Файл: Белгородский государственный институт искусств и культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
этот период труд, фактически представлял собой или отождествлялся с правом, поскольку именно трудом «измерялось» и равенство и справедливость и степень свободы.

В случае же, если человек не исполнял своей «трудовой повинности» на свободе, его лишали свободы, но не освобождали при этом, от обязанности трудиться в местах её лишения. В Уголовном кодексе 1926 г. была установлена уголовная ответственность за тунеядство, ведение антиобщественного, паразитического образа жизни, занятия бродяжничеством и попрошайничеством, просуществовавшая до 90 –х годов XX столетия.

Принудительный труд, соответственно, формировал ту правовую культуру, которая в одном случае воплощала в себе идею строительства коммунизма и объединяла преобладающее большинство советского народа. В другом случае, принудительный труд как явление, не совпадающее с культурой, отчуждал человека от общекультурных ценностей. Отчуждение человека от ценностей правовой культуры и права в целом, становится причиной формирования двойственного, «пограничного» — маргинального правосознания. Последнее характеризуется индифферентным, нигилистическим отношением к правовым предписаниям. Оно не воспринимает принудительных форм воздействия на поведение, в связи с чем, исполнение трудовых обязанностей принимается правовым сознанием маргинальной личности уже как наказание. Индивиды с таким правосознанием не уважают право и в своём большинстве нарушают законодательные нормы, совершают правонарушения, в т.ч. преступления [6, c. 26].

В области трудовых отношений, исторически маргинальное поведение проявляется в таких противоправных формах, как например воровство на предприятиях. Борьба с «несунами» в советский период приобретала значительные масштабы, исполнение требований социалистической дисциплины вообще осуществлялось под строгим надзором как контролирующих органов на производстве, так и строгими дисциплинарными, административными мерами трудового, административного и уголовного законодательства.

Вообще, правовая культура как обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляет собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению [36, c. 33]. В условиях действия принципа принудительного труда, посредством правового воспитания граждан с юного возраста
, также принудительно оказывалось воздействие на правосознание граждан, одобряемое большинством советских граждан (добровольно или принудительно).

В настоящий период времени в Российской Федерации, также существует довольно много нерешенных проблем в области трудового законодательства. Его несовершенство, неконкретность, декларативность ряда норм, а также желание работодателей извлечь максимальную выгоду для своего экономико -правового состояния, с одной стороны, и, с другой - объективные причины социально-экономического и политического характера, вызванные необходимостью решения неотложных хозяйственных и производственных задач любыми средствами, коммерциализация многих сфер общественной жизни и многое другое, порождают значительную пробельность трудового права. Неправовое воздействие на работников, нарушение их трудовых прав являются отступлением от положений Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, обладающих высшей юридической силой и являющихся базовыми моделями, формирующими демократические основы в регулировании общественных, в том числе трудовых отношений.

В современном уголовном законодательстве отсутствует ответственность за ведение паразитического образа жизни, попрошайничество и тунеядство, что полностью соответствует конституционным принципам. Согласно п.2 ст. 37 Конституции Российской Федерации принудительный труд запрещен, так как главенствующее место в современном демократическом обществе отдается правам и свободам человека и гражданина [12, c. 25].

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать о том, что правовая культура оказывает значительное влияние на трудовые отношения между гражданами, работодателями и государством в настоящий период времени. Среди элементов правовой культуры личности, кроме уровня правосознания, выделяется в целом уровень правового развития субъектов (человека, различных групп, всего населения), который проявляется, прежде всего, в его правовой активности, а также возрастании степени гарантированности государством прав и свобод человека [23, c. 37].

Рассматривая с точки зрения такого понимания правовую культуру работников, следует отметить, что сегодня уровень правовой активности работников как субъектов трудового права следует на наш взгляд, определять, как недостаточно высокий. При этом уровень правосознания значительной части работников можно характеризовать как подверженный правовому скептицизму и правовой пассивности. Высокий уровень трудовой активности сегодня обусловлен материальной заинтересованностью работника, что принципиально отличает его от рабочего советского периода «уравниловки», устанавливаемой политическим курсом того времени. Последнее формирует

новую правовую культуру трудовых отношений, основанную на принципах «добровольности» и «взаимовыгодных условий труда», вытекающих из фундаментальных преобразований государственного устройства в связи с его переходом от советского к постсоветскому периоду развития.

Сложности изменения структур государственных устройств всегда влияют на преобразования в сфере правового сознания и правовой культуры в области трудовых отношений. Распад Советского союза и отмена принудительного труда коренным образом видоизменили правовую культуру трудовых отношений. Когда в государстве происходят крупные деформации или трансформации, тогда меняются многие социально – культурные, в т.ч. правовые регуляторы, видоизменяющие все культурно – правовое пространство, в том числе в сфере трудовых отношений.
Предпринимательская деятельность в России, как и в мире в целом, является неизбежным атрибутом современной экономики. В связи с этим актуальным становится вопрос о культуре взаимоотношений, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, а именно о культуре предпринимательства. Неразвитость предпринимательской культуры порождает такие явления как коррупция, оппортунизм менеджеров и работников современных предприятий, что в значительной степени тормозит развитие как предпринимательства, та и экономики в целом.

