ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 511
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет и задачи клинической психологии.
2. Структура клинической психологии.
3. История развития клинической психологии.
7. Этапы развития психических расстройств.
8. Определение, становление и структура нейропсихологии.
9. Основные базовые понятия нейропсихологии (нейропсихологический симптом синдром, фактор).
11. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.
12. Этические модели деятельности психолога в клинической психологии.
13. Цели, задачи, методы клинико-психологического исследования.
14. Этапы клинико-психологического исследования.
15. Типы нарушений чувственного познания.
16. Изменение порога чувствительности и сенестопатии как признаки нарушений процесса ощущения.
17. Психогенные ипохондрические расстройства.
18. Психосенсорные расстройства восприятия.
19. Виды агнозий и их характеристика.
20. Иллюзии. Назовите и дайте характеристику. Иллюзорные расстройства восприятия в детском возрасте.
21. Галлюцинации. Назовите и дайте характеристику. Возрастные особенности проявления галлюцинаций.
22. Основные проявления гиперкинетического расстройства с дефицитом внимания.
23. Причины расстройств коммуникации и нарушений развития школьных навыков.
24. Основные виды речевых расстройств.
26. Нарушения памяти — как клиническая проблема.
27. Клинические типы нарушений памяти.
28. Чем характеризуется амнестический синдром? Типы амнезий.
29. Общая характеристика и виды нарушения процесса мышления.
30. Пограничные психические состояния.
31. Общенаучная характеристика сознания.
32. Клинические формы нарушения сознания.
33. Общая характеристика нарушений эмоциональной сферы.
36. Факторы развития неврозов.
40. Понятие «аномальный ребенок». Направления деятельности психолога в работе с аномальными детьми.
41. Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития.
42. Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития.
43. Синдромом раннего детского аутизма как форма искаженного психического развития.
44. Понятие «расстройство личности» в клинической психологии. Классификация личностных расстройств.
45. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления).
46. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере).
47. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы).
48. Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонии личности.
49. Патологическое формирование личности.
50. Понятие отклоняющегося поведения. Основные формы отклоняющегося поведения
51. Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения.
52. Понятие аддиктивного поведения.
53. Суицидальное поведение. Факторы и типология суицида.
54. Профилактика отклоняющегося поведения.
56. Практическое применение нейропсихологии в образовательных учреждениях.
30. Пограничные психические состояния.
Пограничные состояния объединяют группу расстройств, в которых преобладает т. н. «невротический уровень» нарушений психической деятельности или поведения, при которых:
а) сохраняется критическое отношение человека к своему состоянию;
б) болезненные изменения происходят преимущественно в эмоциональной сфере личности и сопровождаются нарушением вегетативных функций;
в) нарушение вызвано психологическими (характерологические особенности личности), а не органическими причинами.
Эти расстройства отличаются отсутствием психотических симптомов, нарастающего слабоумия и деструктивных личностных изменений, поскольку имеют не органическую, а психогенную природу. Как отмечает отечественный психиатр Ю. А. Александровский, между здоровьем и пограничным психическим расстройством невозможно установить никаких четких границ, поскольку на психическом уровне норма не имеет строгих объективных критериев /2/.
Оценка состояния в качестве здорового или пограничного чаще всего связана с действием механизма адаптации личности к среде.Всякое психическое нарушение можно трактовать в качестве стойкого нарушения приспособления к новым и трудным внешним и внутренним обстоятельствам жизни. В одних случаях дезадаптация вызывает психотические (бред, галлюцинации, автоматизмы), а в других — невротические (эмоциональные и поведенческие) нарушения.
31. Общенаучная характеристика сознания.
Сознание — наивысшая, свойственная только человеку функция головного мозга, выражающаяся в целенаправленном отражении мира, предварительном построении действий, предвидении их результатов, регулировании взаимоотношений человека со средой и познании мира. Сознание — это не только знание само по себе, но и отношение к познаваемому.
Сознание является функцией мозга. Кроме того, сознание определяется воздействием среды путем общественной практики, которая благодаря психической деятельности трансформируется в сознательное, субъективно-идеальное. Психическое развитие детей, живущих в условиях строгой изоляции или в среде животных, не достигает уровня сознания.
Физиологической основой сознания, по И. П. Павлову, является деятельность определенного участка коры большого мозга (творческого отдела больших полушарий), обладающего в данный момент, при данных условиях оптимальной возбудимостью. Физиологический механизм сознания с его целенаправленной деятельностью и предвосхищением цели предусматривает восприятие раздражений рецепторами, возникновение временных связей в ЦНС, правильное соотношение процессов возбуждения и торможения, их подвижность.
Таким образом, понятие расстроенного сознания охватывает совокупность многих взаимосвязанных и взаимообусловленных состояний. В психопатологии основным признаком расстройства сознания считают дезориентировку различной степени.
Сознание включает в себя не только знание об окружающем мире, но и знание о себе — о своих индивидуальных и личностных свойствах. Поэтому в структуру сознания входит самосознание — выделение себя из объективного мира, осознание своей личности, своего тела, своих психических функций. Самосознание (частная сторона сознания) включает в себя осознание своего отношения к окружающему миру, своей деятельности в нем. Зрелый человек постоянно анализирует и оценивает свои мысли, чувства, переживания. Аналитическое размышление по поводу собственных мыслей и переживаний, обычно полное сомнений и колебаний, называется рефлексией.
