Файл: Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 305
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Электронная бюрократия: Электронная бюрократия основывается на использовании информационных технологий и электронных систем для автоматизации и улучшения бюрократических процессов. Она позволяет сократить бумажную работу, ускорить обмен информацией, улучшить доступ к услугам для клиентов и повысить прозрачность. Электронная бюрократия включает в себя такие аспекты, как электронные документы, электронная почта, электронные формы и процессы электронного управления, которые упрощают и автоматизируют выполнение бюрократических процедур.
Эти концепции призваны сделать бюрократические структуры более гибкими, адаптивными и клиентоориентированными, учитывая современные требования и вызовы организаций.
-
Концепция «нового государственного управления».
Концепция «Нового государственного управления» – это менеджериальная модель организации системы публичного управления, которая в качестве ключевых характеристик предполагает децентрализацию и открытость публичного управления и определяет роль государства как производителя значимых для общества услуг.
Значение концепции «Нового государственного управления»
Современные государства находятся в поиске наиболее эффективных систем организации публичного управления. Такой поиск вызван объективными процессами, происходящими в международном пространстве:
-
глобализация; -
развитие информационных технологий; -
развитие и распространение идей и институтов гражданского общества и пр.
Современное государство должно быть ориентировано на наиболее полное удовлетворение потребностей личности, на решение глобальных проблем. Главная роль сегодня отводится инструментам кооперации, сотрудничества государства с населением, бизнесом, институтами гражданского общества, что требует открытости и прозрачности управленческих процессов.
Концепция «Нового государственного управления» начала складываться в 1980-90-е гг. и стала одной из наиболее влиятельных моделей организации публичного управления в современных государствах. Этой теории восприняты принципы организации управления в частной сфере, которые адаптированы под специфические цели и задачи публичного управления. Так, в частности результативность деятельности лиц, замещающих должности государственной службы, согласно концепции «Нового государственного управления» определяется исходя из качества оказываемых населению услуг, а не исходя из объема затрат, которые были реализованы для решения поставленных задач.
Концепция «Нового государственного управления» ориентирована на формирование конкурентной среды в системе предоставления государственных услуг населению. Население, в свою очередь, активно участвует в оптимизации системы предоставления таких услуг за счет функционирования инструментов обратной связи, позволяющей выявить аспекты, требующие доработки.
Итак, сущностными свойствами концепции «Нового государственного управления» выступают:
-
децентрализация, то есть распределение полномочий между центром и отдельными территориями в пользу последних; -
прозрачность публичного управления, то есть ориентация на повышение доверия населения к институтам публичного управления, на включение население в процессы управления.
Концепция «Нового государственного управления» относится к постбюрократическим концепциям, которые видят роль государства в обслуживании населения, в производстве общественно значимых услуг.
Недостатки концепции «Нового государственного управления»
Несмотря на очевидную востребованность теории «Нового государственного управления», ее несомненные положительные характеристики - ориентацию государства на нужды населения; концентрацию усилий государства на повышении качества предоставляемых услуг за счет формирования конкурентной среды; повышение открытости публичного управления, которое отвечает современному уровню развития информационных технологий и общественным запросам, данная концепция критикуется в теории публичного управления по следующим направлениям:
по мнению ряда исследователей, концепция «Нового государственного управления» необоснованно распространяет законы рынка на государства. Иными словами, авторы отмечают, что конкуренция является необходимым свойством реализации публичного управления, поскольку предоставление услуг государством ориентировано на удовлетворение коллективных интересов, то есть связано не только с экономическими, но и с социальными, политическими запросами, именно поэтому государство не должно организовывать предоставление государственных услуг по законам рынка. Ввиду социальной значимости предоставления государственных услуг, такое предоставление не может строиться на принципах повышения прибыли, повышение эффективности, оно должно быть ориентировано на социальную значимость;
предоставление широкой инициативы при реализации полномочий государственному служащему ведет к неизбежному распространению коррупционных явлений, что подтверждается практикой стран, где необходимый уровень административной культуры еще не достигнут.
Опыт реализации концепции «Нового государственного управления»
Развитые страны первыми начали использовать достижения концепции «Нового государственного управления», на сегодняшний день она активно используется большинством представителей мирового сообщества. В России также активно применяются инструменты нового государственного управления, повышение эффективности многих из них требует дальнейшей реализации административной реформы. В частности, открытыми остаются вопросы децентрализации публичного управления, отделения принятие политических решений от их реализации и пр.