Отрицательная динамика обусловлена изменением законодательной и налоговой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность. В свою очередь культура предпринимательских отношений также оказывает значительное влияние на предпринимательство. Культура взаимоотношений предпринимателей, поставщиков и потребителей стала неотъемлемым структурным элементом, формирующим предпринимательские отношения, при этом она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Наблюдается неравномерность распределения предпринимательской уверенности в различные периоды, так в 2008 и в 2009 гг., индекс предпринимательской уверенности имеет отрицательное значение в организациях отраслей обрабатывающих производств и по добыче полезных ископаемых. В период с 2010 по 2012 гг. индекс в этих отраслях постепенно начинает стремиться к нулю, но при этом сохраняется его отрицательное значение в пределах от -1 до -5.

В организациях, осуществляющих производство и распределении электроэнергии, газа и воды, индекс предпринимательской уверенности имеет положительное значение в период с 2010 по 2012 гг. и устанавливаются в пределах 5.


Аналитики предполагают что, такая закономерность может быть связана с конъюнктурой рынка, сроками оборота капитала предприятий (организаций), нормативно-правовым регулированием предпринимательской деятельности, различием в окупаемости и доходности организаций.

Формирование предпринимательской культуры как социально–правового института должно выполнять свои экономические и социальные функции [4, с. 118].

В последние годы, особое значение придается нормативно-правовому регулированию при развитии предпринимательских отношений,  в нашем случае рассматривается культура предпринимательства.

Прослеживается прямая и обратная взаимосвязь, которая непосредственно влияет  на регулирование нормативно-правовой базы культуры предпринимательства в России. При осуществлении предпринимательских отношений множество Министерств и ведомств РФ, а также непосредственно Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная дума и Правительство РФ, которые непосредственно воздействуют на предпринимателей путем принятия законодательных, нормативных и методических документов регулирующих культуру предпринимательства в России.

При этом основными документами регулирующие деятельность и развитие культуры предпринимательства на макро-уровне и микро-уровне в Российской Федерации, будут являться: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ. Так в Гражданском кодексе РФ прописаны основные понятия предпринимательства, которые в дальнейшем при осуществлении предпринимательской деятельности организуют деловые связи предпринимателей и взаимоотношения между ними, в нем определены статьи регулирующие договорные отношения для более культурного ведения бизнеса в России. В трудовом кодексе прописаны, основные нормы и правила при осуществлении предпринимательской деятельности с трудовым коллективом, в большей степени это будет относиться, конечно к корпоративной культуре предпринимательства, но также и влиять на культуру предпринимательский отношений в  трудовом коллективе. Таможенный и Налоговые кодексы РФ, оказывают не значительное влияние на культуру предпринимательства, но все же регулируют культуру  при составлении и подачи налоговой отчетности предпринимателей, а также культуру поведения предпринимателей  при доставке и вывозу товаров за границу. В кодексы РФ постоянно Правительство Российской Федерации вносит корректирующие поправки с учетом развития рынка страны и заграницы, а также внесение поправок в налоговое и трудовое законодательство.


Федеральные законы РФ, которые будут являть нормативной базой при развитии культуры предпринимательства, так как именно в них прописаны основные нормы, требования и понятия при осуществлении и ведении цивилизованных предпринимательских отношений. В законах определены формы осуществления предпринимательства в России, например ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. (ред. от 06.12.2011 г.), который определяет малый и средний бизнес, в нем определены также формы поддержки предпринимательства РФ [5]. Так количество федеральных законов регулирующих культуру предпринимательских отношений в России, определяется  в пределах от 30 до 40, но это только основные федеральные законы, есть отдельно законы РФ, при этом основным таким законом при развитии культуры предпринимательства будет являться Закон РФ № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. (ред. от 08.05.2010 г.)[5].

Важную роль в регулировании нормативно - законодательной базы культуры предпринимательства играют Постановления Правительства РФ, в них определены основные правила ведения культурного предпринимательства в Российской Федерации, примерами таких Постановлений могут служить: Постановление Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала предпринимательской деятельности» от 16.07.2009 г.,  Постановление Правительства РФ № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 22.07.2008 г., но наиболее важным является  для культуры предпринимательства Постановление Правительства РФ № 186 «О федеральной целевой программе «Культура России (2012–2018 годы)»   от 03.03.2012 г. [5].

Президент, также на прямую может регулировать нормативную базу культуры предпринимательства в России, так 15 мая 2008 года принят Указ Президента РФ № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». В представленном указе совершенствуются  и устраняются основные ограничения тормозящие развитие предпринимательских отношений в стране, поскольку в последние годы экономика России нацелена на  развитие предпринимательской деятельности.

Регулирование и развитие культуры предпринимательства ограниченно также  приказами Генпрокуратуры РФ  «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 11.08.2010 г.; приказом  Минэкономразвития № 141 «О реализации положений Федерального закона «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 30.04.2009 г. (ред. от 30.09.2011 г.), приказом Приказ Минфина России № 67 «О создании Экспертной группы по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства» от 28.02.2013 г. [5] все это служит нормативной базой ограничивающей развитие культуры предпринимательства в России.