Файл: Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 462

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1890-х годов. Образование государственного образца обязательно для детей с
6 до 16 лет (лицей, как аналог российских 9 – 11 классов, главным образом готовит учеников к поступлению в университеты). При этом в государственных школах образование бесплатно, но существуют и частные альтернативы.
Стоимость обучения в частных школах зависит от многих факторов, но, в целом, не является особенно запредельной по европейским рамкам. В числе негосударственных школ во Франции оказываются почти все религиозные (католические) учебные заведения, а также школы для детей с ограниченными возможностями и т.п. Иными словами, в частный сектор вытеснены те школы, которые воспитывают заведомо нестандартных людей или делают это нестандартными способами.
Германия. Имея в своей основе ту же прусскую систему образования, что и российская школа, система образования в Германии в наши дни куда более диверсифицирована и, по отзывам ряда аналитиков, менее демократична. Итак, начальная школа в Германии обучает детей с 6 до 10 лет
(или до 12 лет в Берлине и Бранденбурге). В ней дети учатся читать, считать, писать, изучают природоведение. Различия среди начальных школ состоят, главным образом, в наличии и качестве дополнительных занятий. Затем приходит черед старшей школы - с 10 до 19 лет. И здесь специализация и социальное расслоение среди школ становится явным.Выбор типа школы, как гласят германские законы, происходит индивидуально для каждого ученика в соответствии с рекомендацией школы, желанием родителей, уровнем школьных оценок, а также результатом приемных экзаменов.
Поскольку же уровень развития и наличие рекомендаций связан с тем, в какой начальной школе учился ребенок, выбор школы часто зависит и от возможностей семьи.
Типы средних школ в Германии следующие: основная школа
(Hauptschule ) – рассчитана на 5-6 лет обучения и предполагает последующее обучение в профтехучилище; реальная школа (Realschule) – рассчитана на 6 лет обучения, причем высокий балл, полученный по результатам обучения в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии, а затем в университет; наконец, самое основательное образование дают гимназии
(Gymnasium ) – там обучение длится 8-9 лет.
Помимо государственных школ, аттестаты гособразца выдают также и частные учебные заведения. Это, как правило, религиозные, элитарные, закрытые школы. Спектр образовательных услуг, которые оказывают частники, шире государственного – например, только в таких школах можно получить немецкий аттестат для школьника-иностранца.
Частные школы в Германии (в государственных образование ожидаемо бесплатное) берут за обучение дороже французских — так, в престижных немецких школах полная стоимость учебного года составляет около 40 000 евро.
Великобритания. Британская средняя школа – пожалуй, наиболее самобытная система образования в Западной Европе. И, вместе с тем, едва ли

не самая престижная – независимо от тестов типа PISA, британские школы магнитом притягивают учеников со всего мира, не исключая и россиян.
Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет. Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения, год в которых стоит 40 — 50 тысяч долларов США). Кроме того, большая разница существует и между системами образования разных частей
Британии: одна система сложилась в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, вторая — в Шотландии.
Один из самых характерных для Соединенного королевства типов средней школы – это интернат (Boarding School), традиция которых восходит к раннему Средневековью. платными.
Помимо этих школ, в королевстве существуют множество других типов учебных заведений. По возрасту учеников они делятся на школы полного цикла (All-Through schools), это приблизительный аналог наших учебно-воспитательных комплексов «от детского сада до выпускного бала»; и на школы для каждого отдельного возраста: preparatory schools – ясли-сады, от 2 до 7 лет, в которых, помимо обычных детсадовских занятий, учат также читать и писать, junior schools – начальные школы, от 7 до 13 лет, завершающиеся особым экзаменом Common Entrance Examination, без которого путь дальше закрыт. Помимо этого, существует и альтернативная система – Primary School с 4 до 11 лет, с дальнейшим переходом на стадию
Secondary School.
Далее после Junior идет старшая школа, Senior School — в ней учатся подростки от 13 до 18 лет. Здесь дети проходят сначала двухгодичное обучение для сдачи экзаменов GCSE, за которым следует ещѐ одна двухгодичная программа:
A-Level либо
International
Baccalaure.
В Британии до сих пор сильны традиции раздельного обучения мальчиков и девочек.
Запомни:
система образования, уровни образования, формы образования, образовательные стандарты, образовательные программы, органы управления образованием.
Контрольные вопросы:
1.
Что объединяет система образования?
2.
Каковы основные принципы образовательной политики
Российской Федерации?
3.
Что такое образовательные программы? Какие существуют образовательные программы?
4.
По какому принципу построено управление образованием?
5.
Какие вопросы относятся к ведению органов управления федерального и местного уровней?
6. Какие существуют формы получения образования?


