Файл: 1. Предмет и задачи клинической психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 510

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет и задачи клинической психологии.

2. Структура клинической психологии.

3. История развития клинической психологии.

4. Основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях.

5. Принципы разграничения индивидуальных особенностей психики человека и психопатологического синдрома в деятельности клинического психолога.

6. Определение понятий «норма» и «патология» как основная методологическая проблема клинической психологии.

7. Этапы развития психических расстройств.

8. Определение, становление и структура нейропсихологии.

9. Основные базовые понятия нейропсихологии (нейропсихологический симптом синдром, фактор).

10. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия в клинической психологии.

11. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.

12. Этические модели деятельности психолога в клинической психологии.

13. Цели, задачи, методы клинико-психологического исследования.

14. Этапы клинико-психологического исследования.

15. Типы нарушений чувственного познания.

16. Изменение порога чувствительности и сенестопатии как признаки нарушений процесса ощущения.

17. Психогенные ипохондрические расстройства.

18. Психосенсорные расстройства восприятия.

19. Виды агнозий и их характеристика.

20. Иллюзии. Назовите и дайте характеристику. Иллюзорные расстройства восприятия в детском возрасте.

21. Галлюцинации. Назовите и дайте характеристику. Возрастные особенности проявления галлюцинаций.

22. Основные проявления гиперкинетического расстройства с дефицитом внимания.

23. Причины расстройств коммуникации и нарушений развития школьных навыков.

24. Основные виды речевых расстройств.

26. Нарушения памяти — как клиническая проблема.

27. Клинические типы нарушений памяти.

28. Чем характеризуется амнестический синдром? Типы амнезий.

29. Общая характеристика и виды нарушения процесса мышления.

30. Пограничные психические состояния.

31. Общенаучная характеристика сознания.

32. Клинические формы нарушения сознания.

33. Общая характеристика нарушений эмоциональной сферы.

34. Тревожные расстройства.

35. Расстройства настроения.

36. Факторы развития неврозов.

37. Стиль семейного воспитания как фактор возникновения и развития «пограничных» психических расстройств.

38. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихических расстройств.

39. Психология инвалидности.

40. Понятие «аномальный ребенок». Направления деятельности психолога в работе с аномальными детьми.

41. Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития.

42. Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития.

43. Синдромом раннего детского аутизма как форма искаженного психического развития.

44. Понятие «расстройство личности» в клинической психологии. Классификация личностных расстройств.

45. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления).

46. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере).

47. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы).

48. Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонии личности.

49. Патологическое формирование личности.

50. Понятие отклоняющегося поведения. Основные формы отклоняющегося поведения

51. Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения.

52. Понятие аддиктивного поведения.

53. Суицидальное поведение. Факторы и типология суицида.

54. Профилактика отклоняющегося поведения.

55. Проблема восстановления высших психических функций. Задачи и принципы восстановительного обучения.

56. Практическое применение нейропсихологии в образовательных учреждениях.



У человека эти различия выражены более отчетливо. Так, зона Вернике (верхние отделы вторичных зон височной области) в левом полушарии на одну треть больше симметричной ей зоны правого полушария, нейроны левого полушария (у правшей) крупнее нейронов правого полушария и даже диаметр кровеносных сосудов в левом полушарии больше чем в правом. Есть сведения о различиях в организации левого и правого таламуса, левого и правого хвостатого ядра в тех ядрах таламуса, которые связаны с речью.

Доказано, что левое полушарие активизируется при выполнении одних задач, а правое – других. С помощью метода вызванных потенциалов, возникающих при звуках человеческой речи у новорожденных, получены данные о том, что у девяти из десяти детей амплитуда реакции в левом полушарии заметно больше, чем в правом, а при неречевых звуках (шум или музыкальные аккорды) – у всех десяти младенцев амплитуда вызванных потенциалов выше в правом полушарии. Все это убедительно свидетельствует о том, что лево-правая асимметрия характерна для нормы и особенно отчетливо проявляется в условиях психической деятельности.

Клинические наблюдения подтверждают полученные факты: речевые нарушения возникают преимущественно при поражении левого полушария, в то время как поражение правого приводит к появлению своеобразного симптомокомплекса, включающего нарушение схемы тела, выпадение поля зрения, нарушение пространственной ориентировки и т. д.

Все эти данные (анатомические, физиологические, клинические) убедительно свидетельствуют о неравнозначности структур и функций левого и правого полушарий.