При этом наличествует и значительные успехи в реализации концепции «Нового государственного управления» в российской государственно-правовой действительности, в том числе:
-
Повышение качества предоставления государственных услуг за счет внедрения и функционирования многофункциональных центров, то есть организаций, работающих по принципу «одного окна», куда заинтересованное лицо может обратиться для получения государственной услуги с минимальными временными и иными затратами; -
Повышение открытости и прозрачности публичного управления и доступности государственных и муниципальных услуг обеспечивается реализацией модели электронного правительства, в том числе за счет создания: -
Единого портала государственных и муниципальных услуг; -
порталов государственных органов и должностных лиц публичного управления; -
Единой системы идентификации; -
Единой системы электронного взаимодействия между органами публичного управления и пр.
К достижениям реализации концепции «Нового государственного управления» можно отнести и внедрение инструментов стратегического анализа, планирования и прогнозирования в практику публичного управления, которые также позволяют повысить доступность и эффективность государственных и муниципальных услуг.
-
Соотношение политики и управления в концепции «good governance».
Переход от концепции «нового государственного менеджмента» к описанию управленческой политики в категориях «governance» свидетельствовал о серьезных подвижках в методологических основаниях административных реформ.
Как подчеркивает Г. Бребант, «публичное управление не осуществляется одним и тем же способом в Испании и Англии или в Германии и Италии. Даже среди соседних стран Европы, чьи традиции и культуры близки, могут быть обнаружены значительные различия. В такой централизованной и унифицированной стране, как Франция, существуют региональные особенности административных практик и правил».
В исследованиях управленческих процессов возросла значимость политологического анализа. Оказалось, что отделение управления от политики, на котором настаивал новый государственный менеджмент, было самонадеянным и бесперспективным.
В основании подобной дифференциации лежат два основных фактора.
Во-первых, изменилось отношение к новому государственному менеджменту как теории публичного управления, так и практики административных реформ, которые были проведены во многих странах в 80—90-х годах прошлого века. Скептическое отношение к новому государственному менеджменту уже проявлялось в ходе его триумфального шествия по страницам журналов и книг, а также в процессе внедрения его принципов в систему публичного управления. Хотя движение за новый государственный менеджмент и способствовало решению некоторых проблем, связанных с повышением эффективности предоставления услуг населению и активизации структур государственной службы в условиях финансового и легитимационного кризисов государства, тем не менее «экономизация» административной теории и практики встретило сопротивление со стороны тех, кто считал, что публичное управление имеет такие особенности по сравнению с менеджментом, недоучет которых ведет к деформации достигнутых менеджериальным подходом успехов. Понятия общественных ценностей, политической ответственности государственного управления, демократии, общественного доверия, гражданского сотрудничества, публичности и открытости государственной службы и др. оказались трудно совместимыми с идеологией нового государственного менеджмента. В целом критика нового государственного менеджмента велась с позиций теории демократии, где гражданин не мог рассматриваться как покупатель услуг государства, а государство лишь как поставщик этих услуг.
Во-вторых, теория политических сетей, противопоставленная бюрократическим и менеджериальным концепциям публичного управления, позволила сформулировать ряд идей, составляющих основу новой системы публичного управления, объединяющего государство с другими агентами, участвующим в процессе принятия решений по публичным вопросам. В ее концептуальной структуре понятие «governance» стало использоваться в новом качестве как способ «управления без правительства», в котором подчеркивался равноправный характер общения в политических сетях правительственных и неправительственных структур. Тем не менее, как подчеркивали некоторые исследователи, теория политических сетей говорила больше о составе участников, чем о способе управления. Соответственно появилась потребность в такой концептуальной модели, которая была бы адекватна описанию процесса взаимодействия новых агентов решения публичных дел. Термин «governance» и был взят в качестве основного для описания нового способа управления в сетевом обществе. При этом повысилась значимость политических вопросов взаимодействия, включенных в публичное управление агентов.
В целом восстановление значимости политического аспекта публичного управления в новой концепции наряду со старыми сюжетами (повышение политической роли исполнительных органов власти) характеризовалось и новыми составляющими.
Во-первых, государственное (шире — публичное) управление рассматривается как функция общественной координации, выполнять которую призваны не только профессионалы-управленцы, но и структуры и институты гражданского общества; и здесь речь идет не столько о влиянии, сколько об участии.
Во-вторых, государственные дела, государственные органы и организации становятся публичными и открытыми для общественной дискуссии, а последняя становится важным ресурсом выработки политико-управленческих решений.
В-третьих, основанием выработки политических и организационно-управленческих решений становится стремление к достижению общего блага, общего интереса, которые определяются и государством, и общественными участниками процесса; никто не обладает правом узурпировать выражение общего интереса.
В-четвертых, государственное управление как управление общественными делами подвергается оценке не только с точки зрения прагматических критериев эффективности, но включает политикоморальные критерии; этический кодекс становится важной составной частью оценки управленческой деятельности.