Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 636
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сопровождается утратой отечественного гражданства, т.е. лицо становится бипатридом. По этим же причинам лицо может стать гражданином более двух государств. В этом случае можно говорить о полигражданстве лица, множественном гражданстве.
Однако в мировой практике в силу суверенитета государств и в интересах отечественных граждан действует правовой принцип: государство не признает наличие у отечественного гражданина гражданства другого государства. Поэтому приобретение лицом нового гражданства сопровождается его отказом от предыдущего гражданства. Практика законодательства о гражданстве большинства государств, как и международно-правовое регулирование этого вопроса, направлена на сокращение числа возможных случаев, когда лицо состоит в двух и более гражданствах <1>. В целях предотвращения двойного гражданства государства заключают двусторонние и многосторонние международные договоры и соглашения о предотвращении случаев двойного гражданства. Для сокращения случаев двойного гражданства в 1930 г. была заключена Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, которая не сыграла особой роли для решения проблемы в силу незначительного числа государств, ратифицировавших ее. В свое время СССР подписал конвенции об урегулировании гражданства лиц с двойным гражданством и заключил соответствующие соглашения с рядом государств.
--------------------------------
<1> Подробнее об этом см.: Вилков Г.Е. Международно-правовое регулирование вопросов двойного гражданства // Советский ежегодник международного права. 1959. М., 1960. С. 360 - 373; Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. С. 100 - 138.
В рассматриваемых ситуациях лицам, как правило, предоставляется право избрания одного из двух гражданств. Родители вправе избрать для детей гражданство одного из договаривающихся государств. В тех же целях государства не принимают в свое гражданство лиц, состоящих в гражданстве другого государства. Принцип непризнания двойного гражданства действует и тогда, когда нет договоров о предотвращении случаев двойного гражданства. Это выражается, в частности, в том, что юрисдикция данного государства распространяется на всех его граждан независимо от факта приобретения отдельными лицами гражданства какого-либо иностранного государства. Принцип непризнания двойного гражданства соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Не противоречит нормам международного права прямой запрет двойного гражданства, если при этом не возникает состояния безгражданства.
Ситуация в мире меняется, и, соответственно, становится иным отношение к двойному гражданству в целях обеспечения прав и свобод личности при соблюдении интересов государства.
Европейская конвенция о гражданстве (1997 г.) допускает случаи множественного гражданства. Многие государства предоставляют своим гражданам право иметь двойное гражданство (Великобритания, Ирландия, Испания, Канада, Франция и др.).
В последние десятилетия со стороны ряда государств существенно изменилось отношение к институту двойного гражданства. Оно получает законодательное закрепление и тем самым наполняется новым содержанием, отличным от ранее существовавшего. Законодательное признание двойного гражданства означает, что два государства заключают договор, в котором регулируются вопросы двойного гражданства, и у человека возникают постоянно длящиеся правовые связи с обоими государствами.
Институт двойного гражданства возможен лишь на основе взаимности путем соглашения двух государств, т.е. только при наличии соответствующего международного договора между государствами. Таким образом, двойное гражданство - это предусмотренное законодательством государства о гражданстве правовое состояние, при котором лицо имеет одновременно гражданство двух государств на основе соглашения этих государств.
К институту двойного гражданства настороженно и даже резко отрицательно относится общественность ряда государств, входящих в СНГ. Видимо, этим обстоятельством объясняется то, что положение о признании двойного гражданства не получило закрепления в акте Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 29 декабря 1992 г. "О согласованных принципах регулирования гражданства" <1>. За ограничение применения института двойного гражданства либо за полный отказ от него выступают и отечественные авторы (С.А. Авакьян, А.И. Ковлер, О.Е. Кутафин, Н.А. Ушаков и др.).
--------------------------------
<1> См.: Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств // Информационный бюллетень. 1993. N 2. С. 20.
Как справедливо указывает А.В. Мицкевич, признание двойного гражданства (хотя бы и под определенными условиями) выглядит более демократично, чем полный отказ от него <1>.
--------------------------------
<1> См.: Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. С. 25.
Российская Федерация осуществила принципиально новый подход к двойному гражданству, признав его допустимость и определив его точное содержание и условия признания. В Российской Федерации институт двойного гражданства впервые был установлен Законом РФ "О гражданстве Российской Федерации", в ст. 3 которого первоначально было определено:
"1. Приобретение гражданства РСФСР иностранным гражданином допускается при условии его отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РСФСР.
2. Гражданину РСФСР может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор РСФСР.
3. Граждане РСФСР, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РСФСР".
Позднее Законом РФ от 17 июня 1993 г. N 5206-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР" редакция ч. 1 ст. 3 была изменена: "За лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации".
