Файл: "Общая теория правового положения личности".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 631

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


--------------------------------

<1> См.: Златопольский Д.Л. Государственное устройство СССР. М., 1960. С. 244 - 246; Шевцов В.С. Советское гражданство. М., 1965. С. 5, 41; Он же. Гражданство в Советском союзном государстве. С. 14, 20 - 22, 31; Уманский Я.Н. Советское государственное право. М., 1970. С. 134; Международное право / Под ред. И.И. Лукашука, В.А. Василенко. Киев, 1971. С. 96; Миронов О.О. Субъекты советского государственного права. Саратов, 1975. С. 69 - 71; и др.
При первом подходе содержание гражданства как правовой связи личности с государством усматривается в совокупности прав и обязанностей лица, определяемых государством. В этом случае юридические права и обязанности выступают не как правовое следствие обладания определенным гражданством, а как само гражданство. Соответственно, правовой статус гражданина характеризуется не как проявление определенной правовой связи лица с государством, а как сама эта связь <1>. Таким образом, гражданство как особая правовая связь лица с государством отождествляется с правовым статусом гражданина.

--------------------------------

<1> См., например: Черниченко С.В. К вопросу о значении гражданства в современном международном праве // Вестник МГУ. Сер. X. Право. 1963. N 3. С. 57 - 58.
По нашему мнению, неразрывная связь правового статуса и гражданства не дает основания объявлять правовой статус содержанием гражданства.

Гражданство есть юридическое основание (условие), предпосылка обладания и пользования правовым статусом. Но ставить содержание правового статуса в прямую зависимость только от гражданства нельзя, ибо если бы правовой статус определялся только гражданством, то оставалось бы неясным, от чего зависит в государстве правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Изменение правового статуса лица еще не свидетельствует об изменении его гражданства. Правовой статус гражданина является показателем, но не содержанием гражданства.

При втором подходе содержание гражданства как особой правовой связи личности с государством усматривается в наличии взаимных (государства и лица соответственно) юридических прав и обязанностей, т.е. гражданство рассматривается как особое правоотношение, субъектами которого выступают, с одной стороны, государство, а с другой - личность <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кудрявцев В.Н. Юридическая природа и сущность основных прав гражданина СССР // Сборник научных работ слушателей Академии. М., 1948. Вып. 1. С. 4; Беер Я., Ковач И., Самел Л. Государственное право Венгерской Народной Республики. М., 1963. С. 252 - 253; Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967. Вып. 1. С. 57 - 58, 63; Попович С. Административное право: Общая часть. М., 1968. С. 391; Миронов О.О. Субъекты советского государственного права. С. 70; и др.

Так, Бойцов рассматривает гражданство как правильное отношение, содержание которого составляют взаимные субъективные права и юридические обязанности государства и гражданина: право государства требовать у гражданина подчинения правопорядку и соответственно обязанность гражданина исполнять все законы; право гражданина требовать от государства защиты своих прав, законных интересов, в том числе за пределами государства, и соответственно обязанность государства оказывать такую защиту <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бойцов В.Я. К вопросу о понятии гражданства как государственно-правового отношения. С. 22 - 23.
Кутафин полагает, что гражданство есть принадлежность лица к народу государства, порождающая устойчивую правовую связь лица с государством и выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей <1>. Б.С. Эбзеев, поддержав вышеприведенное определение гражданства, рассматривает гражданство как определенное правоотношение между лицом и государством, в котором индивид имеет право на гражданство, а государство обязано предусмотреть условия и порядок предоставления гражданства, которые не могут носить дискриминационный характер или применяться произвольно <2>. Но в этом случае не раскрывается само существо гражданства.

--------------------------------

<1> См.: Кутафин О.Е. Российское гражданство. С. 81.

