Файл: Заведующий кафедрой, д э. н., проф. И. Ю.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 4871

Скачиваний: 137

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3.2 Анализ основных инструментов маркетинга на рынке

Поскольку косметика относится к товарам с высокой степенью эмоциональной вовлеченности в покупку, реклама оказывает огромное значение на выбор косметического средства – именно она создает тот образ, то эмоциональное обещание, которое важно для потребителя. Реклама большинства международных компаний в разных странах отличается незначительно. Оригинальные ролики снимаются редко, только в тех случаях, когда нужно подчеркнуть какие-то местные реалии. Например, креатив для универсального крема Nivea (ролик «Каток») разрабатывало агентство TBWA/Russia, упор был сделан на необходимость использования данного продукта в России из-за жестких климатических условий.

В вопросе использования косметики женщин отличают нюансы, вызванные культурными и социальными особенностями. Например, голландки предпочитают оранжевую помаду, а японки – более светлые тона пудры. Для арабских стран нужно делать рекламу без лица – просто с изображением продукции.

В ситуации высокой вовлеченности в выбор продукта важно, чтобы потребители отождествляли себя с героями рекламы. Наша потребительница – это современная, дружелюбная, коммуникабельная женщина, которая ощущает себя молодой независимо от возраста. Она следит за своей внешностью, но для нее не является единственным стремление выглядеть на 20 лет в 45. Мы сознательно не объясняем, кто эта героиня, где она работает, это некий усредненный образ. Как правило, она в домашнем интерьере. Она своя и родная, не звезда, обычная женщина – соседка.

Она не в дорогом кружевном белье, потому что дома мы в большинстве своем предпочитаем простые демократичные вещи.

В то же время реклама косметики должна предоставлять информацию о продукте. При покупке крема от морщин женщина старается получить максимум информации о продукте. В этой ситуации лучше перехвалить продукт, чем недохвалить, потому что выг. от использования таких продуктов всегда оценивается субъективно.

Специалисты утверждают, что расходы на рекламу и BTL в местах продаж в этой категории товаров растут: промоакции, информационные буклеты, постеры, дисплеи и тому подобное работают здесь как нельзя лучше. В продвижении косметики очень эффективным средством оказывается семплинг. Делая вкладки с тестерами продукции в журналах, L`Oreal указывает тон косметического средства, потому что люди приходят в магазин с пробниками и просят «именно эту помаду» или «такой же тональный крем».


Покупка косметики – импульсная покупка. Поэтому для данной товарной категории особенно важны коммуникации в местах продаж. Так, например, компания Yves Rocher, открывая только собственные фирменные магазины, изначально делала ставку на сервис в местах продаж. Такая организация работы позволяет должным образом подготавливать продавцов. Все больше компаний ставят в магазинах своих консультантов.

Еще один пример необходимости использования консультантов. Японские производители в погоне за качеством продукта не останавливаются ни перед чем, в том числе перед себестоимостью. Так, один из самых дорогих в мире кремов разработан компанией Kanebo продается по цене свыше $ 500. В этом случае бессмысленно давать массовую рекламу и производитель полагается на распространение информации из уст в уста. Чтобы покупательница приобрела такой крем и с восторгом рассказала о нем подруге, японцы большие средства вкладывают именно в подготовку грамотных консультантов, которые способны продемонстрировать клиенту даже простейшие приемы точечного массажа.

По данным КОМКОН, в 2016 г. около 35 % продаж косметической продукции пришлось на долю прямых продаж (директ-селинга) [24]. В отношении косметики большую роль играет сервис – умение преподносить и продавать товар. Отечественные потребительницы порой стесняются советоваться с продавцом, какой крем им подойдет, поэтому многим удобнее общаться с консультантом, который уделяет им внимание и подробно объясняет, что лучше выбрать. Если люди начали покупать по каталогам, то они и в дальнейшем предпочитают этот канал и практически перестают ходить в магазины. Многие даже не осведомлены о том, какая косметика присутствует на прилавках.

