Файл: Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 475
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К накладным (косвенным) расходам, необходимым для оказания данной услуги, относятся:
• оплата труда
(с учетом единого социального налога) административно-управленческого и обслуживающего персонала учебного заведения, причем для каждой услуги необходимо определить, каким именно образом, в какой части эти расходы к данной услуге относятся: затраты на содержание административно-управленческого и обслуживающего персонала; коммунальные платежи и услуги связи; текущий и капитальный ремонт оборудования, зданий и сооружений; расходы на приобретение оборудования; транспортные расходы; командировки административно- управленческого и обслуживающего персонала; повышение квалификации; другие общехозяйственные расходы.
Налоги (на конкретный вид деятельности) определяются видом оказываемых услуг и выполняемых работ. Плановые накопления (прибыль) формируются для осуществления организацией затрат, которые не могут быть произведены за счет других источников. Можно отметить некоторые особенности ценообразования на отдельные виды услуг.
Платные образовательные услуги
В расчет цены образовательных услуг (основных и дополнительных) могут включаться:
• все затраты (текущие и капитальные);
• текущие затраты и часть элементов капитальных затрат;
• только текущие затраты, относящиеся к учебному процессу, обслуживанию учебного процесса, административно-хозяйственные и эксплуатационные расходы.
Выбор того или иного способа расчета (калькулирования) затрат определяется следующими факторами:
• длительностью оказываемой услуги;
• степенью использования материальной базы в процессе оказания услуги (в зависимости от содержания услуги — например обучение работе на уникальном оборудовании);
• конъюнктурой рынка. Услуги, не пользующиеся активным спросом, могут не включать в себя элементы капитальных затрат. Следует добавить, что цена на такие услуги должна приближаться к уровню затрат на их осуществление;
• другие факторы, существенные для конкретного образовательного учреждения при формировании цены.
Детальный перечень элементов затрат должен базироваться на экономической классификации расходов бюджета (по соответствующим статьям) и может включать следующие элементы:
• заработная плата персонала;
• начисления на заработную плату;
• приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
• оплата коммунальных услуг;
• оплата транспортных услуг;
• оплата услуг связи и телекоммуникационных услуг;
• командировки и служебные разъезды;
• учебные и научные расходы;
• текущий ремонт инвентаря и оборудования;
• текущий ремонт зданий и сооружений;
• стипендия и питание учащихся;
• культурно-массовая работа со студентами и оздоровительные мероприятия;
• содержание общежитий;
• оплата услуг проживания;
• приобретение оборудования и предметов длительного пользования;
• капитальный ремонт учебных корпусов;
• прочие расходы.
При ценообразовании на платные образовательные услуги в том случае, если речь не идет об индивидуальных занятиях, расчет цены производится на группу обучаемых (курс, поток). Цена обучения одного учащегося является расчетной и используется при заключении договора на обучение.
4. Бизнес-план образовательного учреждения
Финансово-экономическая деятельность образовательного учреждения
(далее – ОУ) должна планироваться в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг.
Для этого важно составить бизнес-план, который позволяет:
• определить конкретные направления предпринимательской деятельности (оказание платных образовательных и посреднических услуг, создание ремонтных мастерских, подготовка гувернеров, организация аудио и видеосалонов, компьютерное обучение и т. д.);
• оценить конкурентоспособность товаров и услуг, которые будет предлагать ОУ;
• составить перечень мероприятий по изучению рынка услуг, рекламы, ценообразования, каналов реализации;
• предусмотреть возможные риски (проблемы);
• выявить пути сотрудничества, кооперации с другими образовательными, банковскими и иными учреждениями.
Содержание бизнес-плана ОУ в разных регионах РФ будет зависеть от многих условий: экономических (уровня реальных доходов населения, темпов инфляции, цен, наличия потенциальных благотворителей), социальных, национально-культурных, климатических, а также от взаимоотношений с органами местной власти и управления образованием.
Перед тем как организовать платные образовательные услуги, необходимо оценить их востребованность, возможную цену, кадровый потенциал и многие другие аспекты будущей деятельности. С этого и начинается бизнес-планирование. Предлагаемая ниже структура бизнес- плана позволяет упорядочить и систематизировать эту работу.
Примерная структура бизнес-плана образовательного учреждения
1. Резюме. (В разделе кратко излагают основные идеи, цели и потенциальную эффективность плана.)
2. План маркетинга
2.1.
Анализ результатов маркетинговых исследований по формированию перечня возможных услуг.
2.2. Комплексная оценка преимуществ предлагаемых услуг для потребителя.
2.3. Прогнозирование численности групп потенциальных потребителей услуг, их социально-экономическая стратификация.
2.4. Прогнозирование возможного диапазона цен на предлагаемые услуги.