Признание института двойного гражданства при условии заключения Россией международного договора скорее было рассчитано на перспективу, с учетом интеграционных процессов между государствами, входящими в СНГ. Распад СССР и образование независимых государств, СНГ в определенной степени сделали еще более актуальным и привлекательным институт двойного гражданства в благоприятных для этого условиях, в целях решения острых проблем защиты прав и свобод сотен тысяч людей - соотечественников, оказавшихся не по своей воле в различных государствах.
Согласно ч. 1 ст. 62 Конституции РФ "гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации".
Российская Федерация на основе федерального закона может предусмотреть основания и порядок получения гражданства иностранного государства. Однако реализовать, например, права и свободы гражданина иностранного государства невозможно, если на это не будет согласия этого иностранного государства. Поэтому реальное приобретение гражданства иностранного государства в конечном счете возможно лишь на основе (при наличии) соответствующего международного договора Российской Федерации. Именно так решался этот вопрос, как уже отмечалось выше, в ч. 1 ст. 3 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" 1991 г. (в редакции Закона РФ от 17 июня 1993 г. N 5206-1). В силу ч. 2 ст. 3 указанного Закона гражданин РФ мог по ходатайству получить гражданство другого государства, с которым имелся соответствующий договор Российской Федерации.
В ст. 6 "Двойное гражданство" Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" 2002 г. сказано:
"1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации".
Таким образом, двойное гражданство в России допустимо, в первую очередь, на основе международного договора РФ, т.е. на основе взаимности и согласия со стороны другого государства. К тому же двойное гражданство не осуществляется автоматически, оно предоставляется в разрешительном порядке. Поэтому положение ч. 1 ст. 62 Конституции РФ нуждается в уточнении (союз "или" должен быть заменен союзом "и") либо в уточняющей интерпретации. В ином случае признание двойного гражданства на основе и в порядке только федерального закона может стать причиной политических конфликтов и социальных напряжений в отношениях между государствами, в особенности между государствами, которые болезненно реагируют на только что приобретенные суверенитет и независимость.
Конституция РФ в ч. 2 ст. 62 формулирует положение, согласно которому наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Наличие двойного гражданства не означает расширение прав и свобод человека. Иными словами, лицо, состоящее в гражданстве Российской Федерации и другого государства, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства двух государств.
Иное, как говорит ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, может быть предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Однако, как уже отмечалось выше относительно приобретения гражданства иностранного государства, решающими при этом являются не положения федерального закона, а положения международного договора Российской Федерации. То же самое следует сказать и о правовом статусе (правах, свободах и обязанностях) лица, обладающего двойным гражданством. Другими словами, заключение международных договоров с иностранными государствами, о которых говорится в ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, может служить эффективным средством устранения негативных последствий обладания двойным гражданством. В ином случае всякое государство сохраняет за собой право требовать от лица, имеющего его гражданство, следовать национальному законодательству (выполнение обязанностей, несение ответственности, использование прав и свобод, средств их защиты) в полном объеме, без каких-либо исключений.
Обладание двойным гражданством может быть основанием ограничения ряда прав в целях защиты государственных интересов, прав и свобод других граждан <1>. Так, полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ прекращаются в случае приобретения гражданства иностранного государства. Равным образом государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе Российской Федерации при приобретении гражданства иного государства (п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Международный договор Российской Федерации о двойном гражданстве может содержать исключения из общего правила.
--------------------------------
<1> См.: Яхина Э.Х. Указ. соч. С. 18.
В некоторых странах СНГ двойное гражданство допускается в порядке исключения, как правило, по специальному разрешению главы государства (Азербайджан, Молдова). Во многих государствах - участниках СНГ двойное гражданство допускается на основе международного договора (Белоруссия, Казахстан, Молдова, Россия, Украина). Страны Балтии (бывшие советские республики) не признают двойное гражданство.
Независимый Туркменистан признал двойное гражданство. И уже 23 декабря 1993 г. между Российской Федерацией и Туркменистаном было подписано Соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства, которое прекратило свое действие согласно предписанному двустороннему Протоколу о прекращении действия указанного Соглашения от 10 апреля 2003 г.
В настоящее время действует Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства. Российская Федерация также подписала соответствующие соглашения с Арменией, Казахстаном, но они, однако, до сих пор не ратифицированы.
Указанные Соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства обязывают стороны учитывать наличие у своих граждан также гражданства другой стороны и, в частности, не требовать от них выполнения определенных гражданских обязанностей, если эти обязанности были выполнены по отношению к другой стороне. Достаточно конкретно урегулирован вопрос о прохождении военной службы лицами с двойным гражданством: лица, состоящие в гражданстве обеих стран, проходят обязательную военную службу в той стране, на территории которой они проживают. Если они прошли обязательную военную службу в одной из них, они освобождаются от призыва в другой.