Одной из тенденций отечественного косметического рынка является рост популярности так называемой аптечной косметики. К косметике, продающейся в аптеках, относятся такие марки как Vichy, Ozon, Uriage, Lierac, La Roche-Posay, Avene, Galenic. Среди российских брендов позиционируют себя как «аптечные» «Русская косметика», «Флоравит», «Биокон», «Или-или» (Фабрика театральной косметики) и некоторые другие.

Продукты данной категории продаются только в аптеках. Это более точечные, более направленные средства, особенно актуальные при ярко выраженных кожных проблемах – например, таких, как акне. Производством аптечной косметики занимаются фармацевтические компании или лаборатории производителей. Помимо состава, «космецевтику» отличает соответствующее позиционирование. Эта косметика проходит клинические испытания, нередко содержит запатентованные молекулы и соединения, отвечает повышенным требованиям к переносимости, клиническим испытаниям, гипоаллергенности. Кстати, в Европе контроль за производством такого рода средств осуществляется теми же контрольными органами, которые курируют производство медикаментов.



Рост популярности аптечной косметики связан с тем, что огромное количество подделок и засилье серого рынка заставляют многих потребителей сомневаться в качестве продукции, распространяемой через торговые сети. К аптекам, как медицинским учреждениям, еще сохраняется доверие. Уровень доверия к аптечному работнику выше, чем к продавцу, потому что это человек со специальным образованием. Женщины, которые озабочены вопросами непереносимости косметики, с ярко выраженными дерматологическими проблемами, или те, для кого косметика в первую очередь – элемент здоровья, скорее всего, пойдут в аптеку.

1.3.3 Анализ коммуникативной политики компании на рынке

Распределительная политика осуществляется в целях своевременной поставки товара с места его изготовления к получателю.

Распределительная сеть может включать следующих субъектов: распределительные органы фирмы-производителя; сбытовых посредников; сбытовых партнеров. На мнение покупателя зачастую влияет психологическое воздействие. И поэтому сбыт товара более эффективно осуществляется через посредников. Avon – косметическая компания прямых продаж. Данную американскую косметику клиенты могут приобрести не в магазине, а с помощью независимых Консультантов по красоте, которые помогут выбрать подходящие средства из каталога, а затем доставят заказ в удобное для клиента место. Новый каталог Avon выходит каждые 3 недели – а это 17 каталогов в год. В каждом каталоге предлагают новые продукты, разработанные на основе передовых технологий, а также выгодные предложения и скидки. Если сравнить каталоги Avon и Oriflame, то «Avon» выпускает красивый и удобный глянцевый каталог. А каталог «Oriflame» имеет не очень удобные размеры и его легко помять. Объем рынка прямых продаж в России сегодня – около $ 2 дол. Более 2,5 млн чел. работают в этой индустрии в России. Количество консультантов Avon составляет более 600 тыс. человек. Представитель общается с Клиентами, консультирует клиентов, собирает заказы и доставляет желанные товары.

Преимущества для представителей компании Avon следующие:

  • бесплатная регистрация в компании;

  • возможность заказа продукции в кредит;

  • доставка продукции на дом; доставка почтой России от 7 дней;

  • оплата заказа через Сбербанк;

  • получение прибыли от продаж от 15 до 31 %;

  • возможность возврата товара и гарантия качества;

  • приобретение продукции Avon без посредников;

  • стабильность, постоянные скидки и акции;

  • возможность оформления заказа через интернет в режиме онлайн;

  • возможность карьерного роста. Став координатором можно заработать до 13,5 % с общих продаж группы.




1.3.4 Анализ системы корпоративной идентификации на рынке

Исследуем современные тенденции в разработке фирменного стиля.

Фирменный стиль является основой коммуникации любого бренда. Современное изменение коммуникационного поля, появление новых медианосителей, изменение способов и главное, изменение формы общения с потребителем, изменило и подходы к созданию фирменного стиля. В ситуации разнообразия форм и методов коммуникации, бренды обязаны следовать за медиапространством потребителя, органично интегрируясь в это новое медиапространство и предлагая потребителю новые формы общения и взаимодействия. Основные изменения в коммуникационном поле можно охарактеризовать следующим образом.

  1. Увеличение количества и качества коммуникационных сообщений.