<2> См.: Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. С. 278 - 281.
Близки к пониманию гражданства как правоотношения те авторы, которые определяют гражданство как особую правовую связь лица с конкретным государством, выражающуюся в совокупности прав и обязанностей лица по отношению к государству, либо просто как совокупность прав и обязанностей физического лица по отношению к государству <1>. По мнению Л.Д. Воеводина, содержание гражданства составляют специфические права и обязанности лица по отношению к государству и самого государства по отношению к данному лицу <2>. С.В. Черниченко определяет гражданство как "устойчивую правовую связь лица с государством, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях" <3>. "Гражданство, - подчеркивает Черниченко в другой работе, - это двусторонняя правовая связь, складывающаяся из взаимных прав и обязанностей лица и государства, установленных законодательством соответствующего государства. Эти права и обязанности составляют содержание гражданства любого государства. Следовательно, содержание гражданства как правового явления охватывает права и обязанности государства и лица в отношении друг друга и относится к сфере внутригосударственного права. Однако простая сумма соответствующих прав и обязанностей не составляет содержания гражданства. Лишь определенное их сочетание, образующее единую правовую связь, характеризующуюся особыми качествами, позволяет говорить о гражданстве" <4>.



--------------------------------

<1> См.: Международное право. М., 1957. С. 139; Международное право. М., 1960. С. 109.

<2> См.: Государственное право СССР. М., 1967. С. 175.

<3> Черниченко С.В. К вопросу о значении гражданства в современном международном праве. С. 56.

<4> Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. С. 22 - 23.
Во всех приведенных выше определениях гражданства речь идет не о самом содержании гражданства, а о юридических последствиях, которые возникают из факта гражданства, т.е. из признанной законом принадлежности лица к определенному государству. Перечень таких последствий в виде взаимных прав и обязанностей государства и гражданина можно продолжить, включив все юридические права и обязанности лица и соответствующие обязанности (гарантии) и права государства.

В конечном счете гражданство как правовая связь, как правоотношение либо как правовое состояние <1> характеризуется через некую совокупность взаимных юридических прав и обязанностей лица и государства, т.е. сводится к правовому статусу гражданина в государстве. Таким образом, и первый, и второй подходы к раскрытию содержания гражданства как особой правовой связи лица с государством по существу смыкаются. Поэтому следует согласиться с С.С. Кишкиным, который еще в 1925 г. писал: "Сказать, что гражданство есть юридическое отношение, это еще ровным счетом ничего не сказать" <2>. Можно поддержать и мнение Шевцова о том, что "любое определение понятия гражданства как правоотношения лица и государства носит в значительной мере искусственный характер" <3>.

--------------------------------

<1> См.: Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. Т. 1. С. 457 - 458; Шевцов В.С. Гражданство в Советском союзном государстве. С. 19; Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 53; Бутусова Н.В. Государственно-правовые отношения между Советским государством и личностью. Воронеж, 1986. С. 84.

<2> Кишкин С.С. Советское гражданство. М., 1925. С. 4.

<3> Шевцов В.С. Гражданство в Советском союзном государстве. С. 19.
Понимание гражданства как правоотношения ведет к определению его в качестве совокупности юридических прав и обязанностей гражданина, что затушевывает действительную сущность и содержание понятия гражданства, приводит к отождествлению гражданства с правовым статусом.

Можно отметить и обратную зависимость. Прямое или косвенное отождествление гражданства с правовым статусом гражданина вольно или невольно ведет авторов к пониманию гражданства как правоотношения.


Такой подход, во-первых, не учитывает генезис государства и неразрывно связанного с ним гражданства и, следовательно, изначальной сущности и назначения гражданства; во-вторых, не дает возможности раскрыть собственно содержание гражданства как социально-правового явления; в-третьих, ведет к отождествлению условий (гражданство) и следствий (правовой статус гражданина, его защита и покровительство и т.д.).

Как известно, в юридической науке в большинстве случаев правовые связи рассматриваются как правоотношения и делятся на общие и конкретные, абсолютные и относительные с точки зрения субъектного состава и характера связи между носителями юридических прав и обязанностей, а также на отраслевые (конституционно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и т.п.) в зависимости от той отрасли права, в которой они складываются.

