Файл: Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 466
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- рациональную организацию труда;
- формирование относительно автономных систем внутришкольного управления.
Контрольно-диагностическая функция. Внутришкольный контроль представляет вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе общегосударственным требованиям
(нормативам).
В условиях большой самостоятельности, при делегировании многих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее ответственности, контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна как никогда, занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика.
В практике управления выделяют три основные этапы диагностирования тех или иных явлений и процессов в управлении школой.
Первый этап - предварительный, предположительный диагноз.
Второй этап - уточняющий диагноз, который опирается на более проверенные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов наблюдения (бесед, опросов, анкетирования и т.д.)
Третий этап – процесс диагностирования; он завершается окончательным диагнозом. Заключается он не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагноза, но и в их сравнении, сопоставлении.
Таким образом, можно сделать вывод, что школа как развивающая и развивающаяся система может осуществлять постоянный внутришкольный контроль (самоконтроль) на своем уровне, но вместе с тем для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и уровня воспитанности школьников необходима и государственно – общественная экспертиза на диагностической основе.
Регулятивно-коррекционная функция. Эту функцию можно определить как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.
Конкретные формы и виды регулирования разнообразны и определяются, прежде всего, спецификой управляемого объекта. Таким образом, все функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект.
Каждая из этих функций жизненно важна для любой организации, вместе с тем планирование (прогнозирование и программирование) как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается основной, а другие функция ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов.
Первый этап, через который проходит каждый руководитель, - это создание образовательного учреждения.
Методика регистрации образовательного учреждения предусматривает следующие этапы:
*подготовка проекта Устава образовательного учреждения;
*согласование текста Устава с региональным (городским, районным) органом управления образованием в юридическом отделе;
*регистрация Устава образовательного учреждения в налоговой инспекции района по месту нахождения образовательного учреждения;
*изготовление печати;
*открытие расчетного счета;
*регистрация образовательного учреждения в комитете по статистике.
После этого начинается работа по оформлению лицензии на ведение образовательной деятельности. На практике многие руководители, особенно негосударственных образовательных учреждений, начинают не с оформления лицензии, а с работы по комплектованию и приему учащихся и студентов, чтобы как можно быстрее собрать первоначальный капитал. Это большая ошибка, т.к. ведет к обману потребителей и вмешательству компетентных органов.
В Уставе в соответствии со статьей 13 Закона об образовании в России должны быть предусмотрены следующие разделы: «Общие положения»;
«Правоспособность»; «Компетентность и ответственность»; «Учредители»;
«Цели и направления»; «Учебная деятельность»; «Научно-консалтинговая деятельность»;
«Предпринимательская деятельность»;
«Управление образовательного учреждения»; «Персонал и оплата труда»; «Экономика образовательного учреждения»; «Доходы и фонды»; «Международная и внешнеэкономическая деятельность»; «Реорганизация и ликвидация».
После регистрации Устава в налоговой инспекции района открывается расчетный счет в банке, заказывается круглая печать, оформляются несколько юридических документов, среди которых особое значение имеют
следующие:
* Распоряжение о регистрации образовательного учреждения, в котором приводятся дата и номер распоряжения, указывается почтовый адрес организации и районная налоговая инспекция;
*Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
*Круглая печать образовательного учреждения с указанием организационно-правовой формы, полного наименования организации по
Уставу, местонахождения;
*Для негосударственных образовательных учреждений вышестоящий орган не указывается; вместо герба показывается товарный знак. Замена его на герб возможна только после прохождения государственной аккредитации в Минобразовании и науки России для вузов и техникумов или в региональном органе управления образованием для всех остальных видов образовательных учреждений.
* Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица.
* Открытие расчетного счета в банке осуществляется на основе учредительных документов организации и после изготовления круглой печати;
* Информационное письмо об учете в Едином государственном реестре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования.
После создания образовательного учреждения и его государственной регистрации необходимо получить лицензию Рособрнадзора РФ.
Этот процесс можно разбить на три этапа:
Первый этап. Подготовка документов в соответствии с перечнем документов Положения о лицензировании образовательной деятельности
Рособрнадзора РФ и Приказом Минобразования РФ от 23 апреля 2001г. № 1800. В этот список, наряду с документами о регистрации и Уставом учреждения, входят документы, отражающие наличие зданий, учебно- вспомогательных площадей, заключения служебно-санитарного и пожарного надзора о возможности ведения на этих площадях учебного процесса (всего
20 документов, в т.ч. о профессорско-преподавательском составе, обеспеченности образовательного процесса литературой и др.);
Второй этап. Документы рассматриваются в Рособрнадзоре РФ, после чего, в случае их правильного оформления, назначается государственная комиссия по лицензионной экспертизе. Комиссий пишет заключение, по которому на заседании коллегии Министерства выносится решение выдать
(или не выдавать) образовательному учреждению лицензию.
