Файл: Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 470
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нецелевое использование бюджетных средств
Направление средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи
Осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица
Расходование средств при отсутствии оправдательных документов (перечисление или создание кредиторской задолженности)
Завышение объемов выполненных работ, расценок; выполнение работ, не предусмотренных утвержденной проектно-сметной документацией; направление средств на объекты (разработки), не включенные в адресные и целевые программы
Просроченная дебиторская задолженность по перечисленным авансам за поставку товарно - материальных ценностей и оказание услуг
Недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств бюджета
Расходование средств сверх норм, утвержденных в установленном порядке (норм возмещения командировочных расходов, норм на расходование бензина и т.п.)
Заключение договоров на работы, не предусмотренные в бюджете (смете расходов), ведущие к потере бюджетных средств или имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью
Бюджетному учреждению статьей 237 БК РФ дано право самостоятельно определять объемы бюджетных средств, то есть перераспределять их по статьям расходов и уточнять таким образом смету доходов и расходов только в следующих случаях:
1) задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца;
2) финансирования не более 75% объема бюджетных средств за квартал.
При этом учреждение обязано уведомить о таком перераспределении распорядителя бюджетных средств и орган, исполняющий бюджет, если только эти случаи не связаны с соответствующим сокращением доходов бюджета, которое и привело к пропорциональному сокращению расходов бюджета, или с блокировкой расходов бюджета в случаях, определенных ст.
231 БК РФ.
При заключении бюджетным учреждением договоров с иными физическими и юридическими лицами на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг статьями 71-73 БК РФ установлен ряд ограничений:
- все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов;
- государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления;
- государственный и муниципальный контракты включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта;
- бюджетные учреждения обязаны вести реестры закупок;
- бюджетные учреждения, осуществляющие закупки товаров, работ
Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения;
Обоснование бюджетных ассигнований – документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и(или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);
Текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
Очередной финансовый год — год, следующий за текущим финансовым годом;
Плановый период — два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;
Ведомственная структура расходов бюджета – распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации;
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель соответствующего бюджета)
– орган государственной власти
(государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;
Получатель бюджетных средств
(получатель средств соответствующего бюджета)
— орган государственной власти
(государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета;
Финансовые органы — Минфин России, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (финансовые органы субъектов РФ), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Анализируя перечисленные выше дополнительно введенные в БК РФ
Направление средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи
Осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица
Расходование средств при отсутствии оправдательных документов (перечисление или создание кредиторской задолженности)
Завышение объемов выполненных работ, расценок; выполнение работ, не предусмотренных утвержденной проектно-сметной документацией; направление средств на объекты (разработки), не включенные в адресные и целевые программы
Просроченная дебиторская задолженность по перечисленным авансам за поставку товарно - материальных ценностей и оказание услуг
Недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств бюджета
Расходование средств сверх норм, утвержденных в установленном порядке (норм возмещения командировочных расходов, норм на расходование бензина и т.п.)
Заключение договоров на работы, не предусмотренные в бюджете (смете расходов), ведущие к потере бюджетных средств или имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью
Бюджетному учреждению статьей 237 БК РФ дано право самостоятельно определять объемы бюджетных средств, то есть перераспределять их по статьям расходов и уточнять таким образом смету доходов и расходов только в следующих случаях:
1) задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца;
2) финансирования не более 75% объема бюджетных средств за квартал.
При этом учреждение обязано уведомить о таком перераспределении распорядителя бюджетных средств и орган, исполняющий бюджет, если только эти случаи не связаны с соответствующим сокращением доходов бюджета, которое и привело к пропорциональному сокращению расходов бюджета, или с блокировкой расходов бюджета в случаях, определенных ст.
231 БК РФ.
При заключении бюджетным учреждением договоров с иными физическими и юридическими лицами на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг статьями 71-73 БК РФ установлен ряд ограничений:
- все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов;
- государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления;
- государственный и муниципальный контракты включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта;
- бюджетные учреждения обязаны вести реестры закупок;
- бюджетные учреждения, осуществляющие закупки товаров, работ
и услуг на сумму не более 2000 минимальных размеров оплаты труда за один вид товара или услуг (за один контракт), ведут реестры закупок, в которых должны быть указаны следующие сведения: краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг; наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг, цена и дата закупки.
Последствия недействительности сделки указаны в ст. 167 ГК РФ. Эта норма предусматривает двустороннюю реституцию и исключает возмещение убытков. Возможна также ответственность учреждения (или его руководителя) перед контрагентом за предоставление информации для руководства этого учреждения, заведомо не соответствующей действительности.
