Файл: Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 312

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

  • обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

  • обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

  • обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

  • осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

  • осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

  • осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

  • обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

  • осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

  • создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.


Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.



  1. Особенности организации государственной власти субъекта РФ

Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации определена Конституцией РФ и законодательством. Основные особенности организации государственной власти в субъектах РФ включают:

Федеративный принцип: Россия является федеративным государством, состоящим из 85 субъектов. Каждый субъект РФ обладает определенной степенью автономии и правами для самоуправления.

  1. Законодательная власть: Субъекты РФ имеют свои законодательные органы - парламенты (в некоторых случаях они называются народными собраниями, думами, советами и т.д.), которые принимают законы и другие нормативные акты на территории субъекта. Законы субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам.

  2. Исполнительная власть: В субъектах РФ есть исполнительные органы власти, включающие в себя главу (губернатора, президента и т.д.) и правительство субъекта. Исполнительные органы осуществляют управление и реализацию законов и политики субъекта.

  3. Судебная власть: Судебная система субъекта РФ функционирует независимо от федеральной системы. Субъекты РФ имеют свои суды, включая конституционные суды и органы судебной власти, которые рассматривают дела в рамках субъекта.

  4. Финансовая самостоятельность: Субъекты РФ имеют право на собственные источники доходов и расходов. Они формируют собственные бюджеты, осуществляют налоговую политику в пределах, установленных федеральным законодательством.

  5. Представительство в федеральной власти: Субъекты РФ представлены в федеральной власти через Совет Федерации, верхнюю палату Парламента РФ, где каждый субъект имеет определенное число представителей.

Важно отметить, что конкретные особенности организации государственной власти в субъектах РФ могут различаться в зависимости от их правового статуса (республика, край, область и т.д.) и их конституционного устройства.


  1. Основы местного самоуправления в РФ: территориальные, экономические, организационные

Основы местного самоуправления в Российской Федерации определены в Конституции РФ и законодательстве. Они включают территориальные, экономические и организационные аспекты. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее:


  1. Территориальные основы: Местное самоуправление осуществляется на территориальном уровне, где субъектом местного самоуправления является муниципальное образование (муниципалитет). Муниципальное образование может быть городским, сельским или иным видом (например, поселком). Оно имеет свою административно-территориальную структуру, определяющую границы и внутреннее устройство муниципалитета.



  1. Экономические основы: Муниципалитеты в России обладают определенной экономической самостоятельностью. Они имеют право на формирование и управление своим бюджетом, осуществление налоговой политики в рамках законодательства, а также ведение экономической деятельности на своей территории. Муниципалитеты могут получать доходы от налогов, сборов, аренды земли и других источников.



  1. Организационные основы: Местное самоуправление организуется через органы местного самоуправления. В состав органов местного самоуправления входят представители местного населения, избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Основным органом местного самоуправления является представительный орган муниципалитета, который может называться муниципальным собранием, думой, советом и т.д. Представительный орган принимает решения по важным вопросам местного значения и контролирует деятельность исполнительного органа местного самоуправления.

Исполнительная власть в муниципалитете возлагается на главу (главу администрации, мэра и т.д.) и исполнительный орган местного самоуправления (администрацию), которые отвечают за реализацию решений представительного органа и управление местными делами.

В целом, местное самоуправление в России строится на принципах территориальной организации, экономической самостоятельности и организационной структуре, гарантируя муниципалитетам определенную степень автономии и возможность принимать решения по вопросам, касающимся их территории и населения.


  1. Взаимодействие уровней власти в России: политико-нормативные аспекты

В Российской Федерации взаимодействие уровней власти осуществляется на основе принципа вертикали власти. Этот принцип предполагает существование разных уровней власти, включая федеральный уровень, уровень субъектов РФ и муниципальный уровень. Давайте рассмотрим политико-нормативные аспекты взаимодействия между этими уровнями:


  1. Федеральный уровень власти: Федеральный уровень власти включает в себя Президента РФ, Правительство РФ и федеральные органы власти. Федеральный уровень осуществляет руководство и координацию общегосударственными вопросами, разработку и принятие федеральных законов, определение общегосударственной политики и контроль за ее реализацией. Федеральные органы власти имеют свои полномочия и функции, назначаемые федеральным законодательством.



  1. Уровень субъектов РФ: Субъекты РФ, такие как республики, края, области и т.д., имеют определенную степень автономии и самоуправления. Они осуществляют свою собственную законодательную, исполнительную и судебную власть в пределах федеральных законов. Субъекты РФ имеют право принимать законы и нормативные акты по вопросам, относящимся к их компетенции, а также формировать и реализовывать свою политику на территории субъекта.



  1. Муниципальный уровень власти: Муниципальный уровень включает в себя муниципальные образования (города, села, поселки и т.д.). Муниципалитеты осуществляют местное самоуправление и имеют право принимать решения и принимать нормативные акты по вопросам местного значения, в пределах своей компетенции и в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Взаимодействие между этими уровнями власти осуществляется на основе конституционных и нормативных положений. Федеральные законы устанавливают общие правила и принципы организации власти, а также распределение компетенции между разными уровнями. Субъекты РФ и муниципалитеты действуют в рамках федерального законодательства, при этом могут иметь свои специфические законы и нормативные акты, отражающие особенности их региона.

Таким образом, взаимодействие уровней власти в России основано на законодательных нормах, которые регулируют полномочия и компетенцию каждого уровня, а также обеспечивают согласованность действий и сотрудничество между ними.


  1. Внешняя среда публичного управления. Группы интересов и лоббизм.

Тема "внешняя среда публичного управления, группы интересов и лоббизм" относится к анализу взаимодействия государственных органов с обществом и заинтересованными сторонами. Давайте рассмотрим эту тему подробнее: