Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 656
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 2. Правовой статус граждан, иностранных
граждан и лиц без гражданства
Правовой статус личности в конкретном государстве выступает в одном из трех видов - правового статуса гражданина, правового статуса иностранного гражданина либо правового статуса лица без гражданства.
Правовой статус гражданина и лица без гражданства всегда один: он определяется тем государством, гражданином которого данное лицо является или на территории которого лицо без гражданства проживает. Правовой статус иностранного гражданина по существу имеет двойной характер: это правовой статус гражданина отечественного государства и одновременно иностранного гражданина. Последний определяется тем государством, на территории которого данное лицо пребывает как иностранный гражданин.
В соответствии с принципом государственного суверенитета каждое государство самостоятельно определяет правовой статус своих граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также регламентирует вопросы о допуске (въезде) указанных лиц на свою территорию и условия их нахождения на ней, об их выезде и депортации. Вопросы, касающиеся правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, регулируются также международными договорами и соглашениями, заключаемыми по взаимному соглашению между государствами <1>.
--------------------------------
<1> См.: Боярс Ю.Р. Гражданство в международном и внутреннем праве; Он же. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986; Смирнова Е.С. Международно-правовые проблемы гражданства СНГ и Балтии в свете европейского опыта; Она же. Европейское гражданство. Множественное в едином. М., 2003; Кутафин О.Е. Российское гражданство. М., 2003; Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003; Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации; и др.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин есть физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицами без гражданства (апатридами, аполидами) являются физические лица, проживающие на территории РФ, но не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Объем правового статуса и характер входящих в него прав, свобод и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства зависят от особенностей общественно-исторического развития государств. Был пройден путь от полного отрицания прав иностранцев до максимального их уравнивания с правами отечественных граждан, что нашло отражение в современных международно-правовых актах, посвященных регулированию отношения государств к иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В международно-правовой и внутригосударственной практике большинства стран относительно иностранных граждан применяется один из трех видов правового режима: а) наибольшего благоприятствования; б) национальный; в) специальный <1>.
--------------------------------
<1> См.: Микульшин А.И. О понятии и видах режимов иностранцев // Советский ежегодник международного права. М., 1974; Дмитриев Ю.А., Корсик К.А. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации. М., 1997; Корсик К.А. Теория правового регулирования статуса иностранных граждан в Российской Федерации. М., 1999; Битиев Р. Правовые режимы, предоставляемые иностранцам в Российской Федерации // Право и жизнь. 2001. N 33; Он же. Социально-экономические права иностранцев в Российской Федерации // Право и жизнь. 2001. N 34; Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане (правовое положение). М., 1992; Липатенков В., Федосеева Г. Иностранцы в России и принцип "равенства всех перед законом и судом" // Правозащитник. 2000. N 1; Хабибулина О.В. Административно-правовой режим пребывания иностранцев в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2006; и др.
Режим наибольшего благоприятствования состоит в том, что государство, заключая договор с другим государством, обеспечивает его гражданам такой же режим, какой уже предоставлен гражданам наиболее благоприятствуемого государства. Таким образом, цель этого правового режима состоит в том, чтобы поставить всех иностранных граждан, находящихся в границах одного государства, в одинаковое положение.
Национальный режим означает уравнивание иностранных граждан в правах и обязанностях с собственными гражданами, за небольшими исключениями. В этих случаях на иностранных граждан распространяются законы, действующие в данной стране. Однако предоставление такого режима иностранным гражданам, как правило, связано с действием принципа взаимности, требующего, чтобы граждане пользовались аналогичными правами и обязанностями в тех государствах, к которым принадлежат иностранные граждане.
Специальный режим имеет место тогда, когда для иностранных граждан устанавливаются особые льготы или ограничения. В частности, государства в отдельных случаях предоставляют друг другу особые льготы и преимущества, выходящие за рамки режима наибольшего благоприятствования. Это характерно, как правило, для соседних государств или государств, связанных между собой таможенными, налоговыми или иными союзными соглашениями. Назначение таких оговорок, получивших наименование соседских, состоит в том, чтобы особые льготы и преимущества предоставлялись строго определенным договаривающимся государствам и не распространялись автоматически на другие государства.
