Файл: Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Децентрализация и делегирование власти: Эта концепция стремится перераспределить власть и ответственность на различные уровни государственного управления. Децентрализация позволяет уровням ниже центрального правительства иметь большую автономию и возможность принимать решения, соответствующие местным потребностям и условиям. Делегирование власти уполномочивает более низкие уровни органов власти принимать решения в своей компетенции, ускоряя процессы принятия решений и повышая гибкость и оперативность.
-
Проактивное управление результатами: Эта концепция сосредоточена на достижении конкретных результатов в государственном управлении. Она выдвигает идею сдвига акцента с процессов на результаты. Проактивное управление результатами включает определение четких целей и показателей успеха, систематический мониторинг и оценку достижения результатов, а также принятие мер для улучшения результатов. Эта концепция подразумевает использование методов управления проектами и программами, управление рисками и установление системы поощрения результативности.
-
Партнерство и сотрудничество: Современные концепции реформирования государственного управления признают важность партнерства и сотрудничества между государственными органами, неправительственными организациями, частным сектором и гражданским обществом. Это позволяет объединить ресурсы, экспертизу и опыт различных сторон для решения сложных проблем и достижения совместных целей. Партнерство и сотрудничество могут осуществляться через публично-частные партнерства, консультационные органы, форумы общественного обсуждения и другие механизмы.
-
Управление изменениями: Реформирование системы государственного управления часто связано с изменениями в организационной культуре, структуре и процессах. Управление изменениями - это концепция, которая помогает планировать, реализовывать и управлять изменениями, связанными с реформами. Она включает в себя анализ изменений, коммуникацию и вовлечение заинтересованных сторон, обучение и развитие персонала, а также создание поддерживающей инфраструктуры и механизмов для успешной реализации изменений.
Эти концепции реформирования системы государственного управления и органов государственной власти помогают обновить и улучшить способы работы государственных институтов, повысить их эффективность и открытость, а также улучшить обслуживание общества. Они предлагают подходы, основанные на современных методах и принципах управления, чтобы справиться с вызовами и требованиями современного мира.
-
Реформа государственной службы как составная часть современных административных реформ.
Реформа государственной службы является одной из ключевых составляющих современных административных реформ. Она направлена на улучшение эффективности, профессионализма и ответственности государственных служащих, а также на повышение качества и доступности государственных услуг для граждан и бизнеса. Реформа государственной службы может включать следующие аспекты:
-
Профессионализация и кадровая политика: Реформы государственной службы обычно стремятся привлечь и найти высококвалифицированных специалистов, разработать четкую систему критериев отбора и оценки кандидатов, а также предоставить условия для профессионального развития и карьерного роста служащих. Это может включать программы обучения, повышения квалификации, системы оценки результативности и механизмы мотивации. -
Упрощение бюрократических процедур: Реформа государственной службы может быть направлена на сокращение бюрократической нагрузки и упрощение процедур взаимодействия граждан и бизнеса с государственными органами. Это может включать автоматизацию процессов, упрощение документооборота, создание единых точек обслуживания и электронных услуг.
-
Прозрачность и открытость: Реформа государственной службы стремится обеспечить прозрачность и открытость в работе государственных органов. Это включает обеспечение доступа к информации, публикацию отчетов и данных о деятельности органов власти, проведение консультаций с общественностью и создание механизмов обратной связи. -
Этика и антикоррупционные меры: Реформа государственной службы часто включает разработку и внедрение этических стандартов и кодексов поведения для служащих, а также принятие антикоррупционных мер. Это может включать обучение по этике, создание механизмов контроля и наказания за коррупционные действия, и привлечение общественности к борьбе с коррупцией. -
Модернизация системы управления: Реформа государственной службы может включать модернизацию системы управления, внедрение новых информационных технологий, улучшение организационной структуры и процессов. Это может помочь оптимизировать работу государственных органов, повысить эффективность и доставку услуг, а также улучшить взаимодействие между различными уровнями власти.
В целом, реформа государственной службы направлена на создание эффективной, профессиональной и ответственной системы государственного управления, которая отвечает потребностям общества и обеспечивает качественное обслуживание граждан и бизнеса.
-
Административная реформа в России: содержание и этапы, предварительные итоги
Административная реформа в России – это программа изменения структуры и функционирования исполнительных органов государственного управления на федеральном уровне в целях обеспечения роста эффективности такого функционирования.
Изменение политической системы и политического строя страны поставило Россию в конце 1990-х годов перед необходимостью осуществления модернизации политической власти и обеспечения демократизации страны. Административная реформа выступила в качестве важного условия, обеспечивающего экономический рост и социальное развитие страны, что было впервые обозначено российским Президентом в 1997 году в Послании Федеральному Собранию. В 1998 году был предложен первый проект административной реформы. С тех пор страна в той или иной мере постоянно находится на стадии административного реформирования.
Процесс административного реформирования России можно разделить на следующие этапы:
-
Подготовительный этап, продолжающийся с 1997 года по 2000 год. На этом этапе была создана комиссия, осуществляющая разработку проекта программы государственного строительства под управлением руководителя президентской администрации; -
Этап разработки и утверждения основных документов, продолжающийся с 2000 по 2003 год. На этом этапе проводились аналитические исследования и принимались нормативные акты, примером которых является Указ Президента «О мерах по проведению административной реформы в 2003 и 2004 годах». Этот нормативный документ определил цель административной реформы, которая была направлена на обеспечение роста эффективности функционирования органов государственной власти исполнительного характера и формирование благоприятных условий, обеспечивающих реализацию представителям бизнеса их прав и интересов. На этом же этапе было сформировано правительственная комиссия, деятельность которой была направлена на проведение административной реформы. Комиссия должна была решать задачу формирования функциональных обзоров; -
Этап начала институциональных реформ, продолжающийся с 2004 по 2006 год. Этот этап ознаменовал осуществление преобразований в институциональном смысле в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В результате была сформирована на федеральном уровне структура государственных органов исполнительного характера, включающая в себя три звена: федеральные министерства, отвечающие за стратегическую составляющую реформы, то есть формирующие государственную политику в этой сфере; федеральные службы, находящиеся в подчинении министерств и выполняющие надзорно-контрольные функции; федеральные агентства, управляющие имуществом и оказывающие государственные услуги. На этом этапе была осуществлена разработка новых принципов бюджетирования, ориентированных на достижение определенного результата и выставление целевых показателей для административных структур; -
Этап ориентации на сервисное администрирование, продолжающийся с 2006 по 2008 год. Этот этап определил принципы осуществления административной реформы, которые устанавливали порядок взаимодействия и организации функционирования федеральных органов государственного управления исполнительного характера; -
Этап осуществления административной реформы, продолжающийся с 2006 по 2010 год. На этом этапе были определены следующие цели административной реформы: обеспечение роста качества и доступности услуг государства, установление ограничений на вмешательство государства в предпринимательскую деятельность, обеспечение роста эффективности органов государственного управления федерального уровня исполнительного характера.
-
Федеральные органы государственной власти РФ-
Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти; -
Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России); -
Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.
-
Полномочия
-
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. -
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. -
Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом. -
Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Федеральное Собрание
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
К ведению Совета Федерации относятся:
-
утверждение изменения границ между субъектами РФ; -
утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения; -
решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны; -
назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности; -
лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; -
назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ; -
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ; -
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента; -
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности; -
прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий; -
заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
К ведению Государственной Думы относятся:
-
утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ; -
утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции; -
решение вопроса о доверии Правительству РФ; -
заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ; -
назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ; -
назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ; -
назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; -
объявление амнистии; -
выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.