Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 646
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изменениям в содержании конституционных прав, свобод и обязанностей, системе их гарантий.
Содержание основных прав и свобод личности определяется конституцией различно, что дает основание для их классификации на несколько групп.
К первой группе следует отнести те конституционные права и свободы, содержание которых раскрывается через формально определенные правомочия личности, причем реализация одного правомочия дополняется последовательной реализацией других правомочий.
Так, содержание свободы совести, свободы вероисповедания согласно ст. 28 Конституции РФ слагается из следующих правомочий: исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В ряде случаев о конкретных правомочиях конституционного права личности можно судить по тем гарантиям, которые установлены конституцией в отношении данного права или свободы. В частности, в соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый человек имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Указанные гарантии одновременно выступают как правомочия, составляющие содержание конституционного права на отдых.
Виды конституционных гарантий раскрывают правомочия таких конституционных прав, как право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование (ст. ст. 39, 40, 41, 43 Конституции РФ).
Вторую группу конституционных прав и свобод личности составляют права и свободы, содержание которых определяется через установление целей и других дополнительных критериев их использования и которые не содержат формально определенных правомочий. Формы и способы реализации указанных свобод определяются, как правило, самой личностью.
В частности, согласно ст. 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Третью группу конституционных прав и свобод личности составляют конституционные права на личные блага - жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защита своей чести и доброго имени, национальная принадлежность (ст. ст. 20 - 24, 26 Конституции РФ). Реализация указанной группы конституционных прав имеет своеобразие. Оно заключается в том, что личность непосредственно пользуется благом, которое неотделимо от нее. При этом не обязательны активные положительные действия носителя этого блага. Главное в осуществлении этого вида конституционных прав и свобод заключается в охране (защите) личных благ от посягательств со стороны других лиц, органов и публичной власти.
Четвертую группу своеобразных основных прав составляют основные законные интересы личности, т.е. те интересы, блага и ценности личности, которые находятся под защитой. В литературе, посвященной конституционному статусу личности, основные законные интересы личности зачастую игнорируются. Тем самым значительно обедняется содержание конституционного статуса личности.
Основной законный интерес, как и конституционное право или свобода, - это возможность личности пользоваться социальным благом, действовать определенным образом, требовать определенного поведения от обязанных субъектов права, обращаться за защитой к компетентным органам и должностным лицам. Граждане и другие физические и юридические лица вправе непосредственно ссылаться на соответствующие нормы Конституции РФ, защищая свои основные законные интересы в различных областях общественной жизни.
Особенности реализации конституционных прав и свобод личности обусловлены их спецификой по сравнению с правами, закрепленными в текущем (отраслевом) законодательстве. Иными словами, особенности механизма реализации конституционных прав и свобод связаны, во-первых, с прямым, непосредственным их действием и, во-вторых, с их конкретизацией в текущем (отраслевом) законодательстве.
Отсутствие конкретизации в текущем (отраслевом) законодательстве характерно для тех конституционных прав и свобод, основу содержания которых не составляют материальные блага. Применительно к этим правам и свободам текущее законодательство конкретизирует чаще всего основания их неправомерного использования, устанавливая конкретные составы административных правонарушений и преступлений. Отсутствие конкретизации в текущем (отраслевом) законодательстве конституционных прав и свобод личности не может быть основанием для отказа в защите действий личности, направленных на реализацию этих конституционных прав и свобод. Непосредственная реализация конституционных прав и свобод, не нашедших конкретизации в текущем (отраслевом) законодательстве, так же правомерна, как и осуществление конституционных прав и свобод через систему прав и обязанностей личности, закрепленных в отраслевом законодательстве.
В то же время тезис о непосредственной реализации конституционных прав и свобод без конкретизации их в нормах текущего законодательства нельзя абсолютизировать. Во-первых, большинство конституционных норм о правах и свободах граждан действуют через систему отраслевого законодательства. Во-вторых, задача наиболее полного и всестороннего обеспечения реализации прав и свобод личности вызывает, как правило, необходимость процедурно-правовой упорядоченности такой реализации, что реализуется в текущем (отраслевом) законодательстве. Такая конкретизация является гарантией реализации основных прав и свобод личности. Содержание конституционного права или свободы по отношению к системе конкретизирующих его отраслевых прав и обязанностей выступает в качестве общей, первичной нормы, исходного принципа. Однако из этого положения, на наш взгляд, нельзя делать обобщающих выводов о том, что все конституционные права и свободы личности требуют соответствующей конкретизации в текущем (отраслевом) законодательстве и только благодаря этой конкретизации и определяется действительное содержание конституционных прав и свобод личности <1>. Исходное, первичное содержание конституционных прав и свобод личности, как правило, определено либо заложено законодателем в самой конституции.