Однако в мировой практике в силу суверенитета государств и в интересах отечественных граждан действует правовой принцип: государство не признает наличие у отечественного гражданина гражданства другого государства. Поэтому приобретение лицом нового гражданства сопровождается его отказом от предыдущего гражданства. Практика законодательства о гражданстве большинства государств, как и международно-правовое регулирование этого вопроса, направлена на сокращение числа возможных случаев, когда лицо состоит в двух и более гражданствах <1>. В целях предотвращения двойного гражданства государства заключают двусторонние и многосторонние международные договоры и соглашения о предотвращении случаев двойного гражданства. Для сокращения случаев двойного гражданства в 1930 г. была заключена Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, которая не сыграла особой роли для решения проблемы в силу незначительного числа государств, ратифицировавших ее. В свое время СССР подписал конвенции об урегулировании гражданства лиц с двойным гражданством и заключил соответствующие соглашения с рядом государств.
--------------------------------
<1> Подробнее об этом см.: Вилков Г.Е. Международно-правовое регулирование вопросов двойного гражданства // Советский ежегодник международного права. 1959. М., 1960. С. 360 - 373; Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. С. 100 - 138.
В рассматриваемых ситуациях лицам, как правило, предоставляется право избрания одного из двух гражданств. Родители вправе избрать для детей гражданство одного из договаривающихся государств. В тех же целях государства не принимают в свое гражданство лиц, состоящих в гражданстве другого государства. Принцип непризнания двойного гражданства действует и тогда, когда нет договоров о предотвращении случаев двойного гражданства. Это выражается, в частности, в том, что юрисдикция данного государства распространяется на всех его граждан независимо от факта приобретения отдельными лицами гражданства какого-либо иностранного государства. Принцип непризнания двойного гражданства соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Не противоречит нормам международного права прямой запрет двойного гражданства, если при этом не возникает состояния безгражданства.
Ситуация в мире меняется, и, соответственно, становится иным отношение к двойному гражданству в целях обеспечения прав и свобод личности при соблюдении интересов государства.
Европейская конвенция о гражданстве (1997 г.) допускает случаи множественного гражданства. Многие государства предоставляют своим гражданам право иметь двойное гражданство (Великобритания, Ирландия, Испания, Канада, Франция и др.).
В последние десятилетия со стороны ряда государств существенно изменилось отношение к институту двойного гражданства. Оно получает законодательное закрепление и тем самым наполняется новым содержанием, отличным от ранее существовавшего. Законодательное признание двойного гражданства означает, что два государства заключают договор, в котором регулируются вопросы двойного гражданства, и у человека возникают постоянно длящиеся правовые связи с обоими государствами.
Институт двойного гражданства возможен лишь на основе взаимности путем соглашения двух государств, т.е. только при наличии соответствующего международного договора между государствами. Таким образом, двойное гражданство - это предусмотренное законодательством государства о гражданстве правовое состояние, при котором лицо имеет одновременно гражданство двух государств на основе соглашения этих государств.
К институту двойного гражданства настороженно и даже резко отрицательно относится общественность ряда государств, входящих в СНГ. Видимо, этим обстоятельством объясняется то, что положение о признании двойного гражданства не получило закрепления в акте Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 29 декабря 1992 г. "О согласованных принципах регулирования гражданства" <1>. За ограничение применения института двойного гражданства либо за полный отказ от него выступают и отечественные авторы (С.А. Авакьян, А.И. Ковлер, О.Е. Кутафин, Н.А. Ушаков и др.).
--------------------------------
<1> См.: Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств // Информационный бюллетень. 1993. N 2. С. 20.
Как справедливо указывает А.В. Мицкевич, признание двойного гражданства (хотя бы и под определенными условиями) выглядит более демократично, чем полный отказ от него <1>.
--------------------------------
<1> См.: Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. С. 25.
Российская Федерация осуществила принципиально новый подход к двойному гражданству, признав его допустимость и определив его точное содержание и условия признания. В Российской Федерации институт двойного гражданства впервые был установлен Законом РФ "О гражданстве Российской Федерации", в ст. 3 которого первоначально было определено:
"1. Приобретение гражданства РСФСР иностранным гражданином допускается при условии его отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РСФСР.
2. Гражданину РСФСР может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор РСФСР.
3. Граждане РСФСР, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РСФСР".
Позднее Законом РФ от 17 июня 1993 г. N 5206-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР" редакция ч. 1 ст. 3 была изменена: "За лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации".
