Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 641
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Почетное гражданство. В мировой практике встречались случаи предоставления лицам почетного гражданства государства в знак их особых заслуг <1>.
--------------------------------
<1> Институт почетного гражданства государства следует отличать от звания почетного гражданина города, поселка и т.д. (см.: Беляев И.Н. Почетное гражданство и его правовые основы // Советское государство и право. 1984. N 7. С. 20 - 27).
Институт почетного гражданства признавался в Российской Федерации. Законом РФ "О гражданстве Российской Федерации" (ч. 1 ст. 8) предусматривалось, что лицу, не являющемуся гражданином РФ, имеющему заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом, могло быть с его согласия предоставлено почетное гражданство Российской Федерации. Почетные граждане Российской Федерации согласно ч. 2 ст. 8 указанного Закона могли пользоваться правами граждан РФ в соответствии с Положением о почетном гражданстве Российской Федерации.
Однако не было ни одного случая предоставления почетного гражданства Российской Федерации, не было утверждено и Положение о почетном гражданстве Российской Федерации, что, видимо, объяснялось отсутствием потребности в такой практике. В литературе предлагалось исключить из Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" норму о предоставлении почетного гражданства как неоправданную в современных условиях <1>. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" отказался от института почетного гражданства, признав наличие особых заслуг перед Российской Федерацией в качестве обстоятельства, облегчающего прием в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 3 ст. 13).
--------------------------------
<1> См.: Яхина Э.Х. Указ. соч. С. 14.
Общеевропейское гражданство. Европейская интеграция ставит вопрос о едином гражданстве европейских государств при сохранении национального гражданства.
В Договоре о Европейском союзе (Маастрихтском договоре) установлено гражданство Евросоюза: "Каждый гражданин государства-члена является гражданином Евросоюза". Граждане Союза наделяются правами и исполняют обязанности в соответствии с указанным Договором: каждый имеет право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств - членов Союза, имеет право участвовать в голосовании и баллотироваться в качестве кандидата на муниципальных выборах <1>.
--------------------------------
<1> См.: Европейский союз. Прошлое. Настоящее. Будущее. Документы Европейского союза. М., 1991. Т. II. С. 55 - 56.
В ст. 110 "Гражданство Союза" Договора, устанавливающего Конституцию для Европы, подписанного в Риме 29 октября 2004 г., установлено: "Гражданством Союза обладает каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена. Гражданство Союза дополняет национальное гражданство и не подменяет его" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Конституция Европейского союза. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием) / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. М., 2005. С. 102.
1>1>1>1>1>1>1>1>2>1>2>1>1>1>3>2>1>3>2>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>
§ 3. Принципы гражданства
Понятие и виды принципов гражданства. Гражданство как специфическое правовое явление, характеризующее один из существенных элементов правового положения личности, имеет собственные принципы. Они постепенно складывались и формировались как в национальной, так и в международной практике государств и находили свое закрепление в конституциях государств, а также в специальных законах о гражданстве, международно-правовых документах, посвященных различным аспектам гражданства, его нормативно-правового регулирования.
В литературе, как правило, не проводится различие между принципами гражданства и принципами законодательного регулирования отношений гражданства. На наш взгляд, известное различие между этими категориями имеется: принципы гражданства обусловлены самой сущностью, назначением гражданства, его закономерностями, и из их содержания вытекают требования, предъявляемые к государству, к самой практике законотворчества в сфере гражданства. Например, исходя из степени значимости тех или иных отношений гражданства, последние становятся предметом регулирования конституций (основных законов) государств либо законов о гражданстве, иных нормативных правовых актов. В зависимости от формы закрепления принципы гражданства можно классифицировать на конституционные (основные) и дополнительные, т.е. закрепленные в текущем законодательстве.
Законодатель также должен определить характер взаимосвязи и взаимоотношений международного права, норм международных договоров и внутреннего национального законодательства о гражданстве, которые должны найти четкое закрепление в конституции либо в законе о гражданстве. Так, признание принципа приоритета международного права перед национальным законодательством может иметь различные механизмы его действия (реализации), определение которых и входит в задачу законодателя.