2.5. Анализ информации об услугах конкурентов (если целесообразно).
2.6. Планирование мероприятий по продвижению предлагаемой услуги
(услуг.
2.7. Выбор предлагаемой услуги (услуг) и ее (их) краткая характеристика.
3. Организационный план
3.1. Анализ возможностей собственной материально-технической базы для оказания услуги (услуг).
3.2. Анализ кадровых возможностей предоставления услуги.
3.3. Оценка перспектив кооперации с другими учреждениями
(организациями) при недостатке собственных ресурсов.
4. Оценка рисков
4.1. Степень вмешательства местных органов исполнительной
(представительной) власти в процессы внебюджетной деятельности учреждений образования.
4.2. Вероятность и масштабы недополучения средств из-за несвоевременной оплаты предоставляемых услуг.
4.3. Масштабы потребностей в дополнительных финансовых средствах для выполнения взятых на себя исполнителем специальных обязательств в рамках заключенного договора с заказчиком.
4.4.
Проблемы, связанные с привлечением исполнителем квалифицированных специалистов для оказания услуги (услуг) и др.
5. Финансово-экономический план
5.1. Планирование направлений расходования средств от платной образовательной услуги (услуг).
5.2. Расчет цены услуги с учетом:
• платежеспособности заказчика;
• объема социальных выплат персоналу;
• масштабов финансирования программы развития материально- технической базы учреждения;
• наличия конкурентов;
• условий ценообразования, определяемых ст. 40 Налогового кодекса
РФ.
5.3. Разработка сметы на оказание платной услуги (услуг).
5.4. Обоснование условий оплаты услуги при составлении договора между исполнителем и заказчиком.
5.5. Разработка плана минимизации налогообложения результатов финансовой деятельности учреждения в ходе предоставления услуги.
В большинстве случаев название раздела (подраздела) бизнес-плана предопределяет его содержание. В связи с этим прокомментируем некоторые составляющие документа.
На первом этапе необходимо провести маркетинг предлагаемых услуг, т. е. проанализировать: потребности учащихся, их родителей и населения микрорайона, а также предложения и условия оказания аналогичных услуг другими, например, ближайшими учебными заведениями. Интересы и предпочтения учащихся и их родителей можно выявить, например: на родительских собраниях классов, по результатам опросов учащихся, в беседах с членами родительских комитетов и попечительских советов (там, где они есть), через социологические опросы и другими методами, которые доступны администрации школы. Пакет предложений может поступить также от педагогов. На этом же этапе из собранных заявок (социальных заказов) отбираются наиболее интересные и выполнимые, учитывая возможности педагогического коллектива или школьного менеджмента.
Здесь важна способность администрации находить и привлекать к работе необходимых специалистов (в т. ч. со стороны), умение кооперироваться с другими учреждениями и организациями, привлекать благотворителей.
Весьма редко в процессе планирования платных образовательных услуг рассматриваются так называемые экономические риски. Вместе с тем этот фактор может оказать существенное влияние при принятии решения о целесообразности рассматриваемой деятельности в целом.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 16
Запомни:
внебюджетная деятельность, классификация доходов и расходов, ценообразование образовательных услуг, бизнес-план образовательного учреждения, инвестиции в образование
Контрольные вопросы
1. Что из себя представляет внебюджетная деятельность?
2. Из чего формируется цена образовательной услуги?
3. Какова структура доходов и расходов образовательного учреждения?
4. Из каких разделов состоит бизнес-план?
Тесты
1. Внебюджетная деятельность – это…
А) деятельность по предоставлению платных услуг;
Б) деятельность по обеспечению дополнительного дохода;
В) Расходование средств, не связанных с бюджетом учреждения.
2. Из чего складывается цена образовательной услуги?
А) из всех затрат;
Б) только из текущих затрат;
В) возможны различные варианты.
3. Какой документ отражает финансово-экономическое планирование образовательного учреждения?
А) смета;
Б) план доходов и расходов;
В) отчет о движении капитала;
Г) бизнес-план.
Список использованной литературы
Лекция 6. Налогообложение в сфере образования.
Вопросы:
1. Налогообложение образовательных услуг
2. Налоговые льготы для образовательных учреждений
3. Налоговая проверка образовательных учреждений
1. Налогообложение образовательных услуг.
В Налоговом кодексе и принятых в соответствии с ним федеральных законах, законодательных актах субъектов РФ и муниципальных образований о налогах и сборах присутствуют положения, определяющие особенности налогообложения у учреждений образования.
Операции, признаваемые объектом обложения НДС, перечислены в ст.