32. Клинические формы нарушения сознания.
Клинические формы нарушения сознания. Патология сознания сопровождает многие психические и тяжелые соматические заболевания, но во всех случаях она укладывается в пять основных синдромов нарушенного сознания: оглушение, делирий, онейроид, сумеречное помрачение сознания, аменция. Появление этих синдромов свидетельствует об утяжелении клинической картины заболевания, это реакция мозга на ту или иную эндогенную или экзогенную вредность.
Оглушение – ориентировка затруднена, имеет фрагментарный характер, восприятие избирательно, осмысление происходящего затруднено, выражена брадифрения, олигофазия. Пациент выглядит трудно доступным для контакта, отрешенным, малоподвижным, выражение лица безразличное.
Сопор – характеризуется полным выключением сознания с сохранением безусловных рефлексов (оборонительный, кашлевой, корнеальный, зрачковый и др.) Аутопсихическая и аллопсихическая ориентировки отсутствуют. Из сопора больного возможно вывести на короткое время чрезвычайно сильными воздействиями, однако при этом он происходящее не понимает, ситуацию не «охватывает» и предоставленный себе снова впадает в прежне состояние.
Онейроид (сновидное, грезоподобное помрачение) – характеризуется наплывом непроизвольных фантастических псевдогаллюцинаций на фоне полной алло – и аутопсихической дезориентировки или с сохранением формальной ориентировки. Больной чувствует себя непосредственным участником фантастических переживаний (в отличие от делирия, где больной – заинтересованный зритель). Отсутствует связь между переживаниями и внешним поведением пациента, контакт с больным резко ограничен или невозможен. Продолжительность – недели, месяцы. По выходу из состояния – амнезия событий, происходящих в реальной действительности с сохранением воспоминаний о переживаниях.
Делирий (галлюцинаторное помрачение сознания) – характеризуется ложной ориентировкой в окружающем, возникновением различных нарушений восприятия (иллюзиями, галлюцинациями), в основном зрительными на фоне аллопсихической дезориентировки с сохранением аутопсихической ориентировки, эмоционального напряжения, характер которого связан с нарушениями восприятия, психомоторного возбуждения. На высоте состояния возможно присоединения слуховых и тактильных галлюцинаций.
Аменция – наиболее глубокое помрачение сознания, характеризующееся бессвязностью мышления, отсутствием осмысления окружающего, распадом самосознания, тотальной дезориентировкой. Может сопровождаться возбуждением, носящим ограниченный характер (в пределах постели).
Сумеречные состояния (суженное сознание) – внезапно возникающее и внезапно заканчивающееся состояние, характеризующееся глубокой аллопсихической дезориентировкой, развитием галлюциноза, острого образного бреда, аффектом тоски, страха, неистовым возбуждением или внешне упорядоченным поведением. Состояние сопровождается аффектом тоски, злобы, экстаза. Продолжительность от нескольких минут до нескольких дней. По выходу полная амнезия пережитого. Под влиянием бреда, галлюцинаций возможно совершение опасных деяний. Варианты сумеречного состояния: бредовый, галлюцинаторный, ориентированный, амбулаторный автоматизм, фуга.
33. Общая характеристика нарушений эмоциональной сферы.
В эмоциях имеется три составные части:
1) аффект (острое переживание приятности или неприятности, эмоциональное напряжение, возбуждение);
2) когниция (осознание своего состояния, обозначение его словом и оценка перспективы удовлетворения потребности);
3) экспрессия (внешнее выражение в телесной моторике или поведении).
Относительно устойчивое и всеобъемлющее эмоциональное состояние называется настроением. В связи с тем обстоятельством, что потребностная сфера человека включает помимо биологических социальные потребности, эмоции, возникающие на основе относительно стабильных социальных и культурных потребностей, получили название чувств.
Различают первичные (основные) и вторичные (сложные) эмоции. К первичным эмоциями относят: радость, печаль, тревогу, гнев, отвращение, стыд, удивление. К вторичным эмоциям относят различные смешения первичных эмоций, а также эмоций и их узких интерпретаций (например, гордость — это радость, содержащая элементы внутренней каузальной атрибуции причастности себя к возникновению позитивного события).
Расстройства эмоциональной сферы заключаются в болезненных переживаниях тех или иных эмоциональных состояний. Основное нарушение заключается в изменении эмоционального состояния в сторону угнетения или подъема. Нарушения в эмоциональной сфере включают в себя гипотимию, гипертимию, паратимию, а также нарушения динамики эмоций.
Гипотимия представляет собой хроническое снижение эмоциональности по всем трем компонентам (аффект, когниция, экспрессия), что выражается в угнетении всех психических процессов, снижении общей активности человека и его безразличии к внутренним и внешним стимулам. Основное эмоциональное состояние при гипотимии — подавленность и тоска (иногда злобно-тоскливое настроение — дисфория). Крайним проявлением гипотимии является депрессия — хронически сниженное настроение, характеризуемое ярко выраженным ощущением неадекватности, чувством отчаяния, пессимизмом.
Одним из менее выраженных проявлений гипотимии является дистимия — хронически сниженное, подавленное настроение, когда все становится трудным и ничто не доставляет удовольствия (ангедония). Дистимия характеризуется наличием мрачных размышлений, сниженной самооценкой, чувством безнадежности, плохим сном, человек теряет интерес к событиям повседневной жизни, испытывает трудности в концентрации внимания,