Признание института двойного гражданства при условии заключения Россией международного договора скорее было рассчитано на перспективу, с учетом интеграционных процессов между государствами, входящими в СНГ. Распад СССР и образование независимых государств, СНГ в определенной степени сделали еще более актуальным и привлекательным институт двойного гражданства в благоприятных для этого условиях, в целях решения острых проблем защиты прав и свобод сотен тысяч людей - соотечественников, оказавшихся не по своей воле в различных государствах.
Согласно ч. 1 ст. 62 Конституции РФ "гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации".
Российская Федерация на основе федерального закона может предусмотреть основания и порядок получения гражданства иностранного государства. Однако реализовать, например, права и свободы гражданина иностранного государства невозможно, если на это не будет согласия этого иностранного государства. Поэтому реальное приобретение гражданства иностранного государства в конечном счете возможно лишь на основе (при наличии) соответствующего международного договора Российской Федерации. Именно так решался этот вопрос, как уже отмечалось выше, в ч. 1 ст. 3 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" 1991 г. (в редакции Закона РФ от 17 июня 1993 г. N 5206-1). В силу ч. 2 ст. 3 указанного Закона гражданин РФ мог по ходатайству получить гражданство другого государства, с которым имелся соответствующий договор Российской Федерации.
В ст. 6 "Двойное гражданство" Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" 2002 г. сказано:
"1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации".
Таким образом, двойное гражданство в России допустимо, в первую очередь, на основе международного договора РФ, т.е. на основе взаимности и согласия со стороны другого государства. К тому же двойное гражданство не осуществляется автоматически, оно предоставляется в разрешительном порядке. Поэтому положение ч. 1 ст. 62 Конституции РФ нуждается в уточнении (союз "или" должен быть заменен союзом "и") либо в уточняющей интерпретации. В ином случае признание двойного гражданства на основе и в порядке только федерального закона может стать причиной политических конфликтов и социальных напряжений в отношениях между государствами, в особенности между государствами, которые болезненно реагируют на только что приобретенные суверенитет и независимость.
Конституция РФ в ч. 2 ст. 62 формулирует положение, согласно которому наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Наличие двойного гражданства не означает расширение прав и свобод человека. Иными словами, лицо, состоящее в гражданстве Российской Федерации и другого государства, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства двух государств.
Иное, как говорит ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, может быть предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Однако, как уже отмечалось выше относительно приобретения гражданства иностранного государства, решающими при этом являются не положения федерального закона, а положения международного договора Российской Федерации. То же самое следует сказать и о правовом статусе (правах, свободах и обязанностях) лица, обладающего двойным гражданством. Другими словами, заключение международных договоров с иностранными государствами, о которых говорится в ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, может служить эффективным средством устранения негативных последствий обладания двойным гражданством. В ином случае всякое государство сохраняет за собой право требовать от лица, имеющего его гражданство, следовать национальному законодательству (выполнение обязанностей, несение ответственности, использование прав и свобод, средств их защиты) в полном объеме, без каких-либо исключений.
Обладание двойным гражданством может быть основанием ограничения ряда прав в целях защиты государственных интересов, прав и свобод других граждан <1>. Так, полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ прекращаются в случае приобретения гражданства иностранного государства. Равным образом государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе Российской Федерации при приобретении гражданства иного государства (п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Международный договор Российской Федерации о двойном гражданстве может содержать исключения из общего правила.
--------------------------------
<1> См.: Яхина Э.Х. Указ. соч. С. 18.
В некоторых странах СНГ двойное гражданство допускается в порядке исключения, как правило, по специальному разрешению главы государства (Азербайджан, Молдова). Во многих государствах - участниках СНГ двойное гражданство допускается на основе международного договора (Белоруссия, Казахстан, Молдова, Россия, Украина). Страны Балтии (бывшие советские республики) не признают двойное гражданство.
Независимый Туркменистан признал двойное гражданство. И уже 23 декабря 1993 г. между Российской Федерацией и Туркменистаном было подписано Соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства, которое прекратило свое действие согласно предписанному двустороннему Протоколу о прекращении действия указанного Соглашения от 10 апреля 2003 г.
В настоящее время действует Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства. Российская Федерация также подписала соответствующие соглашения с Арменией, Казахстаном, но они, однако, до сих пор не ратифицированы.
Указанные Соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства обязывают стороны учитывать наличие у своих граждан также гражданства другой стороны и, в частности, не требовать от них выполнения определенных гражданских обязанностей, если эти обязанности были выполнены по отношению к другой стороне. Достаточно конкретно урегулирован вопрос о прохождении военной службы лицами с двойным гражданством: лица, состоящие в гражданстве обеих стран, проходят обязательную военную службу в той стране, на территории которой они проживают. Если они прошли обязательную военную службу в одной из них, они освобождаются от призыва в другой.