БК РФ ввел также некоторые ограничения ответственности бюджетных учреждений. Так, если заключен контракт на поставку товаров, в котором учреждение выступает в качестве покупателя, а коммерческая организация - в качестве поставщика, и данный договор финансируется за счет бюджетных средств, то при уменьшении в установленном порядке финансирования по данной статье бюджета поставщик товаров не вправе требовать от учреждения возмещения упущенной выгоды.
2. Бюджетное финансирование образовательного учреждения
В соответствии действующим законодательством деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем на основе заключенного между ними договора. Основным финансовым планом образовательного учреждения является смета. Она составляется в виде баланса доходов и расходов. Выделение денежных средств из государственного (муниципального) бюджета для покрытия расходов учреждений в соответствии со сметой. Сметное финансирование осуществляется в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете.
Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду доходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.
Смета бюджетного учреждения – это баланс доходов и расходов, документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения, составленный в разрезе статей бюджетной классификации и в соответствии с установленными требованиями.
С 2008 года сметы доходов и расходов заменяются бюджетными
С переходом на новые условия хозяйствования образовательные учреждения самостоятельно составляют сметы доходов и расходов как бюджетных, так и внебюджетных средств. При их составлении они
Последствия недействительности сделки указаны в ст. 167 ГК РФ. Эта норма предусматривает двустороннюю реституцию и исключает возмещение убытков. Возможна также ответственность учреждения (или его руководителя) перед контрагентом за предоставление информации для руководства этого учреждения, заведомо не соответствующей действительности.
БК РФ ввел также некоторые ограничения ответственности бюджетных учреждений. Так, если заключен контракт на поставку товаров, в котором учреждение выступает в качестве покупателя, а коммерческая организация - в качестве поставщика, и данный договор финансируется за счет бюджетных средств, то при уменьшении в установленном порядке финансирования по данной статье бюджета поставщик товаров не вправе требовать от учреждения возмещения упущенной выгоды.
2. Бюджетное финансирование образовательного учреждения
В соответствии действующим законодательством деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем на основе заключенного между ними договора. Основным финансовым планом образовательного учреждения является смета. Она составляется в виде баланса доходов и расходов. Выделение денежных средств из государственного (муниципального) бюджета для покрытия расходов учреждений в соответствии со сметой. Сметное финансирование осуществляется в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете.
Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду доходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.
Смета бюджетного учреждения – это баланс доходов и расходов, документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения, составленный в разрезе статей бюджетной классификации и в соответствии с установленными требованиями.
С 2008 года сметы доходов и расходов заменяются бюджетными
С переходом на новые условия хозяйствования образовательные учреждения самостоятельно составляют сметы доходов и расходов как бюджетных, так и внебюджетных средств. При их составлении они
руководствуются нормативами бюджетного финансирования. Норматив – это не просто сумма расходов на 1 ученика в год, это и система повышающих коэффициентов, перечень и предельные величины которых утверждаются вместе с установлением соответствующего норматива. Региональный норматив должен быть не ниже, чем федеральный, рассчитанный с учетом федеральных повышающих коэффициентов для соответствующего субъекта федерации.
Необходимость внесения кардинальных изменений в БК РФ назревала постепенно и стала наиболее актуальной внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской
Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации в данный исторический момент в жизни страны, когда неуклонно повышающийся уровень развития экономики позволяет России говорить в полный голос о своем полноправном месте среди экономически развитых стран мира. Об этом было открыто заявлено и на заседании "большой восьмерки. Вносимые Законом № 63-ФЗ изменения в БК РФ начали действовать в большинстве своем с 1 января 2008 г. Поправки в БК РФ меняют практически весь бюджетный процесс.
До 2007 года включительно бюджет утверждался на очередной финансовый год, то есть на один год без определения его перспектив на последующий период. Внесенные в БК РФ изменения создают основу для формирования, например, федерального бюджета на три года, что способствует устойчивости развития экономики.
Законом № 63-ФЗ в БК РФ внесены важные изменения и дополнения, по-новому изложен ряд положений действующего сейчас Кодекса.
Существенно расширена имеющая ключевое значение статья 6
"Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе". Дополнительно в эту статью включены, например, такие понятия и термины, как:
Государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам — услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам
(тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления);
Государственное
(муниципальное) задание
— документ, устанавливающий требования к составу, качеству и(или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг;
Бюджетное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;
Необходимость внесения кардинальных изменений в БК РФ назревала постепенно и стала наиболее актуальной внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской
Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации в данный исторический момент в жизни страны, когда неуклонно повышающийся уровень развития экономики позволяет России говорить в полный голос о своем полноправном месте среди экономически развитых стран мира. Об этом было открыто заявлено и на заседании "большой восьмерки. Вносимые Законом № 63-ФЗ изменения в БК РФ начали действовать в большинстве своем с 1 января 2008 г. Поправки в БК РФ меняют практически весь бюджетный процесс.
