Файл: "Общая теория правового положения личности".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 651

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, имеют своим результатом приравнивание граждан соответствующих стран друг к другу. Режим наибольшего благоприятствования Российское государство предоставляет по международным договорам гражданам иностранных государств не автоматически, не безусловно, а на началах взаимности. В отдельных случаях требование взаимности устанавливается во внутреннем российском законодательстве.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см.: Богуславский М.М., Рубанов А.А. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1962; Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев в СССР; Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция; Смирнова Е.С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации. М., 2003; Аникеева Е.Д. Конституционно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Басик В.П. Правовое положение граждан Российской Федерации и иностранцев в России. М., 2004; Кочуков Т.В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Васильева Н.В. Политические права иностранных граждан в Российской Федерации (конституционно-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005; Хабибулина О.В. Административно-правовой режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации; и др.
С понятием взаимности непосредственно связано понятие реторсии (от лат. retorsio - возмездие). Если какое-либо государство принимает какие-то необоснованные ограничительные меры, которые специально установлены для российских граждан (а не вообще ограничения, установленные для всех иностранных граждан), ставит их в худшее положение по сравнению с гражданами других государств, то со стороны Российского государства могут быть приняты ответные меры такого же характера. Ограничения, вводимые в порядке реторсии в Российской Федерации, отменяются, как только соответствующее иностранное государство устраняет специальные ограничения прав российских граждан.

При определении правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства российское законодательство исходит из принципа равенства независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Поэтому всякого рода расовые и национальные и другие ограничения, существующие на родине иностранных граждан, не могут быть признаны в Российской Федерации. Точно так же не могут быть признаны всякого рода ограничения прав замужних женщин, имеющие место в ряде иностранных государств. Таким образом, важнейшая особенность правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются такими же правами и свободами, которые провозглашены и реально гарантированы для российских граждан.


Иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации без каких-либо изъятий пользуются всеми личными конституционными правами граждан: правом на свободу совести, на охрану семьи, правом на неприкосновенность личности и жилища, на охрану личной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений и др.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируются в Российской Федерации политические права, в том числе право на свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, право на объединение в общественные организации, учредительные акты которых предусматривают такую возможность, и т.д. Эти права предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства, как и российским гражданам, в соответствии с их целевым назначением, установленным в Основном Законе государства.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, обеспечены все социальные права, включая право на свободу труда и на отдых, охрану здоровья и материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца, право на жилище, образование, пользование достижениями культуры; им гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества.

В соответствии с общепринятой международной практикой российским законодательством для иностранных граждан и лиц без гражданства установлены некоторые изъятия и предусмотрены условия пользования некоторыми правами.

Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ.

Интересами безопасности Российской Федерации обусловлено регулирование отношения иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности.

Так, иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе. Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы (ст. 18.1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"). Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ;



2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ.

Указанный Федеральный закон также устанавливает условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных Федеральным законом.

Работодатели или заказчики работ (услуг) в соответствии с указанным Федеральным законом имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, на основании заключенных с ними трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве работодателя, заказчика работ (услуг) могут выступать иностранные граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в Российской Федерации;

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;


3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического образования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Указанный Федеральный закон определяет пределы и условия передвижения иностранных граждан в пределах Российской Федерации. Так, иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с названным Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

Иностранным гражданам - сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением предусмотренных ограничений.


Находящиеся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы, а также специальное законодательство (правила въезда и выезда, валютное и таможенное законодательство, правила регистрации и передвижения по стране, проживания в стране и др.).

Отдельные группы иностранных граждан и лиц без гражданства могут иметь специальные права и обязанности материального и процессуального характера. В качестве примера можно привести группу иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся беженцами и лицами, которым предоставлено временное убежище <1>.

--------------------------------

<1> См.: Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Беженцы и вынужденные переселенцы (правовые проблемы) // Государство и право. 1995. N 5; Каткова Ю.Е. Правовой статус беженцев в Российской Федерации // Право и жизнь. 1999. N 18; Никитин Е. Статус беженцев и вынужденных переселенцев // Российская юстиция. 1996. N 9; Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. С. 310 - 317, 325 - 327.
Условия признания указанных категорий лиц и их основные права, а также основания прекращения статуса беженцев названы в Соглашении о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (1993 г.), участниками которого являются девять государств - членов СНГ.

Согласно Федеральному закону "О беженцах" беженец есть лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Указанный Федеральный закон подробно регламентирует условия и порядок признания лица беженцем, а также дает исчерпывающий перечень оснований отказа в признании лица беженцем. Лицо, признанное беженцем, получает свидетельство (удостоверение) беженца.

Названный Федеральный закон определяет специальный статус лица, признанного беженцем. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации;