Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 3 технологии социального обслуживания различных категорий населения.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание. Ответьте на поставленные вопросы:
-
Какие виды работ с «трудными» детьми и подростками предусматривают социальные технологии. -
Раскройте содержание метода да-терапия в работе с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным. -
Раскройте значение специального протокола для изучения (диагностики) ситуации.
Тема 4. Социальный патронаж и участковая социальная служба как технологии социального обслуживания
Содержание раздела
Понятие и содержание патронажа. Виды патронажа и их характеристика: медико-социальный патронаж, социально-психологический патронаж; социальный патронаж; социально-педагогический патронаж. Формы и методы работы, используемые при патронировании семьи.
Лекция
Патронаж — это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности.
В настоящее время существует два направления социального патронажа семьи.
Первое направление основано на характере тех видов деятельности, которые осуществляются социальными службами в отношении семей и детей особого риска. Он включает такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выраженный в предоставлении льгот, продуктов, одежды и т.д.
Второе направление основано на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), медицинские показания (инвалиды, беременные женщины и пр.), социальному статусу (беспризорные дети, жертвы насилия), семейным проблемам (дисфункциональные семьи, дети алкогольных родителей) и т. д.
Принимая во внимание первое направление, мы отмечаем, что, например, медико-социальный патронаж работает с больными и физически неполноценными членами семьи, включая детей (инвалидов), нуждающихся в ежедневном уходе.
Содержание медицинского и социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночную дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов питания и кормление, уборку помещений, выполнение простых физических упражнений и т.д., т.е. все, что человек не может сделать самостоятельно.
Основной задачей сотрудника, выполняющего медицинское и социальное патронирование, помимо предоставления вышеуказанных услуг, это установление отношений взаимного доверия и терпимости.
Социально-психологическое патронирование реализуется в различных формах долгосрочной психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стресс, имеющим проблемы в воспитании детей, находящихся в состоянии хронической социальной и психологической дезадаптации и эмоционального стресса.
Специалисты, которые проводят психологическое патронирование, проводят консультации, находят альтернативные пути выхода из конфликта с клиентами, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить чувство тревоги у клиента, и эксперт должен умело сочетать членов семьи в процессе запланированные изменения.
Социальный патронаж способствует изучению и разъяснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, которые уменьшают беспокойство и оказывают эмоциональную поддержку, и направлены на оказание конкретной помощи в устранении кризиса или критической ситуации в семьи и стабилизации благоприятных тенденций.
Кроме того, благодаря социальному патронату социальные работники включают и других специалистов в решение проблем, то есть они используют комплексный подход, например, экономические и культурно-образовательный, с одной стороны, психологический и психосоциальный, с другой. Основным навыком познания специалиста остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патронажа, социальный работник выполняет множество функций: доброжелательный и компетентный собеседник, помощник, посредник, советник, защитник. Он способен стабилизировать текущую ситуацию, следить за ходом патронажа на всех этапах, вовлекать членов семьи в решение своих проблем, консолидировать успехи и вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий.
Таким образом, социальный патронаж семьи обеспечивает многометодические действия специалиста по социальной работе.
Социально-педагогический патронаж включает в себя все стороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.
Социальный патронаж семьи включает следующие направления:
-
информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной; -
прямое вмешательство в ситуацию; -
заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование; -
непосредственная поддержка клиента патроната (патронат); -
контроль, оценка и завершение работы с клиентом.
На всех этапах работы с клиентом ответственные за патронат специалисты фиксируют на специальных учетных карточках основное содержание работы с клиентами.
В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы:
-
материальная поддержка; -
социальное и психосоциальное консультирование; -
психотерапия; -
гештальттерапия; -
тренинги (например, позитивного жизненного настроя); -
коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т.д.); -
педагогическое просвещение родителей; о -
бучение социальным умениям, навыкам ухода; -
консилиумы; -
кондуктивная индивидуальная поддержка и т.д.
Таким образом, патронаж в системе патроната и социального обслуживания означает:
-
на уровне клиента — его начало с момента определения и квалификации социальной службой жизненной ситуации клиента как тяжелой и даже опасной для него самого и его ближайшего окружения; -
на уровне содержания патронажной работы — выдвижение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в обычном, традиционном смысле, а потому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами; -
на уровне методов патронажа — использование не только традиционных путей оказания помощи, но и специальныхдополнительных «обходных» путей, а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней и пошаговой помощи, включающей формирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которые чаще всего не используются при проблемно ориентированном подходе к клиенту; -
на уровне организации — это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентои к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учета интересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе; -
на уровне границ социальной работы — максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу оказания социальной помощи и поддержки целого ряда специалистов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали); -
на уровне продолжительности работы — пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход); -
на уровне кадрового обеспечения деятельности системыпатроната и проведения патронажа — принципиальное изменение профиля образования специалистов по социальной работе, наличие подготовленного и мотивированного к такой работе специалиста-универсала, способного оказывать комплекс услуг, сочетая возможности менеджера и фасилитатора, коммуникабельного, общительного человека, готового работать не только с трудным контингентом клиентов в одной команде с другими специалистами, но и в равной мере с теми институтами, которые остаются пока равнодушными к идеям и ценностям социальной работы; -
на уровне определения круга лиц, участвующих в патронате и патронаже средствами социальной работы, — это обязательное их расширение и подключение не только специалистов других профессий при обеспечении междисциплинарного подхода, но и добровольных помощников, волонтеров, групп самопомощи; их особая подготовка, увеличивающая потенциальные возможности специализированной и квалифицированной социальной помощи и поддержки населения и особенно его трудного контингента.
Задания для самоконтроля
(выполняются в свободной форме самостоятельно, НЕ ВЫСЫЛАЮТСЯ для проверки на сайт)
Задание. Ответьте на поставленные вопросы:
-
Раскройте содержание социально-психологического патронажа. -
Назовите направления социального патронажа. -
Раскройте значения патронажа в системе социального обслуживания.
Тема 5. Модели социальной работы с семьей, применяемые в процессе социального обслуживания
Содержание раздела
Модели социальной работыс семьей. Модель раннего выявления семейных проблем. Участковая социальная служба. Инновационные модели: организация мобильной бригады специалистов, семейный интеграционный лагерь, семейный клуб. Направления социального патроната.
Лекция
В настоящее время существуют самые различные модели социальной работы с семьей, применяемые в процессе социального обслуживания.
Особенно эффективной является модель раннего выявления семейных проблем.
Таким образом, технология раннего выявления семейных проблем (превентивный патронаж) является первым этапом системы профилактики: укрепление института семьи в целом; раннее выявление семейных проблем; своевременную адресную помощь и поддержку.
Мероприятия на этом этапе являются наиболее эффективными, наименее дорогостоящими во всех отношениях, безопасными для специалистов. Как показывает исследование, семья на ранних этапах проблем, активно пытающихся найти выход, мотивированная получить помощь, более охотно сотрудничает. Помощь таким семьям, как правило, является разовым, регулируемым характером.
Принцип прогнозирования должен быть основой для организации работы группы специалистов из различных отделов на основе участкового принципа для выявления семей, подвергающихся риску.
С этой целью проводится социальная диагностика, все семьи сертифицированы в этом районе, координируются действия системы профилактики на данной территории, направленные на объединение усилий психологов, социальных педагогов, социальных работников, врачей и т.д.