Файл: "Общая теория правового положения личности".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 667

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) достижение оптимального сочетания общественных (государственных), корпоративных и личных интересов в законодательном регулировании правового статуса личности, практике его реализации и защиты;

3) конкретизация пределов прав, свобод и обязанностей личности и совершенствование процессуальной формы реализации и защиты правового статуса личности;

4) повышение качества социальной среды в реализации и защите правового статуса личности;

5) формирование позитивной ответственности и активности личности и иных органов и лиц.

Повышение уровня обеспечения (гарантирования), реализации, охраны и защиты правового статуса личности. Качественно новая парадигма в осуществлении функций современного Российского государства связана с признанием человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности. Такая ориентация в функционировании государства прежде всего связана с обеспечением (гарантированием) правового статуса личности в его реализации, а в необходимых случаях - и с его охраной (защитой). По сути, речь идет о перестройке всей системы общественных отношений, о реформах в области экономики, сфере управления, духовной жизни общества.

Оптимальное сочетание личных и общественных интересов в законодательном регулировании правового статуса личности, в его реализации, охране и защите. Одним из основополагающих принципов организации и функционирования человеческого общества является принцип баланса, сочетания, гармонии разнообразных интересов. Как отмечалось выше, подлинная свобода сопрягается с обязанностями личности и других субъектов права и ответственностью за собственное поведение. Условием свободы служит право, которое выражает сочетание, гармонию разнообразных интересов. Право служит формой выражения свободы общества и личности. По Марксу, "законы - это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народа" <1>. То же самое можно сказать и о конституции как концентрированном выражении воли и свободы народа.

--------------------------------

<1> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 63.
В любом обществе безудержный эгоизм подрывает нравственные устои, порождает правовой нигилизм, произвол, когда все дозволено, разрушает сотрудничество, коллективизм.

Все более актуальным становится "развитие богатства человеческой природы как самоцель" <1>, утверждение индивида "в его собственном способе существования" <2>. Маркс писал, что "человек отличается... безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению" <3>. Возвышение потребностей (материальных и духовных) человека выступает общим законом общественной жизни.


--------------------------------

<1> Там же. Т. 26. Ч. II. С. 123.

<2> Там же. Т. 46. Ч. II. С. 446.

<3> Там же. Т. 49. С. 122.
Ни одно общество не может обеспечить полного, фактического равенства людей, в силу чего сохраняется еще фактическое неравенство людей в материальном благополучии. В обществе существует несовпадение общественных и личных интересов, возникают противоречия между ними. К их числу относятся противоречия между потребностями личности и возможностями их удовлетворения на конкретном этапе общественного развития.

Отсутствие полного совпадения общественных и личных интересов детерминировано и социально-групповыми различиями, различиями между городом и деревней, умственным и физическим трудом. Существуют различия, суть которых заключается в том, что одни группы трудящихся существенно отличаются от других по характеру труда, уровню квалификации, образовательной, культурной и технической подготовке, следовательно, по уровню доходов, условиям жизни. Существенные различия между личными, коллективными и общественными интересами в известной мере связаны также с разными формами распределения: с заработной платой, получением доходов от предпринимательской и иной экономической деятельности, общественными фондами потребления, возможным отставанием индивидуального сознания от общественного.

В случаях несовпадения общественных и личных интересов или противоречия между ними перед законами государства ставится задача не подавления или подчинения личных интересов общественным, а достижения их оптимальной координации, сочетания, гармонизации.

Общественные и личные интересы в их единстве и сочетании служат предпосылкой возникновения, формирования прав, свобод и обязанностей личности, определения их содержания в нормах права. Именно потребность гармоничного сочетания общественных и личных интересов диктует необходимость открытого, четкого и ясного фиксирования пределов (границ) прав, свобод и обязанностей личности, определения их содержания. Правовая норма, закрепляющая право, свободу или обязанность личности, должна выступать как практически выверенная мера единства и сочетания общественных и личных интересов. Таким образом, в юридически закрепленном правовом статусе личности в идеале должны быть воплощены общие интересы, которые совпадают или сочетаются с личными интересами индивидов.

В Российской Федерации согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, принижающие значение личных интересов в их содержании. Как установлено ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При ограничении прав и свобод личности, следовательно, действует примат общественных, государственных интересов.



Конечно, встречаются правовые нормы, права и свободы личности, в которых не найдено оптимального сочетания общественных и личных интересов. В особенности это характерно для норм, содержащихся в подзаконных актах, многие из которых издаются органами исполнительной власти. В них могут доминировать местнические, ведомственные интересы в ущерб реальным общественным интересам и интересам человека и гражданина, что нарушает их гармоничное сочетание и нередко прямо противоречит установлениям конституции и законов. В преодолении такого разрыва решающую роль играют законодательные органы, в его осознании участвуют все иные субъекты права.

По мере общественного развития отдельные правовые нормы, закрепляющие права и свободы личности, могут прийти в противоречие с принципом гармоничного сочетания общественных и личных интересов. В таких случаях возникает необходимость в повышении качества законов, содержащих такого рода нормы, с целью достижения наиболее полного, оптимального их сочетания с учетом имеющихся в обществе материальных ресурсов, кадров, уровня общественного и индивидуального сознания и многих других факторов общественной жизни.