В настоящее время проблема межполушарной асимметрий рассматривается как проблема функциональной специфичности полушарий, как проблема своеобразия того вклада, который вносит каждое полушарие в организацию любой психической функции. В этом принимает участие как левое, так и правое полушарие, но при этом каждое вносит свой специфический вклад. Под функциональной асимметрией понимается различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушария мозга в осуществлении психических функций.

Второй аспект проблемы межполушарной асимметрии, не менее важный, но менее изученный – это вопрос межполушарного взаимодействия. Долгое время считалось
, что оба полушария мозга абсолютно самостоятельны и представляют собой такой же парный орган, как почки или легкие. Но работы Роджера Уолкотта Сперри по перерезке комиссур мозга показали, что при нарушении взаимосвязи между левым и правым полушариями возникают серьезные нарушения психических функций.

11. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.


В соответствии с теорией системной динамической организации высших психических функций, при локальных поражениях головного мозга нарушается не какая-то одна психическая функция, а их совокупность, составляющая единый нейропсихологический синдром. Под последним А. Р. Лурия предложил рассматривать закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением определенного фактора.

Целью синдромного анализа является поиск фактора, который приводит к формированию нейропсихологического синдрома. А под фактором понимают те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых структурах. Нарушение этих факторов и является непосредственной причиной нарушения работы всей функциональной системы, обеспечивающей ту или иную психическую функцию.

Нарушение ВПФ может иметь различные проявления: в форме грубого расстройства функции, в виде ее патологического ослабления или снижения уровня выполнения функции. Основная классификация нейропсихологических синдромов построена по топическому принципу, т. е. на выделении области поражения мозга. В связи с этим их в первую очередь делят на синдромы поражения корковых отделов и синдромы поражения подкорки.

Корковые нейропсихологические синдромы возникают при поражении вторичных и третичных полей коры больших полушарий. В свою очередь их можно разделить на две категории: синдромы, возникающие при поражении задних отделов мозга, и синдромы, связанные с поражением передних отделов больших полушарий.

12. Этические модели деятельности психолога в клинической психологии.


На протяжении многих веков формировались, изменялись различные моральные принципы и правила, сопровождавшие развитие медицины. Религиозные, культурные, этнические, социально-экономические факторы влияли на формирование этических моделей в клинической психологии.

1. Модель Гиппократа (V–IV вв. до н. э.) — принцип «Не навреди». Практическое
отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку является основной чертой профессиональной врачебной этики.

2. Модель Парацельса (XV–XVI вв.) — принцип «Делай добро». Форма врачебной этики, сложившаяся в Средние века, в рамках которой нравственные отношения с пациентом понимаются как составляющая стратегии терапевтического поведения врача, наиболее полно представлена Парацельсом. Модель Парацельса — это учет индивидуальных особенностей личности, признание глубины ее душевных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. В рамках этой модели реализуется патернализм (pater — отец) как тип взаимоотношений между врачом и пациентом, для которых характерны положительные психэмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, «целебность», «божественность» самого контакта врача и больного. Парацельс писал, что сила врача — в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства — любовь.

3. Деонтологическая модель (XVIII–XIX вв.) — deontos — должное. Деонтология как наука о долге, моральной обязанности, нравственном совершенстве и безупречности особенно важна в тех профессиональных областях, где широко используются сложные межличностные взаимовлияния и ответственные взаимодействия. Основой деонтологии является принцип «соблюдения долга». Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил (соизмерение, соблюдение себя с «должным» и оценка действия не только по результатам, но и по намерениям), соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Деонтология включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны, меры ответственности за жизнь и здоровье больных, проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе, взаимоотношений с больными и их родственниками.

4. Биомедицинская этическая модель (60–70 гг. XX в.) рассматривает медицину в контексте прав человека. Биоэтика (этика жизни) — систематические исследования поведения человека в области наук о жизни и здравоохранении в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов. Основным моральным принципом биоэтики становится принцип «уважения прав и достоинства личности». Под влиянием этого принципа меняется решение «основного вопроса» медицинской этики — вопроса об отношениях врача и пациента. Остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения, что оформляется в новых типах взаимоотношений врача и больного — информационный, совещательный, интерпретационный типы являются по-своему формой защиты прав и достоинства человека. На современном
этапе обсуждается не только помощь больному, но и возможности управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными физическими и нравственными последствиями для человека и человечества. Все большее влияние приобретает автономная модель, когда пациент оставляет за собой право принимать решения, связанные с его здоровьем и медицинским лечением.