С точки зрения действия юрисдикции государства, на территории которого пребывают иностранные граждане, последние в соответствии с внутренним законодательством и международными договорами и соглашениями делятся на ряд групп.
К первой группе относятся иностранные граждане, которые находятся в стране временно или постоянно и подчинены юрисдикции государства в полном объеме, как и граждане этого государства. К ним относятся иностранные студенты и аспиранты, журналисты, спортсмены, туристы, экипажи торговых и пассажирских судов, самолетов гражданской авиации, обслуживающий персонал поездов международного сообщения, лица, приезжающие по частным делам, члены делегаций по вопросам научного, технического и культурного обмена и др.
Вторую группу иностранных граждан составляют члены экипажей военных кораблей, военнослужащие воинских частей. Они подчиняются юрисдикции государства пребывания, но только в том случае, если совершили противоправные действия не при исполнении ими служебных обязанностей. Вопрос об их ответственности за незаконные действия на территории государства пребывания, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей, решается в дипломатическом порядке.
Третью группу иностранных граждан составляют военнослужащие в составе вооруженных сил, пребывающие на чужих территориях (военных базах) в соответствии с международными соглашениями. Эти соглашения определяют объем иммунитета войск на чужой территории, распространяемый только на служебную деятельность военнослужащих. При совершении ими преступлений не при исполнении своих обязанностей такие военнослужащие подпадают под юрисдикцию страны пребывания.
Четвертую группу иностранных граждан составляют лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, гарантирующим их личную неприкосновенность и освобождение от административной, уголовной, гражданской и всякой иной ответственности перед государственными органами страны пребывания.
В пятую группу иностранных граждан входят лица, обладающие консульским иммунитетом, при котором они пользуются личной неприкосновенностью, освобождаются от юрисдикции государства пребывания в вопросах, связанных с их служебной деятельностью, но подчинены юрисдикции страны пребывания в случае совершения ими тяжкого преступления или в случае подачи на них иска о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием.
В шестую группу иностранных граждан входят лица, получившие политическое убежище. Их обычно называют политэмигрантами. Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Предоставив политическое убежище, Российская Федерация не допускает выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).
Седьмую группу составляют иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус беженцев на основании положений Федерального закона "О беженцах" (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ), согласуемых с Конвенцией о статусе беженцев (1951 г.), к которой Российская Федерация присоединилась в 1992 г.
В восьмую группу иностранных граждан и лиц без гражданства входят те из них, кто получил временное убежище на территории Российской Федерации.
Объем и характер прав, свобод и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства зависят еще от одного фактора - от продолжительности их нахождения на территории Российской Федерации. Указанный Федеральный закон предусматривает три вида правовых состояний иностранных граждан и лиц без гражданства: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание в Российской Федерации. Советское законодательство выделяло две категории иностранных граждан и лиц без гражданства: постоянно проживающих и временно пребывающих в СССР.
Срок временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований указанного Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда в Российскую Федерацию.
Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину или лицу без гражданства по его заявлению может быть выдан вид на жительство, т.е. на постоянное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство подается не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин или лицо без гражданства обязано прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина или лица без гражданства может быть продлен на пять лет. Число продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Основания и порядок получения разрешений на временное и постоянное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, основания отказа в даче разрешений, право обжалования и другие вопросы материального и процессуального характера определены указанным Федеральным законом, постановлениями Правительства РФ, ведомственными актами.
Российское законодательство, определяя правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, исходит, как правило, из национального правового режима <1>. В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В результате сейчас происходит максимально возможное уравнивание правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства с правовым статусом граждан РФ, в частности, в области политических, трудовых отношений, получения образования, медицинской помощи, в гражданском, семейном праве и др. В связи с этим необоснованны претензии иностранных граждан в отношении осуществления в Российской Федерации тех прав, которые известны их отечественному законодательству, но которыми не могут пользоваться по российским законам граждане Российской Федерации. Поскольку наша страна заключила договоры, содержащие правила о предоставлении режима наибольшего благоприятствования со многими иностранными государствами, все эти правила, взятые в совокупности