--------------------------------
<1> См., например: Воеводин Л.Д. Реализация конституционных прав и свобод советских граждан и деятельность высших представительных органов // Проблемы развития представительных органов власти социалистического государства. М., 1979. С. 134 - 135, 139.
Реализация отраслевого права или обязанности, конкретизирующих конституционное право или свободу, будет одновременно и реализацией соответствующего конституционного права или свободы личности; нарушение отраслевых прав или обязанностей служит одновременно и нарушением того конституционного права или обязанности, которое ими конкретизируется. Гражданин всегда должен быть уверен в том, что любая конституционная норма (в особенности норма, определяющая его право) действует реально и непосредственно; конкретизирующие же нормы воспринимаются им лишь как вспомогательные средства реализации конституционного веления.
Конкретизация конституционного права или свободы может осуществляться относительно всего его содержания в целом либо относительно составляющих его отдельных правомочий (каждого в отдельности) через соответствующую систему отраслевых прав и обязанностей личности. Их реализация означает и осуществление конституционного права. Одно конституционное право может конкретизироваться в разных отраслях законодательства; в то же время одна отрасль законодательства может конкретизировать различные виды конституционных прав, свобод и законных интересов, опосредующих качественно определенную совокупность общественных отношений. Конкретизация конституционных прав, свобод и законных интересов личности системой ее отраслевых прав (и обязанностей) не умаляет самостоятельности содержания и реализации тех и других.
Связь конституционных прав и свобод и отраслевых прав личности имеет юридический характер. Сущность его состоит в том, что конституционные права и свободы обладают верховенством и высшей юридической силой. Последнее означает, что конституционные и отраслевые права и свободы личности должны осуществляться в единстве, так как они объединены одной целью - удовлетворение конкретных потребностей и интересов личности. Толкование и реализация конституционных и отраслевых прав и свобод личности в их единстве помогают предоставить при других равных условиях приоритет решениям, направленным на обеспечение наиболее полного и эффективного осуществления конституционных прав, свобод и обязанностей личности.
Соотношение конституционных и отраслевых прав и свобод личности с отраслевыми должно постоянно учитываться всеми органами публичной власти и должностными лицами, требует от них особых усилий в их обеспечении, реализации и охране (защите). Необходимо преодолеть встречающуюся подчас недооценку со стороны отдельных должностных лиц верховенства и высшей юридической силы конституционных прав и свобод личности. Суды и правоохранительные органы могут и должны в своих действиях и решениях более решительно опираться на положения Конституции РФ относительно основных прав, свобод, обязанностей и основных законных интересов личности.
В соответствии с требованиями конституционности в текущем правотворчестве законодательные органы не могут определять отраслевые права и обязанности граждан, которые противоречили бы положениям конституции об основных правах, свободах и обязанностях личности. Кроме запрета для законодательных органов существует их положительная обязанность определять отраслевые права и обязанности граждан, которые бы полностью обеспечили осуществление конституционных прав, свобод и обязанностей как основы правового статуса личности.
Верховенство и высшая юридическая сила конституционных прав и свобод личности предполагают и наличие механизма, обеспечивающего соответствие отраслевых прав и обязанностей конституционным правам, свободам и законным интересам личности. Как правильно отмечает А.Б. Венгеров, проверка соответствия отраслевых норм конституционным может быть осуществлена непосредственно - по специальному заданию законодателя (в форме конституционного контроля), а также косвенно - в процессе применения норм права.
Конституционный контроль имеет целью обеспечить точное и неуклонное соблюдение конституционных норм, предупреждение, выявление и устранение противоречащих конституции правовых актов и отдельных норм, в частности и тех, которые касаются реализации основных прав, свобод и законных интересов личности.
В процессе применения норм права соответствие отраслевых прав конституционным правам и свободам осуществляется теми органами, которые применяют эти нормы, а также юрисдикционными органами (судом и т.д.).
Существует судебный конституционный контроль, который осуществляется судами общей юрисдикции (США, Канада, Эстония и др.) и специализированными, конституционными судами (Германия, Италия, Испания, Россия, Украина и др.) либо квазисудебными органами конституционного контроля, конституционными советами (Франция, Казахстан и др.).