Вполне естественно и закономерно стремление каждого человека к удовлетворению своих личных потребностей и интересов. Гражданское общество и государство заинтересованы в реализации юридических прав, свобод и обязанностей личности, в наиболее полном удовлетворении материальных и культурных потребностей и интересов членов общества. Это отвечает и общественным целям и интересам.

Личность, осуществляя свои права и свободы, удовлетворяя свои личные потребности и интересы, тем самым удовлетворяет и общественные потребности и интересы. В свободном гражданском обществе личная заинтересованность есть мощный рычаг, с помощью которого право стимулирует наиболее полное удовлетворение общественного интереса, реализацию общественных потребностей и целей.

Несовпадение общественных и личных интересов воздействует не только на формирование законодательства, касающегося прав и свобод личности, но и на реализацию требований правовых норм при использовании личностью своих прав и свобод. Личность может противопоставить свой неправильно, эгоистически понятый интерес тем интересам, которые воплощены в содержании нормы права и соответствующих правах и свободах личности. Это находит свое выражение в правонарушениях, в том числе преступлениях. В коллизиях подобного рода необходимо подчинение интересов личности той гармонии интересов, которая выражена в требованиях правовых норм и воплощена в содержании прав и свобод личности. Реализация санкций соответствующих правовых норм, применение мер государственного принуждения и есть осуществление такого подчинения.


Отечественное законодательство предусматривает ситуации, когда использование личностью того или иного права может прийти в противоречие с общественными интересами. На этот случай законодательством устанавливаются условия и процедуры, обеспечивающие подчинение неправильно понятого личного интереса общему интересу. Эти условия и процедура содержат максимум гарантий для личности, с тем чтобы ее права и законные интересы не были нарушены (как правило, судебный порядок рассмотрения конфликта и т.д.).

Авторское право на произведение может быть выкуплено государством либо объявлено достоянием государства. В тех случаях, когда изобретение имеет особо важное значение для государства, но с патентообладателем не достигнуто соглашение об уступке патента, последний может быть выкуплен государством принудительно. Продажа, дарение или иное отчуждение памятников истории и культуры допускается с обязательным предварительным уведомлением государственных органов охраны памятников. При продаже государство имеет преимущественное право покупки. Интересам общества и его членов противоречит бесхозяйственное содержание или уничтожение культурных ценностей, и закон не может охранять подобные "права" или "интересы" личности. Поэтому в случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов (абз. 1 ст. 240 ГК РФ).

Конституция РФ допускает принудительное отчуждение имущества для государственных нужд лишь по решению суда и при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35).

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, допустима реквизиция, т.е. имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (п. 1 ст. 242 ГК РФ).

Гармоничное сочетание общественных и личных интересов связано с определением пределов содержания прав и свобод личности и пределов их реализации. Вопрос о пределах реализации прав и свобод есть вопрос о правомерности использования прав и свобод в определенных границах, за которыми наступает так называемое злоупотребление правами и свободами.


Универсальным критерием определения пределов реализации прав и свобод является указание в законе на назначение и цели такой реализации. Использование права или свободы в соответствии с их назначением и целями, признаваемыми государством, служит основным критерием правомерной реализации прав и свобод личности в правовом государстве.

Указанное правило закреплено в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". В соответствии с положениями Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36).

Содержание и реализация любого права или свободы имеют пределы, которые обусловливаются системой реально складывающихся общественных отношений и закрепляются законодательством. В Международном пакте о гражданских и политических правах подчеркивается, что пользование правом на свободное выражение своего мнения "налагает особые обязанности и особую ответственность". Такое пользование не может быть направлено против прав и репутации других лиц, против государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения (ст. 19).

Не может быть абсолютной, безграничной свободы. Нормы права, направленные на пресечение действий, связанных с удовлетворением эгоистических интересов отдельных индивидов, противоречащих правам и интересам общества, государства, других лиц, гарантируют обществу и его членам подлинную свободу.

Выводимый из положений Конституции РФ тезис о "приоритете прав человека" перед всеми другими конституционными ценностями нельзя трактовать радикально, доводя его до абсурда. Всякий раз проблему сочетания ценностей необходимо решать конкретно, добиваясь гармонии общественных, государственных, корпоративных интересов. На это справедливо указывает О.В. Мартышин, рассматривая ситуацию с реализацией свободы совести, вероисповеданий в современной России <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мартышин О.В. Идейно-политические основы современной российской государственности // Государство и право. 2006. N 10. С. 31 - 37.
Всемирный русский собор, проведенный по инициативе и под эгидой Русской Православной Церкви (РПЦ), состоявшийся в Москве в апреле 2006 г., принял Декларацию о правах и достоинстве человека. В ней говорится о ценностях, "которые стоят не ниже прав человека". К ним относятся "вера, нравственность, святыни и Отечество". "Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, - записано в указанной Декларации, - общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое". Но при этом авторы названной Декларации забыли указать на обязательность соблюдения ряда конституционных установлений о свободе совести и свободе вероисповедания (ст. 28), о светском характере Российской Федерации и о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, что религиозные объединения отделены от государства (ст. 14), о признании государством идеологического многообразия независимо от отношения к религии, убеждениям (ч. 1 ст. 13, ч. ч. 1 и 2 ст. 19), а также положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, правовых позиций Европейского суда по правам человека.