Принципы гражданства и принципы законодательного регулирования отношений гражданства можно классифицировать исходя из различия материального и процессуального права. Наряду с принципами, характеризующими гражданство как институт материального права, существуют принципы, лежащие в основе процессуально-процедурного порядка разрешения вопросов гражданства.
Несмотря на известное разнообразие в национальном законодательном регулировании отношений гражданства, наблюдается тенденция сближения содержания законодательства о гражданстве различных государств.
Развитие процесса интеграции в постсоветском пространстве в рамках СНГ диктует необходимость соответствующей корректировки политики входящих в Содружество государств по проблеме гражданства и соответствующих прав человека.
Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ выработала принципы регулирования отношений гражданства, признала их нормативное значение и подчеркнула, что они служат целям повышения уровня защиты прав человека в СНГ, сокращения случаев безгражданства, облегчения контактов между людьми, установления и поддержания дружественных и добрососедских отношений со всеми государствами, которые готовы рассматривать их как основу своего внутреннего законодательства о гражданстве.
Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ в акте "О согласованных принципах регулирования гражданства" рекомендовано использовать сформулированные в названном акте принципы регулирования гражданства в национальном законодательстве государств-участников, а также при заключении двусторонних и многосторонних договоров.
Таким образом, принципы гражданства все более находят свое закрепление в международно-правовых актах и конституциях государств, что свидетельствует о значимости и актуальности этих отношений лиц с государством, а также нередко рассматриваются в качестве основ конституционного строя в демократическом правовом государстве.
Принципы гражданства не остаются неизменными, они развиваются, наполняются новым содержанием, формируются новые принципы, например, в условиях правопреемства государств, что отвечает потребностям построения свободного гражданского общества, демократических правовых государств в посткоммунистических странах, целям уважения достоинства личности, основных прав и свобод человека.
К сожалению, в отечественной науке проблема принципов гражданства, принципов законодательного регулирования отношений гражданства не получила всесторонней разработки. Перечень принципов гражданства у различных авторов не учитывает в полной мере практику международно-правового и современного национально-правового регулирования отношений гражданства.
Е.И. Козлова к числу конституционных относит такие принципы российского гражданства, как принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, запрет лишения гражданства Российской Федерации или право изменить его. К иным принципам российского гражданства она относит следующие: проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства; гражданин РФ не может быть выслан за пределы России или выдан иностранному государству; поощряется приобретение российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации; запрещены правила регулирования гражданства дискриминационного характера; приобретение двойного гражданства не влечет за собой прекращение российского гражданства; гражданин РФ, находящийся за пределами России, пользуется защитой и покровительством России; изменение в брачных отношениях не влияет на гражданство РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2006. С. 202 - 203.
Б.С. Эбзеев формулирует следующие принципы российского гражданства: демократизм и гуманизм, что означает, в частности, запрет дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и приоритет международных договоров России; единое гражданство РФ с возможным признанием двойного гражданства; равное гражданство РФ, т.е. равенство граждан перед законом и судом независимо от оснований приобретения гражданства (рождение, натурализация и др.); внеэтнический характер гражданства РФ; проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства (личное верховенство Российского государства); недопустимость лишения гражданства РФ или права изменить его; недопустимость высылки гражданина РФ за пределы Российской Федерации или выдача его другому государству; поощрение Российской Федерацией приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> См.: Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. С. 276 - 278.
Внеэтнический характер гражданства РФ как принцип гражданства вполне охватывается содержанием принципа демократизма и гуманизма, который мог быть дополнен принципом справедливости в регулировании отношений гражданства в Российской Федерации.
В последующем изложении принципов российского гражданства (принципов законодательного регулирования отношений гражданства) в максимальной степени учтены положения международно-правовых актов, Конституции РФ и Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
Право человека на гражданство. Это общий, универсальный принцип, определяющий содержание других, более частных (специальных) принципов российского гражданства. На реализацию этого принципа направлены установления международного и внутреннего (национального) права.
Согласно общепризнанным принципам международного права каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства, т.е. ребенок ни при каких условиях не должен оставаться лицом без гражданства (апатридом). Как уже отмечалось, это положение закреплено в принципе 3 Декларации прав ребенка и п. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Правила признания, приобретения и прекращения гражданства во внутреннем законодательстве государств конструируются так, чтобы дети и родители в конечном счете имели определенное гражданство.