1>1>2>1>2>1>1>1>1>1>1>1>1>1>
Содержание основных прав и свобод личности определяется конституцией различно, что дает основание для их классификации на несколько групп.
К первой группе следует отнести те конституционные права и свободы, содержание которых раскрывается через формально определенные правомочия личности, причем реализация одного правомочия дополняется последовательной реализацией других правомочий.
Так, содержание свободы совести, свободы вероисповедания согласно ст. 28 Конституции РФ слагается из следующих правомочий: исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В ряде случаев о конкретных правомочиях конституционного права личности можно судить по тем гарантиям, которые установлены конституцией в отношении данного права или свободы. В частности, в соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый человек имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Указанные гарантии одновременно выступают как правомочия, составляющие содержание конституционного права на отдых.
Виды конституционных гарантий раскрывают правомочия таких конституционных прав, как право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование (ст. ст. 39, 40, 41, 43 Конституции РФ).
Вторую группу конституционных прав и свобод личности составляют права и свободы, содержание которых определяется через установление целей и других дополнительных критериев их использования и которые не содержат формально определенных правомочий. Формы и способы реализации указанных свобод определяются, как правило, самой личностью.
В частности, согласно ст. 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Третью группу конституционных прав и свобод личности составляют конституционные права на личные блага - жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защита своей чести и доброго имени, национальная принадлежность (ст. ст. 20 - 24, 26 Конституции РФ). Реализация указанной группы конституционных прав имеет своеобразие. Оно заключается в том, что личность непосредственно пользуется благом, которое неотделимо от нее. При этом не обязательны активные положительные действия носителя этого блага. Главное в осуществлении этого вида конституционных прав и свобод заключается в охране (защите) личных благ от посягательств со стороны других лиц, органов и публичной власти.
Четвертую группу своеобразных основных прав составляют основные законные интересы личности, т.е. те интересы, блага и ценности личности, которые находятся под защитой. В литературе, посвященной конституционному статусу личности, основные законные интересы личности зачастую игнорируются. Тем самым значительно обедняется содержание конституционного статуса личности.
Основной законный интерес, как и конституционное право или свобода, - это возможность личности пользоваться социальным благом, действовать определенным образом, требовать определенного поведения от обязанных субъектов права, обращаться за защитой к компетентным органам и должностным лицам. Граждане и другие физические и юридические лица вправе непосредственно ссылаться на соответствующие нормы Конституции РФ, защищая свои основные законные интересы в различных областях общественной жизни.
Особенности реализации конституционных прав и свобод личности обусловлены их спецификой по сравнению с правами, закрепленными в текущем (отраслевом) законодательстве. Иными словами, особенности механизма реализации конституционных прав и свобод связаны, во-первых, с прямым, непосредственным их действием и, во-вторых, с их конкретизацией в текущем (отраслевом) законодательстве.
Отсутствие конкретизации в текущем (отраслевом) законодательстве характерно для тех конституционных прав и свобод, основу содержания которых не составляют материальные блага. Применительно к этим правам и свободам текущее законодательство конкретизирует чаще всего основания их неправомерного использования, устанавливая конкретные составы административных правонарушений и преступлений. Отсутствие конкретизации в текущем (отраслевом) законодательстве конституционных прав и свобод личности не может быть основанием для отказа в защите действий личности, направленных на реализацию этих конституционных прав и свобод. Непосредственная реализация конституционных прав и свобод, не нашедших конкретизации в текущем (отраслевом) законодательстве, так же правомерна, как и осуществление конституционных прав и свобод через систему прав и обязанностей личности, закрепленных в отраслевом законодательстве.
В то же время тезис о непосредственной реализации конституционных прав и свобод без конкретизации их в нормах текущего законодательства нельзя абсолютизировать. Во-первых, большинство конституционных норм о правах и свободах граждан действуют через систему отраслевого законодательства. Во-вторых, задача наиболее полного и всестороннего обеспечения реализации прав и свобод личности вызывает, как правило, необходимость процедурно-правовой упорядоченности такой реализации, что реализуется в текущем (отраслевом) законодательстве. Такая конкретизация является гарантией реализации основных прав и свобод личности. Содержание конституционного права или свободы по отношению к системе конкретизирующих его отраслевых прав и обязанностей выступает в качестве общей, первичной нормы, исходного принципа. Однако из этого положения, на наш взгляд, нельзя делать обобщающих выводов о том, что все конституционные права и свободы личности требуют соответствующей конкретизации в текущем (отраслевом) законодательстве и только благодаря этой конкретизации и определяется действительное содержание конституционных прав и свобод личности <1>. Исходное, первичное содержание конституционных прав и свобод личности, как правило, определено либо заложено законодателем в самой конституции.
