Файл: Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В-пятых, процесс политико-управленческой деятельности становится насыщенным новыми формами и механизмами, включающими такие непривычные для прежних моделей составляющие, как общественная экспертиза, общественные форумы, государственно-общественные комиссии и тд.

В целом можно сказать, что традиционная проблема соотношения политики и управления в этой новой концепции была направлена в сторону нахождения взаимосвязей общества с государственными институтами.

  1. Новая институциональная теория в публичном управлении.

Новая институциональная теория (New Institutionalism) - это подход в области публичного управления, который изучает роль институтов, правил и норм в формировании и функционировании публичных организаций и систем управления. Она признает, что институты имеют существенное влияние на поведение и результаты организаций.

Новая институциональная теория в публичном управлении исследует следующие аспекты:

  1. Институциональная окружающая среда: Теория обращает внимание на роль правительственных и неправительственных институтов, правил, законов и норм влияющих на публичные организации. Институциональная окружающая среда оказывает влияние на формирование стратегий, политик и процедур управления, а также на поведение и решения, принимаемые внутри организаций.



  1. Формальные и неформальные институты: Новая институциональная теория различает между формальными институтами (например, законы, правила, процедуры) и неформальными институтами (например, культура, ценности, социальные нормы). Исследования в области публичного управления сосредотачиваются на том, как эти институты взаимодействуют и влияют на поведение и принятие решений в публичных организация



  1. Транзакционные издержки: Новая институциональная теория акцентирует внимание на транзакционных издержках, которые возникают при взаимодействии между акторами в публичном управлении. Транзакционные издержки могут включать поиск информации, согласование интересов, контроль и соблюдение правил. Этот подход помогает понять, как институты и правила влияют на эффективность и эффективность управления публичными организациями.



  1. Институциональные изменения: Новая институциональная теория также изучает процессы институциональных изменений и адаптации. Она исследует, как институции эволюционируют, как новые правила и нормы возникают и принимаются, а также как организации адаптируются к изменяющимся институциональным условиям.




  1. Институциональный дизайн: Важным аспектом новой институциональной теории в публичном управлении является институциональный дизайн. Это означает разработку и внедрение правил, процедур и организационных механизмов, которые способствуют эффективному и эффективному функционированию публичных организаций и систем управления.

Новая институциональная теория в публичном управлении помогает понять, как институты влияют на организации и системы управления, как они формируют поведение и принятие решений, и как они могут быть изменены и адаптированы для достижения лучших результатов. Этот подход имеет важное значение для разработки политик, реформ и улучшения публичного управления.

  1. 1   2   3   4   5   6   7


Концепция «политических сетей».

Политическая сеть «есть система государственных и негосударственных образований в определенной сфере политики, которые взаимодействуют между собой на базе ресурсной зависимости в целях достижения согласия по интересующему всех политическому вопросу, используя при этом формальные и неформальные подходы»

Концепция политических сетей, успешно сформированная в 70—80-х гг. XX в., к концу столетия получила широкое распространение благодаря растущему уровню нестабильности внутри национальных государств, когда, к удивлению политических элит, стало проявляться несоответствие систем государственного управления и современных форм гражданской активности. Потеря гибкости и эластичности не позволяла системе своевременно реагировать на импульсы извне.

Усложнение общественных структур, рост влияния глобализации на внутреннюю политику и меняющийся характер отношений граждан к политике не оставляют места для механистических подходов к управлению, на смену которым приходят модели управления, основанные на концепциях системного, не линейного или экологического и сетевого мышления. Статус этого направления до конца не определен и сегодня. Так, с одной стороны понятие «политическая сеть» лишь формулирует инструментальный подход к изучению управления, с другой — наделяется статусом концепции современного сосуществования общества и государства, а с третьей — появление сетей становится «Новой парадигмой сложности», о которой говорили P. Kenis и V. Schneider.

При рассмотрении генезиса концепции политических сетей следует обратить внимание на постоянное смещение фокуса внимания от количественной составляющей к качественной, от рассмотрения внутренних связей к осмыслению важности среды, от рассмотрения одного типа сетей к другому. На сегодняшний день в центре внимания научного сообщества, занимающегося политическими сетями, находится сфера публичной политики, как среды, в которой находятся сети, а также проблема морали и ценностей в процессе функционирования сетей и взаимодействии гражданского общества с властью.

В отношении типологии политических сетей основное внимание на сегодняшний день уделено политическим сетям широкого участия, хотя под определение политической сети могли подходить и лоббистские и корпоративные структуры, и даже политические группы, осуществляющие тайный сговор, но именно сети широкого или гражданского участия и применение метода сообществ наиболее точно отвечает духу сетевой теории, призванной делать политическую систему более открытой, коммуникативной и гибкой, учитывающей ключевую


роль каждого отдельного члена такой сети и важности информации, которой он обладает.

Гуманистическая позиция позволила выявить новые особенности сетевой коммуникации в политической сфере, вернуться к проблемам ценностей, морали, доверия, уважения и т.д.

  1. Синергетический подход к государственному управлению.

Понятие «синергия», возникшее в 70-е годы XX века, имеет греческое происхождение и состоит из двух частей: «syn» - «вместе», «ergeia» - «труд». Синергетика изучает совместное действие различных подсистем, в

результате которого возникает структура и соответствующее функционирование системы в целом. Данная дисциплина изучает принципы и законы самоорганизующихся систем. Методы, положения и принципы данной науки можно применять к теории и практике государственного управления.

Синергия включает в себя множество идей, положений, принципов. При рассмотрении специфики синергетической теории применительно к системе государственного управления, можно выделить следующие положения теории: принцип самоорганизации и принцип нелинейности.

Самоорганизация представляет собой самопроизвольное изменение организации системы, то есть развитие системы без целенаправленного воздействия. В настоящее время система государственного управления стремиться добиться локальных приоритетных целей. Управляемые системы не являются пассивными, они обладают свойством самоорганизации. Поэтому управляемым объектам не следует навязывать иные пути формирования, следует учитывать собственные особенности и тенденции развития.

Также для построения эффективной модели государственного управления важно учитывать принцип нелинейности, который присущ развивающимся социальным системам. Основным положением данного принципа является многовориантность развития системы. Это означает что существует множество путей развития системы из одной точки, которые во многом зависят от самоорганизации и случайных внешних факторов. Роль руководителя - выбрать один из возможных путей развития, который в большей степени соответствует интересам общества и страны.

Другим вариантом интерпретации принципа нелинейности является неравномерность и волнообразность. В данном случае общество представляет собой волновой процесс или другими словами изменчивость. Эти изменения могут повторяться неоднократно, с определенной периодичностью. Например, это может проявляться в динамике доверия граждан к проводимой политике, влиянии государства на рыночные отношения и так далее.


Еще одно положение, которое раскрывает сущность синергетического подхода к государственному управлению, связано с ролью хаоса в самоорганизующихся системах. С позиции синергетики хаос может быть как разрушителен, так и конструктивен. Эти функции взаимосвязаны, конструктивность или созидательность хаоса выражается в разрешении ненужного, чтобы на новом месте могла возникнуть новая, относительно устойчивая система. Роль хаоса, стихийности проявляется в системе государственного управления или в экономических механизмах. Общий смысл взаимосвязи хаоса и управления можно определить следующим образом: если хаос может быть фактором, запускающим механизм самоорганизации, то применительно к практике государственного управления необходимо разнообразие элементов общественной жизни. Если этот принцип нарушается, то управляемая система утрачивает способность к дальнейшему развитию. Таким образом, синергетический подход показывает, что отсутствие разнообразия, может повлечь серьезные последствия, то есть управление на основе единообразия неизбежно приведет к трудностям.

Государственное управление в рамках синергетики - это нелинейный процесс, в котором периоды стабильного развития сменяются зонами кризисов, так называемыми зонами бифуркации, по окончании которых появляются альтернативные варианты в государственном регулировании развития общества.

  1. Современные концепции реформирования системы государственного управления, органов государственной власти.

Современные концепции реформирования системы государственного управления и органов государственной власти направлены на повышение эффективности, прозрачности и открытости государственных институтов, а также на улучшение обслуживания общества. Ниже приведены некоторые из этих концепций:

  1. Цифровое управление: Эта концепция связана с использованием информационных технологий и цифровых инструментов для повышения эффективности и доступности государственных услуг. Цифровое управление включает в себя разработку электронных порталов, онлайн-сервисов и электронных систем, которые упрощают взаимодействие между гражданами и органами власти, сокращают бюрократические процедуры и повышают прозрачность и открытость.