Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 634
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Права личности в отношениях гражданства. Понимание гражданства как закрепленной правом постоянно длящейся связи по принадлежности лица к определенному государству и составляет характеристику гражданства как явления субъективного права.
Иногда гражданство рассматривается как право личности. Так, И.Е. Фарбер характеризует гражданство в виде особого субъективного права личности, которое, по его мнению, состоит по меньшей мере из четырех правомочий: 1) каждый человек имеет право на гражданство; 2) гражданство есть право индивида на защиту его прав со стороны государства; 3) гражданство есть право пребывать на территории своего государства; 4) гражданство означает право на равенство перед законом <1>.
--------------------------------
<1> См.: Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. С. 54 - 55. Положения Фарбера о гражданстве в качестве субъективного права и его правомочиях повторяет Эбзеев (См. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. С. 128).
На наш взгляд, перечисленные правомочия по существу представляют собой юридические последствия, которые наступают для лица при обладании им гражданством определенного государства, за исключением, может быть, первого правомочия. Приведенная выше формула означает подмену понятий: гражданство как право есть право на гражданство. Говоря о праве на гражданство, некоторые авторы ссылаются на положения ряда международно-правовых документов относительно прав человека. Приведем эти положения. В ст. 15 Всеобщей декларации прав человека говорится: "...Каждый человек имеет право на гражданство... Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство". Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г., устанавливает принцип 3: "Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство". В п. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах говорится, что "каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства".
Приведенные положения международно-правовых документов отражают прогрессивное общественное мнение относительно прав лица на гражданство и свидетельствуют о том, как справедливо отмечает Черниченко, что нормальная и наиболее полная реализация прав человека связана с наличием у индивидов определенного гражданства <1>. Право на гражданство не должно противоречить суверенитету государств и другим общепризнанным принципам и нормам международного права. Что касается оснований признания этого права за конкретными лицами, условий и порядка его осуществления, то это полностью относится к внутренней компетенции суверенных государств. Иными словами, реализация положений международно-правовых актов о гражданстве зависит от комплекса тех прав личности, которые возникают у нее в соответствии с национальным законодательством о гражданстве. При этом, естественно, государства должны уважать те положения о правах лица, касающиеся гражданства, которые признаны международным правом.
--------------------------------
<1> См.: Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. С. 143 - 144.
В литературе, как правило, не говорят о правах личности в сфере отношений гражданства. Более того, бытует мнение, что правовые нормы, регулирующие отношения гражданства, не закрепляют непосредственно субъективных прав лиц (в том числе граждан). Так, Шевцов полагает, что в складывающихся между государством и лицом правоотношениях по поводу предоставления гражданства или выхода из него лицо обладает лишь правом ходатайствовать о предоставлении ему гражданства (либо о выходе из гражданства) <1>. Такая трактовка прав лица в отношениях гражданства, на наш взгляд, обедняет правовой статус лица, не учитывает всех его многоаспектных связей с государством, с публичной властью. Подчеркивается только связь по вертикали: наверху - государство, обладающее суверенными, неотъемлемыми правами, внизу - лицо, зависимое от государства в решении вопроса о гражданстве. Не учитывается, что лицо по отношению к государству может иметь права относительно гражданства данного государства и государство обязано признавать эти права.
--------------------------------
<1> См.: Шевцов В.С. Гражданство в Советском союзном государстве. С. 17, 20, 34 - 35, 103 - 105.
Законодательство государства определяет условия (основания) признания, приобретения и прекращения гражданства, процессуально-процедурный порядок решения таких вопросов. Правовая регламентация всех этих вопросов предполагает наделение лица определенными правами, реализация которых во многом зависит от волеизъявления лица.
Конечно, нужно иметь в виду, что право быть гражданином или право на выход из гражданства - это своеобразные по своей юридической природе права личности, реализация которых в значительной степени зависит и от суверенной воли самого государства в лице его компетентных органов, регламентируемой законодательством.
Осуществление лицом прав по поводу гражданства связано с возникновением и реализацией ряда процессуальных правовых отношений по приобретению и прекращению гражданства, а следовательно, и ряда процессуальных прав и обязанностей, например права лица ходатайствовать перед компетентными органами о приеме в гражданство или выходе из него.
Указанные права в сфере гражданства (как материальные, так и процессуальные) могут быть отнесены к особой группе политических прав и свобод личности.
В соответствии с принципом государственного суверенитета все вопросы относительно условий и порядка признания, приобретения и прекращения гражданства регулируются самим государством. Несомненно, установление прав лица в сфере гражданства (как материальных, так и процессуальных) является суверенным правом государства. Это, однако, не означает, что государство может произвольно устанавливать любые нормы о гражданстве, не считаясь с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными обычаями и международными договорами, в которых данное государство участвует.