До 2007 года включительно бюджет утверждался на очередной финансовый год, то есть на один год без определения его перспектив на последующий период. Внесенные в БК РФ изменения создают основу для формирования, например, федерального бюджета на три года, что способствует устойчивости развития экономики.
Законом № 63-ФЗ в БК РФ внесены важные изменения и дополнения, по-новому изложен ряд положений действующего сейчас Кодекса.
Существенно расширена имеющая ключевое значение статья 6
"Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе". Дополнительно в эту статью включены, например, такие понятия и термины, как:
Государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам — услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам
(тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления);
Государственное
(муниципальное) задание
— документ, устанавливающий требования к составу, качеству и(или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг;
Бюджетное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;
Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения;
Обоснование бюджетных ассигнований – документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и(или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);
Текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
Очередной финансовый год — год, следующий за текущим финансовым годом;
Плановый период — два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;
Ведомственная структура расходов бюджета – распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации;
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель соответствующего бюджета)
– орган государственной власти
(государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;
Получатель бюджетных средств
(получатель средств соответствующего бюджета)
— орган государственной власти
(государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета;
Финансовые органы — Минфин России, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (финансовые органы субъектов РФ), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Анализируя перечисленные выше дополнительно введенные в БК РФ
понятия и термины, можно однозначно прийти к следующему выводу. В новом варианте БК РФ полностью сосредоточен на вопросах, характерных только для бюджетного процесса, включая операции использования лишь бюджетных средств. За рамки БК РФ выведены, например, операции со средствами из внебюджетных источников. Если ранее в статье 161 БК РФ
"Бюджетное учреждение" указывавлось, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основе сметы доходов и расходов, в которой должны были отражаться все его доходы и в том числе из внебюджетных источников, то теперь в статье 161 "Особенности правового положения бюджетных учреждений" определено, что бюджетное учреждение в своей работе по расходованию бюджетных средств руководствуется бюджетной сметой (еѐ особенности отражены в ст. 221 БК РФ).
3. Ценообразование в образовательном учреждении.
Цена – сумма денег, которую уплачивает покупатель за приобретаемый им товар, представленный в виде продукта или услуги.
Основным инструментом исследования и установления цены на образовательные услуги является анализ зависимостей (кривых) спроса и предложения. Кривая спроса определяется зависимостью спроса на услугу от цены реализации. Соответственно кривая предложения показывает зависимость цены на услугу от предложения ее на рынке. В точке пересечения этих кривых наступает равновесие, т.е. спрос равен предложению, и цена, соответствующая этому, является равновесной, т.е. удовлетворяет и учебное заведение, и гражданина. Равновесная цена вполне успешно служит для регулирования образовательного процесса.
Таблица 4. Затраты на обучение в вузе, которые может позволить семья
Затраты на обучение в год, тыс. руб.
Частота
Процент опрошенных до 2 97 15,8 2 - 5 130 21,2 5 – 10 87 14,2 10 – 15 17 2,8 15 – 20 11 1,8 более 20 5
0,8 затрудняюсь ответить
265 43,3
Нижняя граница стоимости платного обучения значительно выше. На затраты, совпадающие с низкими ценами образования (до 5000 руб. в год) большинство семей (37%) фактически готовы. При этом стоимость обучения от 5 тыс. до 15 тыс. руб. в год по карману очень ограниченному количеству семей (17%), оплачивать рыночные стоимости очного обучения, сложившиеся во многих вузах (от15 до 20 тыс. руб.) готовы лишь 1,8% опрошенных семей. Впрочем, остается определенный резерв из числа тех,
"Бюджетное учреждение" указывавлось, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основе сметы доходов и расходов, в которой должны были отражаться все его доходы и в том числе из внебюджетных источников, то теперь в статье 161 "Особенности правового положения бюджетных учреждений" определено, что бюджетное учреждение в своей работе по расходованию бюджетных средств руководствуется бюджетной сметой (еѐ особенности отражены в ст. 221 БК РФ).
3. Ценообразование в образовательном учреждении.
Цена – сумма денег, которую уплачивает покупатель за приобретаемый им товар, представленный в виде продукта или услуги.
Основным инструментом исследования и установления цены на образовательные услуги является анализ зависимостей (кривых) спроса и предложения. Кривая спроса определяется зависимостью спроса на услугу от цены реализации. Соответственно кривая предложения показывает зависимость цены на услугу от предложения ее на рынке. В точке пересечения этих кривых наступает равновесие, т.е. спрос равен предложению, и цена, соответствующая этому, является равновесной, т.е. удовлетворяет и учебное заведение, и гражданина. Равновесная цена вполне успешно служит для регулирования образовательного процесса.