  2. Появление новых каналов коммуникации. В 2010г. в России по объему потраченных рекламных бюджетов Интернет практически сравнялся с наружной рекламой. Брендинг также отражает эти тенденции. Появилось множество логотипов и фирменных стилей, ориентированных только на Интернет. Одни реагируют на действия пользователя, другие используют цвета RGB и различные эффекты, сложновоспроизводимые на печати.

  3. Изменение мировоззрения покупателей. Люди получили неограниченный доступ к информации и новым технологиям, мир превратился в «одну большую деревню», сейчас российский бренд уже сравнивается не только с другим российским брендом, а и с мировыми брендами. Это повысило среднерыночные стандарты качества и требования к фирменному стилю.

  4. Изменение формы коммуникации между брендом и потребителем. Раньше, бренд доносил свои ценности, используя односторонние каналы коммуникации, в виде некого «монолога о себе и своих ценностях». Сейчас бренду недостаточно «декларировать» свои ценности коммуникациями. Позиция «монолога», когда бренд только рассказывает о себе, потребителю уже не интересна, так как у него появилась возможность интерактивного общения с брендом, «диалога», когда между брендом и его потребителем существует взаимный обмен информацией и мнениями. Интернет и социальные сети сделали бренды открытыми своим потребителям и «клубы» потребителей требуют внимания к себе и требуют интерактивного общения с брендом. Такие изменения в медиапространстве потребителей не могли не отразиться на формировании фирменного стиля бренда. Естественно, бренд, как и прежде, должен отражать категорию продукта, его позиционирование и ценности бренда, а также дифференцировать его от конкурентов, быть узнаваемым и запоминающимся. Прежде всего, основные изменения затронули именно визуальную дифференциацию, узнаваемость и запоминаемость. Брендинговые агентства, стремясь к выделению бренда и продукта, стараются найти новые художественные формы и способы создания фирменного стиля. Без визуальной дифференциации бренд не выдерживает конкуренции и становится не нужен потребителям. Можно выделить следующие тенденции в создании логотипов и фирменного стиля.


  1. Создание новых художественных форм реализации фирменного стиля

(мозаика, кубизм, фотонаполнение, пиксели, секвенция и прочие). Разнообразие и «креативность» визуальных решений позволяет значительно усилить коммуникационные возможности бренда за счет создания «эмоционального отклика» у потребителя. Человек запоминает, прежде всего, что-то необычное, то, что вызвало у него положительные эмоции или удивление. Однако необычность визуального решения айдентики бренда должно быть оправдано бренд-платформой и коммуникационной стратегией бренда. Также не стоит забывать, что фирменный стиль используется в различных средах и различных носителях. При разработке любого решения нужно уделять особое внимание тому, как фирменный стиль бренда будет «жить» в различных каналах коммуникации.

  1. Изменение значения элементов (смена доминанты) в айдентике бренда. Основой фирменного стиля всегда считался логотип. Художественные приемы или визуальные элементы, используемые в логотипе, использовались в качестве основы для формирования других элементов фирменного стиля. Современные фирменные стили не всегда за доминанту берут логотип. Существует уже огромное количество логотипов, и создать что-то совсем уж новое практически невозможно. Поэтому все чаще основой фирменного стиля является именно визуальная система, которая может выражаться стилем иллюстраций/типографики или каким-либо художественным приемом, а логотип интегрируется в эту среду.

  2. Появление интерактивных (изменяющихся, движущихся, реагирующих) логотипов/фирменных стилей. Изменяющийся логотип/фирменный стиль – прямое следствие изменения коммуникационной среды. Многие компании ведут свой бизнес только в сети Интернет или создают бренды, «живущие» только в digital-среде (он-лайн игры, приложения для мобильных телефонов и PDA). Сама суть digital-среды подразумевает интерактивность. Интерфейсы программ, приложений, сайтов становятся все дружелюбнее пользователю, становятся удобнее и понятнее.

Поэтому сама digital-среда требует от разработчика большую интерактивность, изменяемость, «живость» фирменного стиля. Такие логотипы сейчас «в моде» – многие клиенты просят интерактивный логотип. Но это не всегда оправдано, так как сам клиент ведет свою деятельность «оффлайн» и иногда бывает сложно переубедить клиента, что такой фирменный стиль не оправдан его бизнесом.