Согласно Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации" принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 1 ст. 4).
Признание лица гражданином либо наделение правом на выход из гражданства не есть произвольный и случайный результат правотворческой и правоприменительной деятельности органов государства. В любом обществе личность имеет определенный комплекс прав по поводу гражданства: право быть признанным гражданином конкретного государства, право изменить гражданство и т.д. Это в полной мере отвечает реальной практике государств, а также демократическому мировому общественному мнению по вопросам о правах человека в отношениях гражданства.
Кроме юридической детерминации законодательства о гражданстве, существует более глубокая обусловленность его различными факторами экономического, политического, социально-культурного, демографического и иного порядка. На содержание законодательства о гражданстве решающее влияние оказывают потребности развития национальной экономики, конкретные особенности исторического развития каждого государства, демографические процессы, миграционная политика, политические и другие разнообразные факторы <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Русинова С.И. Указ. соч. С. 45 - 57; Филиппов С.В. Указ. соч.; Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. С. 33 - 51; Анисимов Л.Н., Колосов Ю.М. Эмиграция и гражданство // Советское государство и право. 1989. N 5. С. 113 - 115.
Указанные факторы влияют на политику государства в сфере гражданства. Иными словами, общая политика по вопросам гражданства связана и обусловлена специальной политикой государства по вопросам миграции, защиты прав соотечественников и т.д.
Так, после распада СССР политика государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) по вопросам гражданства направлена на регулирование отношений гражданства в интересах, прежде всего, постоянно проживающего населения этих государств, а также людей, претендующих на возвращение на родину или на признание их гражданами своей родины. В этом случае наблюдается расширение круга лиц, признающихся гражданами данных государств.
Однако есть государства (Латвия, Эстония), антидемократическая политика которых направлена на резкое сужение круга граждан этих государств и на непризнание гражданами большой части постоянно проживающих на их территориях лиц, являвшихся в прошлом гражданами СССР. Эта политика противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права.
1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>3>2>1>3>2>1>4>3>2>1>4>3>2>1>2>1>2>1>1>1>1>1>1>1>1>1>2>1>2>1>1>1>1>1>1>1>1>1>3>2>1>3>2>1>1>1>2>1>2>1>1>1>2>1>2>1>2>1>2>1>1>1>2>1>2>1>1>1>2>1>2>1>
§ 2. Виды гражданства
Гражданство и безгражданство. Отечественное гражданство есть нахождение личности в устойчивой правовой связи по принадлежности к конкретному государству.
В силу несогласованности законодательства о гражданстве различных государств, что не исключает и сознательных действий отечественных граждан, может возникнуть ситуация, когда лицо, лишившись своего гражданства, не приобретает нового гражданства и становится лицом без гражданства - апатридом (от лат. a patria - без отечества). Таким образом, основными состояниями личности относительно ее принадлежности к государству, следовательно, являются состояния гражданства и безгражданства.
По отношению к любому другому государству отечественный гражданин выступает как иностранный гражданин. Иностранными гражданами считаются лица, которые находятся на территории государства, не имея его гражданства, и являются гражданами другого государства. Выступая в качестве иностранного гражданина, лицо не теряет своего отечественного гражданства. Указанное правовое состояние иностранного гражданина предложено в литературе называть иностранством. Поэтому гражданство противопоставляется безгражданству, а не иностранству, как полагает С.С. Кишкин <1>. На наш взгляд, правовое состояние иностранства выступает в качестве дополнительного и временного к состоянию гражданства.
--------------------------------
<1> См.: Кишкин С.С. Указ. соч. С. 3 - 4.
Итак, личность относительно принадлежности к конкретному государству выступает в следующих правовых состояниях (модусах): отечественного гражданства, безгражданства и иностранства.
Законодателю и правоприменителям следует строго учитывать существование трех видов правового состояния лица относительно его принадлежности к государству и, соответственно, трех категорий лиц - граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Двойное гражданство. В силу коллизий законодательства о гражданстве отдельных государств у отечественного гражданина возможно автоматическое появление гражданства (вне зависимости от воли самого гражданина) другого государства, т.е. лицо формально может стать обладателем гражданства (либо претендовать на гражданство) двух государств. Такое лицо с двойным гражданством можно назвать бипатридом.
Так, ребенок, родившийся от родителей - иностранных граждан и обладающий гражданством своих родителей, в случае его рождения на территории государства, придерживающегося принципа "почвы" при определении гражданства детей, признается гражданином этого государства, что порождает наличие у него двойного гражданства. При действии правила "жена следует гражданству мужа" женщина, вышедшая замуж за иностранного гражданина, может помимо своей воли приобрести гражданство мужа, т.е. стать лицом с двойным гражданством. Пожалование гражданства, как правило, не