7. Что такое образовательная услуга и каковы ее особенности?
8. В чем различие страновых моделей рынка образовательных услуг?
Тесты:
1.
Образование – это _________ народного хозяйства, в которой
___________ (заполните пропуски).
2.
Проведите сопоставление (например, 1а):
Признак образования
XXI века
Содержание признака
1. Демократизация а. академическая мобильность, международное признание документов об образовании
2. Диверсификация б. субъект-субъектные отношения участников единого образовательного процесса
3.
Коммуникация педагога и учащегося в. многовариантная, личностно- ориентированная система образования
4. Интернационализация г. общедоступность высшего образования, система непрерывного образования
3.
Перечислите уровни иерархической лестницы образования.
4.
Экономика образования как наука занимается: а) изучением особенностей хозяйственных отношений в образовании; б) исследованием структуры и содержания ЗУН; в) выявлением действия экономических законов и категорий в сфере обучения; г) научным обоснованием подготовки кадров высшей квалификации для экономики страны.
5. Предмет исследования экономики образования – это движение
__________, направляемых обществом на ________ через ____________ для
____________ (заполните пропуски).
6.
Сформулируйте закон убывающей производительности
(продуктивности) школьного обучения. Кто его автор?
7. По мнению ___________ (укажите фамилию ученого) между отраслями производственной сферы и образованием связующим звеном является _____________________ (заполните пропуски).
8. К инвестициям в человеческий капитал относятся: а) плата за обучение; б) затраты на смену места жительства и работы.
Лекция 3. Хозяйственный механизм в образовании.
Вопросы:
1. Содержание хозяйственного механизма и его особенности

2. Планирование и прогнозирование как инструменты управления образованием.
3. Система управления образованием и ее структура.
4. Менеджмент и его место в управлении учебными заведениями.
1. Содержание хозяйственного механизма и его особенности
Кардинальные социально-экономические преобразования в стране, изменившееся международное положение страны, новые политические силы, определяющие развитие образования, многообразие агентов, вступивших на рынок образовательных услуг, - все это, вместе взятое, определило неизбежность модернизации хозяйственного механизма в образовании, смены методов государственного управления этой сферой деятельности.
Организационно-экономический механизм функционирования образования можно определить как способ хозяйствования, совокупность форм, методов и инструментов управления им.
Хозяйственный механизм в отечественном образовании строится на принципах правового регулирования экономических отношений и развития самостоятельности образовательных организаций в решении вопросов социального и производственного развития.
В частности, он предусматривает:
-наделение каждого образовательного учреждения статусом юридического лица;
-регулирование взаимоотношений образовательной организации с учредителем на основе действующего законодательства и утвержденных учредительных документов;
-нормативное бюджетное финансирование;
-привлечение в отрасль внебюджетных средств;
-важным инструментом регулирования образования на отраслевом и региональном уровне становятся целевые программы его развития.
Особенности хозяйственного механизма в образовании:
-доминирование некоммерческих организаций:
-сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования:
-отличие системы экономических отношений в общем образовании от той, что сложилась в профессиональном образовании.
Роль государства заключается в выполнении трех основных функций:
1) регулирующего органа власти для всей системы образования в целом,
2) учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы,
3) совокупности территориальных образований, ответственных за целостность местных образовательных систем.
При выполнении каждой из этих функций государство опирается на развитую правовую базу в области образования.
Основные направления формирования нового хозяйственного механизма обозначены в программных документах модернизации системы