Таблица 4. Затраты на обучение в вузе, которые может позволить семья
Затраты на обучение в год, тыс. руб.
Частота
Процент опрошенных до 2 97 15,8 2 - 5 130 21,2 5 – 10 87 14,2 10 – 15 17 2,8 15 – 20 11 1,8 более 20 5
0,8 затрудняюсь ответить
265 43,3
Нижняя граница стоимости платного обучения значительно выше. На затраты, совпадающие с низкими ценами образования (до 5000 руб. в год) большинство семей (37%) фактически готовы. При этом стоимость обучения от 5 тыс. до 15 тыс. руб. в год по карману очень ограниченному количеству семей (17%), оплачивать рыночные стоимости очного обучения, сложившиеся во многих вузах (от15 до 20 тыс. руб.) готовы лишь 1,8% опрошенных семей. Впрочем, остается определенный резерв из числа тех,
кто не знает о доходах своей семьи или затрудняется с определением возможной суммы оплаты (43,3%).
Расчет издержек (себестоимости) обучения
Спрос на образовательные услуги ограничивает верхний уровень цены, которую может установить образовательное учреждение. Себестоимость
(издержки производства) услуг определяет минимальную ее величину. При снижении цены на образовательные услуги ниже их себестоимости, производители образовательных услуг несут убытки. Подобную политику могут позволить себе крупные образовательные учреждения только в короткий период проникновения на рынок образовательных услуг.
Напомним, что расчет себестоимости (С) осуществляется по формуле:
С=М+А=З+О+Н где М - стоимость материалов, сырья и полуфабрикатов;
А - амортизационные отчисления;
3 - заработная плата (основная и дополнительная);
О - обязательные начисления на заработную плату;
Н - накладные расходы.
Эти данные имеются в бухгалтерском балансе и могут использоваться, с поправкой на плановый коэффициент инфляции, для расчета издержек
(себестоимости).
Выбор метода ценообразования
Методы установления цены образовательных услуг должны обеспечить их реализацию и достижение определенных целевых установок образовательного учреждения.
Приведем классификацию методов установления цены на услуги (табл. 18.4).
Расчет базовой цены
Пройдя все описанные этапы установления цены, проанализировав спрос на услуги, рассчитав их себестоимость, зная цены конкурентов, можно приступить к определению цены на образовательные услуги. Очевидно, что оптимальная цена должна полностью возмещать все издержки организации по оказанию услуг, а также обеспечить получение определенной прибыли.
Таблица 5. Классификация методов определения цены на услуги
Метод
Структура цены
Преимущества метода
Недостатки метода
Затратны й
Цена = Себестоимость +
Прибыль, где прибыль рассчитана умножением себестоимости на определенною норму рентабельности
Простота расчета для производителя
1. Не учитывает конъюнктуру рынка
2. Не учитывает потребительские свойства услуг
Расчет издержек (себестоимости) обучения
Спрос на образовательные услуги ограничивает верхний уровень цены, которую может установить образовательное учреждение. Себестоимость
(издержки производства) услуг определяет минимальную ее величину. При снижении цены на образовательные услуги ниже их себестоимости, производители образовательных услуг несут убытки. Подобную политику могут позволить себе крупные образовательные учреждения только в короткий период проникновения на рынок образовательных услуг.
Напомним, что расчет себестоимости (С) осуществляется по формуле:
С=М+А=З+О+Н где М - стоимость материалов, сырья и полуфабрикатов;
А - амортизационные отчисления;
3 - заработная плата (основная и дополнительная);
О - обязательные начисления на заработную плату;
Н - накладные расходы.
Эти данные имеются в бухгалтерском балансе и могут использоваться, с поправкой на плановый коэффициент инфляции, для расчета издержек
(себестоимости).
Выбор метода ценообразования
Методы установления цены образовательных услуг должны обеспечить их реализацию и достижение определенных целевых установок образовательного учреждения.
Приведем классификацию методов установления цены на услуги (табл. 18.4).
Расчет базовой цены
Пройдя все описанные этапы установления цены, проанализировав спрос на услуги, рассчитав их себестоимость, зная цены конкурентов, можно приступить к определению цены на образовательные услуги. Очевидно, что оптимальная цена должна полностью возмещать все издержки организации по оказанию услуг, а также обеспечить получение определенной прибыли.
Таблица 5. Классификация методов определения цены на услуги
Метод
Структура цены
Преимущества метода
Недостатки метода
Затратны й
Цена = Себестоимость +
Прибыль, где прибыль рассчитана умножением себестоимости на определенною норму рентабельности
Простота расчета для производителя
1. Не учитывает конъюнктуру рынка
2. Не учитывает потребительские свойства услуг