Модель Бертрана
Ценовое лидерство
Вопрос 2. Динамическая ценовая конкуренция.
Если известные модели некооперативного поведения олигополистов, описывающие принятие одновременных решений о цене и объеме выпуска, базируются на предположении взаимодействия приблизительно равных фирм, то довольно часто в отрасли крупнейшие фирмы могут многократно превосходить своих конкурентов. В некоторых отраслях единственная крупная фирма (ее доля на рынке может превосходить 40%) или группа совместно действующих фирм удерживают доминирующее положение на рынке. Отраслевые структуры с доминированием какой - либо фирмы в производстве или продажах, - довольно распространенное явление.
Примерами могут служить значительные доли в продажах Газпрома (71% российского рынка газа),
«Кока-кола Энтерпрайзис» (57% американского рынка напитков), Pampers. (36%российского рынка подгузников).
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
36/75
Две модели описывают поведение олигополистов в условиях асимметричной конкуренции: модель
Штакельберга и модель Форхаймера.
Модель Штакельберга (1934г.) - модель олигополистического поведения в условиях информационной асимметрии при наличии фирмы-лидера. Лидирующая фирма первой принимает решение
о своем объеме выпуска, а остальные фирмы отрасли в своих расчетах ориентируются на нее.
Основные предпосылки модели:
·
отрасли действует небольшое количество фирм;
·
в отрасли существует фирма-лидер, на объем которой ориентируются остальные фирмы (фирмы- последователи);
·
в отрасли производится однородный товар, поэтому покупатель ориентируется только на цену;
·
фирмы принимают решения относительно объема выпуска, цена на нее определяется на основе спроса.
Примером модели Штакельберга является модель отрасли с двумя фирмами.
Предположим, что
·
цена продукцию в отрасли является линейной функцией отраслевого предложения:
·
издержки фирм на единицу продукции постоянны и равны С1=С2.
Тогда прибыль фирмы –лидера будет определяться, а фирмы – последователя
В соответствии с моделью фирма-лидер на первом этапе определяет свой объем выпуска Q1, а фирма-последователь, исходя из этого объема, опеределяет свой объем выпуска Q2. При этом целью обеих фирм является максимизация прибыли.
На втором этапе фирма-последователь, зная объем оптимального выпуска фирмы-лидера Q1*,
находит оптимальный объем собственного производства Q2*, максимизируя функцию π по переменной Q2:
Фирма-лидер может максимизировать свою прибыль, учитывая вид функции Q2.
Отсюда точка максимума фунции π2 по переменной Q1 при подстановке Q2 будет равняться:
Подставляя это значение в выражение для Q2.
Очевидно, что оптимальный объем выпуска фирмы-лидера превышает объем производства фирмы –
последователя в 2 раза.
Модель доминирующей фирмы Форхаймера.
Способность отдельных фирм достигать и поддерживать значительные доли продаж на рынке отражает определенную эффективность или преимущество в издержках доминирующей фирмы.
Модель доминирующей фирмы Форхаймера основана на анализе рыночной структуры, в которой одна достаточно крупная (доминирующая) фирма, обладающая рыночной властью и стратегическими преимуществами над конкурентами, определяет цену товара, а конкурентное окружение, или фирмы- аутсайдеры, являются «получателями цены». Однако, одновременное присутствие в отрасли большого числа более мелких (по объему производства или продаж), фирм свидетельствует о том, что, не смотря на преимущества в издержках доминирующей фирмы, размер ее рыночной власти не позволяет этой фирме производить товар в объеме, удовлетворяющем спрос всего рынка по цене ниже издержек, по которым какая-нибудь другая фирма могла бы выпускать даже небольшой объем продукции.
Цены, устанавливаемые доминирующей фирмой (фирмой-лидером), выступают ориентирами для всех фирм-аутсайдеров при выборе объемов производства, т.е. они ведут себя как совершенно
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
37/75
конкурентные фирмы в смысле следования цене, установленной фирмой-лидером, и максимизации прибылей при условии равенства цены их предельным издержкам: РL = МСF(q).
Причинами доминирования фирмы могут выступать:
·
преимущества в издержках производства: использование более эффективных технологий,
защищенных патентом; эффективный менеджмент, положительный эффект масштаба, позволяющий распределять постоянные издержки на бОльшее количество единиц производимой продукции;
·
выпуск товаров более высокого качества, которое может быть обеспечено как высокой репутацией фирмы, заработанной за предыдущий период нахождения на рынке, так и эффективной рекламой;
·
влияние на рынок фирмы-лидера через действие картельных соглашений.