образования РФ, Федеральной целевой программы развития образования, бюджетной и административной реформы.
Процесс управления традиционно рассматривается как совокупность, по крайней мере, четырех функций: а) определение желаемого состояния объекта управления (планирование, прогнозирование), б) организации (регулирования), в) мотивации и г) контроля.
При этом одна функция является необходимой предпосылкой другой.
Государственное управление сферой образования начинается с определения стратегии развития образования. Основные документы:
Федеральная целевая программа развития образования, Национальная доктрина развития образования России, Концепция модернизации российского образования. В этих документах поставлены следующие проблемы в области управления сферой образования, которые могут рассматриваться как направления государственной политики в этой сфере:
-обеспечить развитие общественной составляющей системы управления;
-упорядочить разделение и наладить координацию функций, полномочий и ответственности между различными уровнями управления образованием;
-создать полноценное информационно-статистическое обеспечение органов управления и учреждений образования;
-сформировать адекватную этим направлениям государственной политики систему образования.
2. Планирование и прогнозирование как инструменты управления
образованием.
Планирование всегда выступало центральным звеном, сердцевиной хозяйственного механизма.
Планирование представляет собой процесс формирования целей и определенных мероприятий, средств и методов их достижения. Результат планирования выступает завершающим этапом прогнозирования. Прогнозы, как правило, предшествуют составлению плана. В отличие от плана, для которого характерно однозначное решение той или иной проблемы, прогноз многовариантен.
Прогнозы бывают краткосрочными (на один год), среднесрочными (на
2-3года) и долгосрочными (на 10-20 лет). В России в последние 10 лет сложилась практика краткосрочного прогнозирования. Однако, поскольку за последние годы экономика страны постепенно стабилизируется, прогнозы стали в основном среднесрочными (на 3 года).
Различают индикативное и директивное планирование. Индикативное планирование состоит в определении экономических приоритетов.
Индикативный план имеет рекомендательный характер. Он дополняется набором экономических инструментов, призванных стимулировать его реализацию (налоговая, кредитно-денежная политика и др.)


Директивное планирование используется в странах с командно- административной системой экономики и осуществляется из единого центра.
План в этом случае обязателен к выполнению и имеет силу закона.
В настоящее время наиболее широко применяемым инструментом реализации политики государства являются федеральные целевые программы (ФЦП).
К основным достоинствам ФЦП следует отнести следующие характеристики:
-концентрация ресурсов на решении приоритетных задач;
-длительный горизонт планирования;
-системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;
-обеспечение контроля за эффективностью использования средств;
-возможность в рамках программы комбинировать и объединять усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора.
Объектом государственного регулирования выступает как вся отрасль образования, представляющая собой совокупность учебных заведений, так и учебное заведение, как тип организации. Субъектом государственного регулирования выступает государство в лице законодателя и государственных органов управления. Следует отметить, что при выполнении функции регулирования государство одновременно использует несколько методов: правовые, административные, экономические.
Правовые – представляют собой, так называемые, «правила игры» в сфере образования – федеральные законы, постановления правительства, отдельные законы субъектов Федерации, приказы, письма, распоряжения и др.
Административные
– включают в себя: государственные образовательные стандарты (в том числе учебные планы школ), лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных организаций и т.д.
Экономические – осуществляются посредством:
-государственного заказа на подготовку специалистов (контрольные цифры, бюджетное финансирование);
-целевого финансирования
(развитие системы возвратного субсидирования на образовательные цели);
-налогового регулирования.
Учебные планы школ относятся к административным методам регулирования образования.
Основой их составления являются государственные образовательные стандарты.
Федеральный базисный учебный план призван фиксировать рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними.

Базисный учебный план общеобразовательных организаций РФ является важнейшим нормативным документом по введению общеобразовательных стандартов в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.
Базисный учебный план обеспечивает возможность достижения
Требований стандарта при сохранении вариативности образования.
Одновременно Базисный учебный план выступает в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его усвоению, при определении требований к организации образовательного процесса, при расчете бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации.
В структуре Федерального Базисного учебного плана должны быть в явном виде выделены:
А) инвариантная часть, обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам.
Б) вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития обучающихся, личные интересы и склонности, интересы субъекта
РФ в реализации содержания общего образования.
Учебный план традиционно рассматривается как главный показатель объема работы педагогического коллектива.
Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Стратегическая цель государственной политики в области образования
– повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
– модернизация институтов образования как инструментов социального развития;