--------------------------------
<1> См., например: Воеводин Л.Д. Реализация конституционных прав и свобод советских граждан и деятельность высших представительных органов // Проблемы развития представительных органов власти социалистического государства. М., 1979. С. 134 - 135, 139.
Реализация отраслевого права или обязанности, конкретизирующих конституционное право или свободу, будет одновременно и реализацией соответствующего конституционного права или свободы личности; нарушение отраслевых прав или обязанностей служит одновременно и нарушением того конституционного права или обязанности, которое ими конкретизируется. Гражданин всегда должен быть уверен в том, что любая конституционная норма (в особенности норма, определяющая его право) действует реально и непосредственно; конкретизирующие же нормы воспринимаются им лишь как вспомогательные средства реализации конституционного веления.
Конкретизация конституционного права или свободы может осуществляться относительно всего его содержания в целом либо относительно составляющих его отдельных правомочий (каждого в отдельности) через соответствующую систему отраслевых прав и обязанностей личности. Их реализация означает и осуществление конституционного права. Одно конституционное право может конкретизироваться в разных отраслях законодательства; в то же время одна отрасль законодательства может конкретизировать различные виды конституционных прав, свобод и законных интересов, опосредующих качественно определенную совокупность общественных отношений. Конкретизация конституционных прав, свобод и законных интересов личности системой ее отраслевых прав (и обязанностей) не умаляет самостоятельности содержания и реализации тех и других.
Связь конституционных прав и свобод и отраслевых прав личности имеет юридический характер. Сущность его состоит в том, что конституционные права и свободы обладают верховенством и высшей юридической силой. Последнее означает, что конституционные и отраслевые права и свободы личности должны осуществляться в единстве, так как они объединены одной целью - удовлетворение конкретных потребностей и интересов личности. Толкование и реализация конституционных и отраслевых прав и свобод личности в их единстве помогают предоставить при других равных условиях приоритет решениям, направленным на обеспечение наиболее полного и эффективного осуществления конституционных прав, свобод и обязанностей личности.
Соотношение конституционных и отраслевых прав и свобод личности с отраслевыми должно постоянно учитываться всеми органами публичной власти и должностными лицами, требует от них особых усилий в их обеспечении, реализации и охране (защите). Необходимо преодолеть встречающуюся подчас недооценку со стороны отдельных должностных лиц верховенства и высшей юридической силы конституционных прав и свобод личности. Суды и правоохранительные органы могут и должны в своих действиях и решениях более решительно опираться на положения Конституции РФ относительно основных прав, свобод, обязанностей и основных законных интересов личности.
В соответствии с требованиями конституционности в текущем правотворчестве законодательные органы не могут определять отраслевые права и обязанности граждан, которые противоречили бы положениям конституции об основных правах, свободах и обязанностях личности. Кроме запрета для законодательных органов существует их положительная обязанность определять отраслевые права и обязанности граждан, которые бы полностью обеспечили осуществление конституционных прав, свобод и обязанностей как основы правового статуса личности.
Верховенство и высшая юридическая сила конституционных прав и свобод личности предполагают и наличие механизма, обеспечивающего соответствие отраслевых прав и обязанностей конституционным правам, свободам и законным интересам личности. Как правильно отмечает А.Б. Венгеров, проверка соответствия отраслевых норм конституционным может быть осуществлена непосредственно - по специальному заданию законодателя (в форме конституционного контроля), а также косвенно - в процессе применения норм права.
Конституционный контроль имеет целью обеспечить точное и неуклонное соблюдение конституционных норм, предупреждение, выявление и устранение противоречащих конституции правовых актов и отдельных норм, в частности и тех, которые касаются реализации основных прав, свобод и законных интересов личности.
В процессе применения норм права соответствие отраслевых прав конституционным правам и свободам осуществляется теми органами, которые применяют эти нормы, а также юрисдикционными органами (судом и т.д.).
Существует судебный конституционный контроль, который осуществляется судами общей юрисдикции (США, Канада, Эстония и др.) и специализированными, конституционными судами (Германия, Италия, Испания, Россия, Украина и др.) либо квазисудебными органами конституционного контроля, конституционными советами (Франция, Казахстан и др.).
1>1>2>1>2>1>1>1>1>1>1>1>1>1>