146 НК РФ. В учреждениях образования объектом налогообложения может быть не только оказание платных дополнительных услуг, но и реализация продукции, неиспользуемого имущества, в том числе основных средств, материалов и так далее. Однако в ст. 149 НК РФ перечислены операции, не облагаемые НДС, по которым образовательные учреждения могут не платить данный налог по нескольким основаниям.
Так, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ:
- услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Следует обратить внимание, что налоговая льгота, предусмотренная пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, предоставляется только при проведении занятий с несовершеннолетними детьми, то есть с детьми в возрасте до 17 лет включительно (ст. 21 ГК РФ). Плата за занятия с лицами, достигшими 18- летнего возраста, не подлежит льготированию по НДС.
- продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Положение данного подпункта применяется в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования.
Поэтому можно сделать вывод о том, что облагаются НДС только операции по реализации покупных товаров, не проходящих дополнительную обработку, в частности по реализации шоколада, соков в упаковке, кондитерских изделий промышленного производства и прочих;
- услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного
(по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Таким образом, реализация образовательными учреждениями товаров (работ, услуг), как собственного производства, так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется доход от этой реализации в данное образовательное учреждение или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.
В соответствии со ст. 145 НК РФ образовательное учреждение имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога не превышает 2 млн. руб. В эту сумму (и, соответственно, в 8 млн руб. в год) не входят средства бюджетного финансирования, а объемы оказываемых платных услуг в большинстве общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, а также размеры родительской платы в дошкольных учреждениях не столь велики, чтобы превысить данное ограничение. Получение освобождения от уплаты НДС по этому основанию наиболее выгодно для учреждения ввиду того, что оно влечет освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, следовательно, обязанностей становиться на учет в налоговых органах в качестве плательщика НДС, а также регулярно представлять в налоговые органы налоговые декларации
(пусть даже и нулевые) и других обязанностей, непосредственно связанных со статусом плательщика НДС.
Главой 25 НК РФ для учреждений образования по налогу на прибыль не предусмотрено каких-либо специальных льгот. Как и все организации, они исчисляют его путем умножения на 20% суммы полученной прибыли,
которая, в свою очередь, определяется как доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ и связанных с полученными доходами.
В образовательных учреждениях могут иметь место доходы, как учитываемые, так и не учитываемые при исчислении налоговой базы.
Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы. Доходы образовательного учреждения для целей налогообложения подразделяются на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров
(работ, услуг), как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (ст. 249 НК РФ). Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной форме.
В ст. 250 НК РФ приведен перечень внереализационных доходов налогоплательщика. В частности, к ним относятся доходы, которые наиболее часто возникают у образовательных учреждений: в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации; в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ; в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не связаны с основным видом деятельности учреждения и не осуществляются систематически.
В этом перечне внереализационных доходов, которые могут возникнуть у образовательных учреждений, рассмотрим подробнее несколько видов доходов.
Любое образовательное учреждение может выявить при инвентаризации излишки товарно-материальных ценностей (ТМЦ), причем в рамках как основной, финансируемой бюджетом, так и предпринимательской деятельности. В отличие от бюджетного учета, налоговый учет выявленных излишков ведется одинаково - они включаются в состав внереализационных доходов, и с их сумм платится налог на прибыль. При отсутствии внебюджетной деятельности придется в смету доходов и расходов включать расходы на уплату налога на прибыль. Учитывая то, как все это происходит на практике, и нерациональные финансовые затраты для учреждения вследствие уплаты налога на прибыль, можно лишь порекомендовать
В образовательных учреждениях могут иметь место доходы, как учитываемые, так и не учитываемые при исчислении налоговой базы.
Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы. Доходы образовательного учреждения для целей налогообложения подразделяются на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров
(работ, услуг), как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (ст. 249 НК РФ). Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной форме.
В ст. 250 НК РФ приведен перечень внереализационных доходов налогоплательщика. В частности, к ним относятся доходы, которые наиболее часто возникают у образовательных учреждений: в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации; в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ; в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не связаны с основным видом деятельности учреждения и не осуществляются систематически.
В этом перечне внереализационных доходов, которые могут возникнуть у образовательных учреждений, рассмотрим подробнее несколько видов доходов.
Любое образовательное учреждение может выявить при инвентаризации излишки товарно-материальных ценностей (ТМЦ), причем в рамках как основной, финансируемой бюджетом, так и предпринимательской деятельности. В отличие от бюджетного учета, налоговый учет выявленных излишков ведется одинаково - они включаются в состав внереализационных доходов, и с их сумм платится налог на прибыль. При отсутствии внебюджетной деятельности придется в смету доходов и расходов включать расходы на уплату налога на прибыль. Учитывая то, как все это происходит на практике, и нерациональные финансовые затраты для учреждения вследствие уплаты налога на прибыль, можно лишь порекомендовать