По нашему мнению, помимо правоотношений, следует выделить и другие виды (формы) правовых связей, характеризующие взаимоположение (состояние) и взаимодействие личности и других субъектов права. Гражданство как правовое явление ближе всего стоит к общей юридической связи и может быть охарактеризовано как определенное правовое состояние.

Перечень видов (форм) правовых связей должен быть дополнен еще одной, особой формой правовых связей - правовой связью по принадлежности <1>. Гражданство как раз и является особым правовым состоянием, правовой связью по принадлежности лица к определенному государству (государственно-организованному обществу).

--------------------------------

<1> См.: Витрук Н.В. Гражданство как правовая связь личности с государством // Проблемы государства и права. М., 1976. Вып. 12. С. 16.
Признавая принадлежность лица к государству, последнее берет на себя одновременно обязанность охраны (защиты) этой правовой связи по принадлежности. Здесь просматривается внутренняя прямая связь двух сторон в деятельности одного субъекта - государства - признание принадлежности и охрана этого признания, через которую и проявляются в данном случае его сущность и социальное назначение. Это отношение не может быть подменено связью разных субъектов. Именно такую подмену делают те исследователи, которые рассматривают гражданство в качестве правоотношения, т.е. как связь разных субъектов.

Признание за лицом гражданства со стороны государства не может быть поставлено в один ряд с установлением юридических прав и обязанностей лица, выступающего гражданином данного государства. Возникающие при этом связи разноплановы и не могут быть отождествлены. Иными словами, нужно четко различать связи разных порядков. Этого не замечают авторы, рассматривающие гражданство как правовую связь и правоотношение между лицом и государством, выражающееся в их взаимных правах и обязанностях.


Существующие в мировой практике легальные (т.е. содержащиеся в самом законе) определения понятия гражданства отличаются определенным своеобразием. Во-первых, гражданство рассматривается как принадлежность (правовая принадлежность) лица к государству. Во-вторых, гражданство понимается как союз лица с государством либо как членство лица в государстве. В-третьих, гражданство рассматривается как устойчивая правовая (политико-правовая) связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Именно такое определение гражданства дается в ряде последних российских законов о гражданстве Российской Федерации. В преамбуле Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" <1> гражданство определялось как "устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека". В ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство также определяется как "устойчивая правовая база лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей".

--------------------------------

<1> До июня 1993 г. - Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР".
В преамбуле Закона СССР от 23 мая 1990 г. "О гражданстве СССР" давалась иная формулировка советского гражданства: "Гражданство СССР ОПРЕДЕЛЯЕТ (выделено авт. - Н.В.) постоянную политико-правовую связь лица и Советского государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях". Указанную формулу можно понимать двояко: либо гражданство определяет саму устойчивую правовую связь по принадлежности к государству, опосредуемую взаимными правами и обязанностями по признанию, приобретению и прекращению гражданства (что, на наш взгляд, наиболее адекватно отражает существо гражданства), либо гражданство определяет устойчивую правовую связь как юридическое последствие обладания гражданства, опосредуемое взаимными правами и обязанностями, в частности входящими в правовой статус гражданина.

По нашему мнению, гражданство как правовое явление есть правовая устойчивая, постоянно длящаяся связь по принадлежности лица к государству (государственно-организованному обществу), которая опосредуется совокупностью прав личности, в сфере отношений гражданства (по его признанию, приобретению и прекращению, утрате). Гражданство является предпосылкой обладания правовым статусом гражданина, взаимной ответственности гражданина и государства, в том числе верности гражданина государству и защиты и покровительства гражданина со стороны государства, основанных на признании и уважении достоинства личности, основных прав и свобод человека. Правовые последствия, неразрывно связанные с гражданством, не составляют их специфическое социально-правовое содержание. Поэтому, на наш взгляд, преждевременно отказываться от определения гражданства как правовой связи по принадлежности к государству.