Файл: "Общая теория правового положения личности".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 650

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;

получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи;

получение направления в центр временного размещения, обеспечение безопасности их нахождения в этом центре;

получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или в центре временного размещения;

медицинскую и лекарственную помощь;

получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве;

пользование жилым помещением, предоставляемым из фонда жилья для временного поселения, и др.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

соблюдать Конституцию РФ, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения;

пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата;

выполнять правила регистрации и учета и др.

Лицо, признанное беженцем, может утратить статус беженца в силу собственного волеизъявления либо обстоятельств некомпрометирующего характера либо оно может быть лишено статуса беженца по компрометирующим его обстоятельствам (осуждение за преступление, сообщение ложных сведений, предъявление фальшивых документов).

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Российской Федерации, пользуясь широкими правами и свободами, гарантированными Российским государством, живут и трудятся в условиях благожелательности, радушия и гостеприимства к ним со стороны как российских властей, так и российских граждан.
1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>
§ 3. Конституционный и отраслевые статусы личности
Правовой статус личности (гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства) может быть рассмотрен с позиций выделения в нем основных (конституционных) прав, обязанностей и законных интересов. Конституционные права и обязанности личности вместе с ее интересами, охраняемые Конституцией РФ, образуют конституционный статус личности. Последний следует соотносить, на наш взгляд, с отраслевыми правовыми статусами личности: административно-правовым, гражданско-правовым, семейно-правовым и др.

Особенности конституционного статуса личности. Обособление конституционного статуса личности осуществляется как в силу его особого социального содержания, так и соответствующей правовой формы. Способ юридического закрепления его структурных элементов - прав, свобод и обязанностей личности - всегда был в поле зрения ученых-юристов. В то же время значение их социального содержания недостаточно осмыслено. Чаще всего особый характер конституционных прав, свобод и обязанностей личности авторы видят только в праве, в одной лишь воле законодателя, выраженной в конституции. Так, основные права и обязанности граждан определяются как права и обязанности, закрепленные конституцией. В свою очередь, конституционные права и обязанности формулируются как основные, без дополнительного раскрытия их социального содержания <1>.

--------------------------------

<1> См.: Денисов А.И. Советское государственное право. М., 1940. С. 285; Советское государственное право. М., 1947. С. 321; Юридический словарь. М., 1956. Т. 2. С. 65; Денисов А.И., Кириченко М.Г. Советское государственное право. С. 248, 278; Советское государственное право. М., 1958. С. 252; Уманский Я.Н. Советское государственное право. М., 1959. С. 357; Он же. Советское государственное право. М., 1970. С. 132; Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. Т. 1. С. 480; Цветков В.В., Макагон С.Е. Советское государственное право. Киев, 1968. С. 128; Курс советского государственного права / Под ред. Б.В. Щетинина, А.Н. Горшенева. С. 203; Советское конституционное право. Л., 1975. С. 210.
Со всей определенностью следует подчеркнуть, что конституционные права, свободы и обязанности личности в конечном счете определяются их специфическим социальным содержанием, фактическими общественными отношениями, при которых они сложились и могут быть реализованы. В системе фактических (социальных) возможностей по пользованию благами, складывающихся для личности в обществе, выделяются основные возможности, которые наиболее полно выражают суть взаимоотношений данного социального типа личности и общества, коренные, существенные связи между ними. Это и есть те максимально необходимые возможности личности по пользованию благами жизни, которые реально обеспечены и могут быть ею реализованы.



Основные социальные возможности членов общества нельзя отождествлять с элементарными, т.е. минимальными возможностями, необходимыми для жизнедеятельности индивида, проявления его как личности. Элементарные возможности с их закреплением в конституционном законодательстве также приобретают характер конституционных (основных) прав и обязанностей. Но основные права и обязанности могут выходить далеко за рамки элементарных возможностей, что особенно характерно для обществ с высокоразвитой экономикой и социальной сферой, для современных социально ориентированных государств. Основные социальные возможности объективно требуют особого правового опосредования в виде закрепления их в конституции.

Таким образом, конституционные права, свободы и обязанности, во-первых, регулируют сферу жизненно важных общественных отношений между личностью, обществом и государством; во-вторых, выражают реально обеспеченные основные социальные возможности личности по пользованию существенными благами и ценностями жизни; в-третьих, закреплены в силу своей социальной значимости в конституции (основном законе); в-четвертых, являются определяющими для всех видов прав и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве <1>.

--------------------------------

<1> См.: Марксистско-ленинская теория государства и права: Социалистическое государство. М., 1972. С. 411; Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. С. 45; Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). С. 130.
Для конституционных прав, свобод и обязанностей граждан характерна высокая степень обобщенности (абстрактности) и большая стабильность содержания, что непосредственно связано с характером конституционных установлений <1>.

--------------------------------

<1> Об основных чертах и особенностях конституционных установлений (норм) см.: Rozmaryn S. Konstytucja jako ustawa zasadnicza PRL. Wydanie drugie. Warszawa, 1967. S. 107 - 121.
В силу гарантированности конституционные права, свободы и обязанности - это постоянные, неотъемлемые права, свободы и обязанности личности. Относительное постоянство содержания конституционных прав, свобод и обязанностей обеспечивает стабильность конституционного статуса личности в целом.