Предпосылки модели Форхаймера:
·
все фирмы на отраслевом рынке выпускают однородный продукт;
·
доминирующая фирма определяет рыночную цену продукта на рынке;
·
рынок является закрытым отраслевым, если количество фирм-аутсайдеров фиксировано и не может измениться, и открытым - если число фирм-аутсайдеров может меняться;
·
доминирующая фирма обладает достаточной информацией для установления объема производства на оптимальном уровне, т.к. обладает полной информацией о функции рыночного отраслевого спроса и о функции совокупного предложения фирм-аутсайдеров;
·
фирмы-конкуренты имеют одинаковые издержки производства и определяют объемы производства на основе цены, установленной доминирующей фирмой, и предполагая ее неизменной.
На закрытом рынке, зная функцию рыночного спроса (Q
D
(P)) и функцию совокупного предложения конкурентов (Q
S
(P)), доминирующая фирма способна определить остаточный спрос на свою продукцию:
,
что позволяет ей оценить функцию предельной выручки (MR
L
(q)) и найти максимизирующий прибыль объем производства (q
L
*) исходя из условия MR
L
(q) = MC
L
(q).
Данному объему производства соответствует цена P*, определяемая из функции остаточного спроса на продукцию доминирующей фирмы. При установленной доминирующей фирмой цене P*, фирмы- конкуренты произведут объем (Q
F
*), общий отраслевой объем производства составит Q*. Графическое изображение модели Форхаймера приведено на рисунке.
Рис. 3. Модель доминирующей фирмы Форхаймера
Итак, доминирующая фирма полностью выбирает объем выпуска в размере Q
L
при цене Р
L
,
приравнивая свои предельные издержки к предельному доходу: MC
L
= MR
L.
Если рыночная цена будет достаточно высокой, то это позволит не только фирме-лидеру, но и конкурентному окружению получать прибыль или функционировать в точке безубыточности.
Если же доминирующая фирма будет использовать преимущество низких издержек в результате,
например, технологических инноваций, она может устранить с рынка фирмы-аутсайдеры и оказаться в ситуации монополии.
Очевидно, что положительная экономическая прибыль на большинстве из существующих рынков привлечет в отрасль новые фирмы. Но на олигополистическом рынке вход новых фирм невозможен,
поэтому доминирующая фирма и фирмы-аутсайдеры будут получать положительную экономическую
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
38/75
прибыль бесконечно долгое время, а доминирующая фирма при этом будет получать в целом больше прибыли, чем отдельные фирмы-последователи, но меньше, чем фирма-монополия, которая бы имела место в случае отсутствия фирм-последователей.
Вопрос 3. Инструменты сдерживания входа и стимулирования выхода для случая
монополистических и олигополистических рыночных структур.
Механизм взаимодействия фирм в рассмотренной ситуации усложняется, когда рынок открыт и на нем могут появиться новые фирмы-аутсайдеры.
Сохранение рыночной власти в долгосрочном периоде требует от лидера проведения стратегической политики, направленной на предотвращение входа потенциальных конкурентов или политики, нацеленной на стимулирование выхода фирм из отрасли.
Входные барьеры – все барьеры, которые позволяет укоренившимся фирмам получать сверхприбыли без угрозы входа конкурентов.
Как отмечалось, различаются:
·
барьеры, устанавливаемые государством:
·
лицензии;
·
патенты;
·
разрешения;
·
барьеры, не связанные с деятельностью государства:
·
абсолютные преимущества в издержках;
·
положительный эффект масштаба;
·
преимущества продуктовой дифференциации;
·
потребности в капитале.
В этой связи укоренившаяся в отрасли фирма может использовать следующие стратегии:
·
блокированный вход - фирмы-старожилы конкурируют, не обращая внимания на возможный вход новичков. Но даже отсутствие специальных мер, ограничивающих вход, не делает рынок привлекательным для новых фирм. Угроза входа практически отсутствует;
·
сдерживаемый вход - вход невозможно блокировать, но укоренившиеся фирмы модифицируют свое поведение таким образом, чтобы эффективно мешать входу новых фирм;
·
предоставляемый вход - укоренившиеся фирмы (каждая в отдельности) находят более выгодным позволить «фирмам - новичкам» войти, нежели возводить дорогостоящие входные барьеры.
Статические модели ценообразования, ограничивающего вход в отрасль, основываются на предположении, что орудием предотвращения входа фирм-аутсайдеров является преимущество доминирующей фирмы в издержках. К таким моделям относятся модель Бейна и модель Модильяни.
Модель лимитирующего ценообразования Бейна основывается на абсолютном преимуществе
доминирующей фирмы в издержках.