Третий этап. В случае положительного решения коллегии
Рособрнадзора издается приказ и вузу или колледжу, техникуму выдается лицензия. В приложении к лицензии указываются направления
(специальности) и срок окончания действия лицензии на каждую программу
(обычно 4-6 лет, в зависимости от уровня и формы обучения).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
Запомни:
Хозяйственный механизм, планирование, прогнозирование, структура управления образованием, менеджмент, функции менеджмента в образовании.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные принципы и особенности хозяйственного механизма.
2. Каковы основные функции государства в процессе управления системой образования?
3. Охарактеризуйте современный этап формирования нового хозяйственного механизма.
4. Объясните суть программно-целевого подхода к решению проблем в области образования.
5. Что такое хозяйственный механизм и в чем состоит его специфика в отрасли образования?
6. Каковы основные цели перехода к новому хозяйственному механизму в просвещении?
7. Почему учебные планы и контингент обучающихся важны для управления экономической деятельностью учреждений образования?
8. Каково основное содержание Федеральной программы развития образования в России? Почему она расценивается как один из инструментов решения задач по реформированию, стабилизации и развитию системы образования в стране?
9. Как разграничиваются компетенции федеральных, республиканских, областных и муниципальных органов управления образованием
Законом об образовании?
10. Раскройте смысл понятия менеджмент. Определите его место в управлении учебными заведениями.
11. Какими качествами должен обладать менеджер? Охарактеризуйте различные группы школьных менеджеров.
Тесты:
1. Каковы основные тенденции российского образования нового
столетия:
а) глобализация и универсализация; б) рост рождаемости и продолжительности жизни; в) ускорение исторического времени и инновационный путь развития; г) информатизация образования, качественное образование для всех; д) рост интеллектуального потенциала, становление гражданского общества.
2. Определите основные цели Национальной доктрины образования:
а) реализация конституционного права на бесплатное образование, сохранение единого образовательного пространства России; б) непрерывное образование, бесплатное образование, доступное образование, государственная поддержка; в) светский характер образования, элитарность высшего образования, г) личностно-ориентированное обучение, историческая преемственность поколений, платное высшее образование; д) историческая преемственность поколений, воспитание патриотов России, непрерывность образования, индивидуализация и личностно ориентированное обучение, подготовка высокообразованных специалистов.
3. Какие приоритеты образовательной политики содержатся в
Концепции модернизации российского образования:
а) роль российского образования, основные этапы и меры реализации; б) обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования, введение ЕГЭ с целью повышения объективности и равных возможностей; в) обеспечение равного доступа молодых людей к образованию, выявление и поддержка одаренных детей и молодежи, создание механизма устойчивого развития образования на основе частных инвестиций;
г) введение ЕГЭ и ГИФО с целью повышения объективности и равных возможностей, приоритеты образовательной политики , этапы и меры реализации национальных программ.
4.Какие виды профессионального образования приняты в России: а) начальное, среднее, высшее; б) подготовка специалистов, повышение квалификации, переподготовка специалистов; в) среднее, высшее и послевузовское.
5.Каковы основные формы обучения в России: а) очная, очно-заочная, дистанционная, экстернат, семейная. б) очная, вечерняя, заочная, экстернат; в) дневная, вечерняя, заочная; г) фомы в Законе не определены.
6.Какие формы собственности могут быть у образовательных
учреждений:
а) муниципальная и негосударственная; б) федеральная, региональная, муниципальная, общественная; в) государственная, муниципальная, негосударственная; г) частная, общественная, религиозная, муниципальная; д) государственная и негосударственная.
7. Какие типы образовательных учреждений характерны для высшего
образования:) институт, школа бизнеса, университет; б) высшая школа, институт, академия, университет; в) научный центр, академия, школа бизнеса; г) институт, академия, колледж.
Лекция 4. Финансирование образования
Вопросы:
1. Основы бюджетного законодательства.
2. Бюджетное финансирование образовательных организаций.
3. Ценообразование в образовательном учреждении.
4. Смета доходов и расходов образовательных учреждений.
1.Основы бюджетного законодательства
Документом, регламентирующим сметно-финансовую деятельность бюджетных учреждений является Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом от 31.07.1998 № 145-ФЗ и введенный в
4.Какие виды профессионального образования приняты в России: а) начальное, среднее, высшее; б) подготовка специалистов, повышение квалификации, переподготовка специалистов; в) среднее, высшее и послевузовское.