Соотношение конституционных и отраслевых прав, свобод и обязанностей личности. Отраслевые правовые статусы личности находятся в определенной связи с ее конституционным статусом. Особенности этой связи определяются спецификой связей конституционных и отраслевых норм права, касающихся прав, свобод и обязанностей личности. Конституционный статус личности составляет социально-правовую основу для всех отраслевых статусов личности в том смысле, что отраслевые правовые статусы в определенной своей части являются конкретизацией конституционного статуса личности, а в остальной - должны соответствовать конституционному статусу личности.


Вопрос о конкретизации в праве, в том числе конституционных установлений, в науке слабо разработан <1>. Признается, что конкретизация не должна вести к изменению содержания исходных правовых норм. Степень конкретизации правовых норм может быть различной в зависимости от того, проводится ли она в правотворческом (в форме законов и иных нормативных правовых актов) или в правоприменительном процессе (например, на основе официального толкования).

--------------------------------

<1> Библиографию по данному вопросу см.: Вопленко Н.Н. Официальное толкование и конкретизация советских правовых норм // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1971. Вып. 2. С. 172 - 173.
В первом случае в целях наилучшего исполнения предписаний исходных правовых норм устанавливаются новые, производные, более детальные по содержанию правила. Во втором случае новые правовые нормы не устанавливают, а лишь раскрывают, углубляют познание содержания исходных норм в связи с конкретными фактами общественной жизни. Всякая конкретизация правовых норм соединена с уточнением субъектов, их прав и обязанностей.

Конкретизация конституционных положений об основных правах, свободах и обязанностях граждан нормами отраслевого законодательства имеет особенности, которые вытекают из специфики содержания и формулирования прав, свобод и обязанностей в конституции. Многие конституционные права, свободы и обязанности личности конкретизируются (и только в этом смысле определяются и развиваются) через указание новых детализирующих прав и правомочий, обязанностей и установление определенных связей между ними. Одно конституционное право или обязанность может конкретизироваться разными отраслями права. И наоборот, одна отрасль права может конкретизировать различные группы конституционных прав, свобод и обязанностей, опосредующих качественно определенную совокупность общественных отношений.

Высокая степень обобщенности (абстрактности) содержания, стабильность и другие характерные качества конституционных прав, свобод и обязанностей не означают, на наш взгляд, что они не определены, неконкретны. Содержание конституционного права, свободы, обязанности вполне конкретно, имеет четкие пределы, поэтому оно вовсе не должно во всех случаях устанавливаться нормами текущего законодательства, как полагают некоторые авторы. По мнению В.А. Патюлина, например, детальная правовая регламентация конституционных прав в текущем законодательстве, установление правовых средств их охраны и защиты есть необходимое условие реализации общих положений, содержащихся в конституции <1>. Конституционные права иногда понимаются и как идеи особого рода, исходные, основополагающие принципы, которые находят конкретное воплощение в нормах текущего законодательства. Так, по мнению Воеводина, конституционные права и обязанности имеют только общезакрепительный характер. Это означает, что они выражают в общей форме основную идею, которая развивается и конкретизируется во множестве других записанных в законе прав и обязанностей; отраслевые же права и обязанности раскрывают содержание и определяют объем конституционных прав и обязанностей граждан <2>. Здесь, на наш взгляд, имеет место известная абсолютизация роли конкретизации отраслевым законодательством норм о конституционных правах и свободах граждан.


--------------------------------

<1> См.: Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). С. 237.

<2> См.: Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. С. 106, 191 - 192, 271; Он же. Конституционные проблемы правового положения советских граждан: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1973. С. 18, 22.
Некоторые конституционные права, свободы и обязанности не имеют подробной регламентации в современном текущем законодательстве и реализуются непосредственно в действиях граждан (например, в свободе слова, мнения). Отсутствие детальной правовой регламентации в отраслевом законодательстве характерно, в частности, для тех прав, в основе которых не лежит пользование материальными благами. Однако это не может быть основанием для отказа в защите конкретных действий, которые направлены на реализацию конституционного права, свободы или выполнение конституционной обязанности. Самостоятельная реализация конституционных прав, свобод и обязанностей является таким же правилом, как и осуществление последних через систему отраслевых прав и обязанностей. Это положение в полной мере согласуется с выводом о непосредственном действии конституции.

В то же время нельзя абсолютизировать и тезис о самодостаточности конституционных прав, свобод и обязанностей.

В литературе имеет широкое распространение тезис не только о конкретизации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, но и о развитии и дополнении этих прав и обязанностей текущим законодательством. Такое "развитие" и "дополнение" не следует понимать буквально, в том смысле, что отраслевые права и обязанности входят непосредственно в систему конституционных прав, свобод и обязанностей, дополняя и развивая последние.

Нормы текущего законодательства регулируют и те области общественных отношений, которые не опосредованы конституционными правами, свободами и обязанностями или опосредованы ими недостаточно. В этом случае отраслевые права и обязанности самодостаточны, существуют самостоятельно, наряду с конституционными правами, свободами и обязанностями и только в этом смысле их дополняют.

Система отраслевых прав и обязанностей личности постоянно развивается. Такое развитие, конечно, не может идти вопреки содержанию конституционных прав, свобод или обязанностей, их программным установкам и целям в их эволюции. Оно должно отвечать этим требованиям, их прогрессивным тенденциям. В силу программности содержания ряда конституционных прав, свобод и обязанностей, особенно в социально-экономической и культурной областях, опережающее развитие отраслевых прав и обязанностей не только возможно, но и необходимо. Развитие общественных отношений отражается, прежде всего, в эволюции отраслевых прав и обязанностей, поскольку конституционные права, свободы и обязанности отличаются большей стабильностью, чем отраслевые, и ведут в перспективе к качественным