В соответствии с данной моделью, если фирма-лидер обладает абсолютным преимуществом в издержках по сравнению с потенциальными и реальными конкурентами, инструментом предотвращения входа новых фирм в отрасль является цена на уровне чуть ниже издержек на единицу продукции, чем у фирм-аутсайдеров, которые потенциально могли бы войти в отрасль. Такая цена не позволяет фирмам –
аутсайдерам рентабельно функционировать в отрасли.
В этом случае фирма-лидер способна монополизировать отрасль, при условии наличия у нее излишков производственных мощностей, достаточных для удовлетворения всего отраслевого спроса, и установления цен на уровне:
,
где
АС
F
- средние издержки фирм-аутсайдеров;
е – бесконечно малая величина.
В случае недостаточности производственных мощностей у фирмы-лидера, фирмы-аутсайдеры устанавливают цену выше цены доминирующей фирмы, используя стратегию максимизации прибыли на остаточном спросе.
Если ограничивающая вход цена ниже цены, максимизирующей прибыль фирмы в краткосрочном периоде, перед фирмой возникает проблема выбора между стратегиями «препятствовать входу
потенциальных конкурентов» или «не препятствовать входу потенциальных конкурентов».
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
39/75
Для того, чтобы выбрать одну из двух стратегий фирме необходимо:
·
сравнивать текущую ценность потока прибыли, которую она получит, препятствуя входу потенциальных конкурентов (при незначительном наличии угрозы входа или его отсутствии) и будущего потока прибыли, который фирма получит, максимизируя прибыль в краткосрочном периоде (при существенной угрозе входа);
·
определить величину ставки дисконтирования, отражающей предпочтения фирмы по отношению к будущим и текущим суммам денег;
·
проанализировать уровень хозяйственного риска - чем ниже величина ставки дисконтирования и выше уровень хозяйственного риска, тем предпочтительнее оказывается стратегия максимизировать сегодняшнюю прибыль, не обращая внимания на угрозу потенциального входа.
Модель Модильяниосновывается на том, что для ограничивающего вход ценообразования фирме достаточно обладать относительными преимуществами в издержках:более низкие издержки на единицу продукции могут быть достигнуты за счет большего объема выпуска доминирующей фирмы при наличии положительного эффекта масштаба.
Таким образом, инструментом ограничения входа в отрасль со стороны фирмы-старожила выступает
объем производства (производственные мощности) как стратегический параметр.
Для предотвращения вторжения в отрасль фирма-лидер должна обладать такими производственными мощностями, которые ограничивали бы остаточный спрос до уровня, не позволяющего « фирме-новичку»
получать прибыль. Условием действия модели является производство недифференцированного продукта, в результате чего фирмы – новички или фирмы-аутсайдеры не могут получать прибыль за счет продажи товара, отличающегося потребительскими свойствами от товара доминирующей фирмы.
Благодаря относительному преимуществу в издержках, фирма-старожил способна и успевает назначить такую цену, при которой вхождение новой фирмы на рынок окажется бессмысленным.
Уровень цены, ограничивающей вход, зависит от величины превышения цены над уровнем издержек при минимально эффективном выпуске, что определяется соотношением последнего к размеру рынка и эластичностью спроса по цене. Более высокий уровень минимально эффективного выпуска по отношению к размеру рынка и меньшая эластичность спроса создают больше возможностей для отклонения цены от уровня издержек и проведения политики ограничивающего вход ценообразования.
В целях осуществления такой политики доминирующая фирма должна:
·
точно оценить издержки и своего производства, и производства потенциального конкурента, а также условия спроса. В случае, если преимущество в издержках будет переоценено, и цена окажется слишком низкой, не смотря на то, что вхождение в отрасль будет предотвращено, доминирующая фирма потеряет некоторую часть прибыли. В случае же недооценки преимуществ фирмы-лидера,
ограничивающая цена может оказаться слишком высокой и проникновение в отрасль новых фирм не будет предотвращено;
·
поддерживать величину выпуска в отрасли на таком уровне, чтобы суммарный выпуск всех продавцов оказался в точности равен уровню эффективно ограничивающему вход.
При этом важно иметь в виду, что:
·
ценообразование, ограничивающее вход, неэффективно как в условиях быстро растущего спроса,
так и в отраслях с высокой скоростью технологических инноваций. В условиях быстро меняющейся окружающей среды доминирующая фирма не имеет возможности правильно оценить уровень цены,
ограничивающей вход;
·
имеет место асимметрия информации об издержках, поэтому возможно, что доминирующая фирма может не знать структуру и уровень издержек на единицу продукции потенциальных конкурентов и не сможет принять адекватного решения относительно цены.
«Грабительское ценообразование» на рынке доминирующей фирмы.