5.Каковы основные формы обучения в России: а) очная, очно-заочная, дистанционная, экстернат, семейная. б) очная, вечерняя, заочная, экстернат; в) дневная, вечерняя, заочная; г) фомы в Законе не определены.
6.Какие формы собственности могут быть у образовательных
учреждений:
а) муниципальная и негосударственная; б) федеральная, региональная, муниципальная, общественная; в) государственная, муниципальная, негосударственная; г) частная, общественная, религиозная, муниципальная; д) государственная и негосударственная.
7. Какие типы образовательных учреждений характерны для высшего
образования:) институт, школа бизнеса, университет; б) высшая школа, институт, академия, университет; в) научный центр, академия, школа бизнеса; г) институт, академия, колледж.
Лекция 4. Финансирование образования
Вопросы:
1. Основы бюджетного законодательства.
2. Бюджетное финансирование образовательных организаций.
3. Ценообразование в образовательном учреждении.
4. Смета доходов и расходов образовательных учреждений.
1.Основы бюджетного законодательства
Документом, регламентирующим сметно-финансовую деятельность бюджетных учреждений является Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом от 31.07.1998 № 145-ФЗ и введенный в
действие с 1 января 2000 г. Федеральным законом от 09.07.1999 № 159-ФЗ
"О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетным является учреждение, созданное органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов.
Кодекс регулирует отношения между различными государственными и муниципальными органами, возникающие в связи с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, и не устанавливает непосредственно каких-либо прав и обязанностей для организаций и граждан. Последние могут участвовать в формировании бюджетов различных уровней в качестве налогоплательщиков, а также они могут быть получателями бюджетных средств, но возникающие при этом правоотношения являются не бюджетными, а налоговыми, трудовыми, административными и т.д. и, следовательно, регулируются не бюджетным, а соответствующим налоговым, трудовым, административным законодательством.
Бюджетным кодексом установлены правовой статус всех участников бюджетного процесса, основы и условия привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства. При этом функции по методологическому руководству бухгалтерским учетом исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы и бухгалтерским учетом в бюджетных учреждениях возложены на Министерство финансов РФ.
В целях эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств была создана единая централизованная система органов Федерального казначейства с подчинением ее министру финансов РФ.
Современное законодательство, в том числе и бюджетный кодекс, не дают четкого определения понятия "казначейская система исполнения бюджета". В научной литературе данное понятие разъясняется следующим образом: "при казначейской системе обязательства бюджетополучателей по платежам за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств"(Использованы материал первого издания учебного пособия А.В. Вифлиемского).
Сущность перехода от банковской к казначейской модели финансирования заключается в преимуществах последней для управления финансовыми потоками Министерством финансов. При банковской системе исполнение федерального бюджета осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств, а доведение бюджетных средств до бюджетополучателей - через коммерческие банки. Эта система посредством
"О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетным является учреждение, созданное органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов.
Кодекс регулирует отношения между различными государственными и муниципальными органами, возникающие в связи с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, и не устанавливает непосредственно каких-либо прав и обязанностей для организаций и граждан. Последние могут участвовать в формировании бюджетов различных уровней в качестве налогоплательщиков, а также они могут быть получателями бюджетных средств, но возникающие при этом правоотношения являются не бюджетными, а налоговыми, трудовыми, административными и т.д. и, следовательно, регулируются не бюджетным, а соответствующим налоговым, трудовым, административным законодательством.
Бюджетным кодексом установлены правовой статус всех участников бюджетного процесса, основы и условия привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства. При этом функции по методологическому руководству бухгалтерским учетом исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы и бухгалтерским учетом в бюджетных учреждениях возложены на Министерство финансов РФ.
В целях эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств была создана единая централизованная система органов Федерального казначейства с подчинением ее министру финансов РФ.
Современное законодательство, в том числе и бюджетный кодекс, не дают четкого определения понятия "казначейская система исполнения бюджета". В научной литературе данное понятие разъясняется следующим образом: "при казначейской системе обязательства бюджетополучателей по платежам за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств"(Использованы материал первого издания учебного пособия А.В. Вифлиемского).
Сущность перехода от банковской к казначейской модели финансирования заключается в преимуществах последней для управления финансовыми потоками Министерством финансов. При банковской системе исполнение федерального бюджета осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств, а доведение бюджетных средств до бюджетополучателей - через коммерческие банки. Эта система посредством