Олигополистическая практика свидетельствуют о том, что для создания барьеров входа и укрепления своего лидерства на рынке доминирующая фирма, используя инструмент сдерживающего вход ценообразования, способна пожертвовать не только краткосрочной прибылью, но и назначить цену ниже уровня средних и даже средних переменных издержек, проводя политику грабительского(или
«хищнического») ценообразования.
В основе этой политики лежит цена, уровень которой намного ниже средних издержек производства фирм конкурентного окружения. Однако, чтобы фирма-лидер при этом не несла потери, она должна обладать очень существенным преимуществом в издержках. Последствиями политики грабительского ценообразования для фирм-аутсайдеров являются разорение и вытеснение с рынка.
Эффективность политики грабительского ценообразования определяется соотношением средних издержек доминирующей фирмы и фирм-конкурентов, а также высотой входа в отрасль. После вытеснения одних конкурентов с рынка отсутствие или низкий уровень барьеров входа может привести к попыткам
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
40/75
проникновения отрасль со стороны новых конкурентов. Поэтому грабительское ценообразование, с точки зрения фирмы, эффективно лишь в случае, когда после устранение конкурентов, доминирующая фирма устанавливает монопольную цену, блокирующую вход на рынок.
Барьеры входа в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы.
Все рассмотренные примеры свидетельствуют о том, что входные отраслевые играют важную роль в определении стратегии доминирующей фирмы. Как отмечалось ранее, барьеры могут быть нестратегическими, независящими от деятельности доминирующей фирмы, и стратегическими,
создаваемыми в результате стратегической политики фирмы-лидера и нацеленными на предотвращение проникновения новых фирм в данную отрасль. Такими стратегическими барьерами являются патенты и лицензии на осуществление данного вида деятельности, сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного отраслевого объема выпуска: увеличение издержек на рекламу и НИОКР,
маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.
В теории отраслевых рынков стала общепринятой классификация Дж. Бейна четырех типов отраслей по высоте и эффективности барьеров входа: рынки со свободным входом, рынки с неэффективными барьерами входа, рынки с эффективными барьерами входа и рынки с блокированным входом.
Концепция эффективности политики барьеров входа основывается на том, что стратегия препятствия входу фирм-новичков сопровождается определенными издержками для фирм-»старожилов». Эти издержки могут быть явными, непосредственно связанными с ценовой политикой - снижение цен для исключения потенциальной конкуренции, или неявными, определяемыми различными методами неценовой конкуренции (инвестиции в мощности, расходы на создание «избыточной» дистрибьюторской сети,
расходы на повышение качества для создания эффекта репутации и т. д.). В любом случае при осуществлении политики установления барьеров входа прибыль фирмы (фирм) окажется меньше прибыли фирмы, не практикующей стратегическое поведение.
Политика создания барьеров входа в отрасль предпочитается фирмой (фирмами), в случае, если текущая стоимость потока прибыли, обеспечиваемого этой политикой, будет превышать уровень прибыли,
получаемой при максимизации прибыли в краткосрочном периоде.
Принятие решения об установления барьеров будет находиться в прямой зависимости от величины прибыли, получаемой фирмой (фирмами) на рынке при отсутствии входа аутсайдеров, от величины ставки дисконтирования и в обратной зависимости от расходов, связанных с установлением эффективных барьеров входа и от уровня хозяйственного риска.
Вопросы для самопроверки:
1.
Приведите примеры компаний- отраслевых лидеров.
2.
В чем состоят особенности поведения фирм в модели Штакельберга?
3.
Каковы основные характеристики модели доминирующей фирмы Форхаймера?
4.
На чем основывается принятие фирмой-лидером решения о создании барьеров входа в отрасль?
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. - М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература:
1.
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М.:Магистр, 1998. Гл. 8.
2.
Вурос А. Д., Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. М., 2002. Гл. 6.
3.
Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. - М.: Юрайт, 2010. Гл. 7.4 – 7.6.
4.
Луис М.Б. Кабраль. Организация отраслевых рынков. Вводный курс. - Минск: Новое знание, 2003.
Гл. 7.
5.
Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. - Спб.:Экономическая школа, 1999. Т.1,
гл. 3.
6.
Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М., 1999. Гл. 6-10.
7.
Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. Спб., 2000. Т.2, гл. 5,
6.
8.
Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. - М.: ИНФРА – М., 2008. Гл. 8.3.
9.
Бойцова Е.Ю., Корчагина З.А. Экономика отраслевых рынков: Учебно-методическое пособие. – М.:
МАКС Пресс, 2008. Гл. 5.
Практические задания.
Задание 1.
Доминирующая фирма, оценив спрос на свою продукцию и оценив функцию предельной выручки
MR
L
= 9 – q, установила цену за единицу P
L
= 8. Если функция предельных издержек доминирующей