Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 3 технологии социального обслуживания различных категорий населения.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, существует реальная возможность организации целенаправленной, систематической работы с семьями для предотвращения семейных проблем, деградации семьи, предотвращения социального сиротства, насилия; защита прав и интересов членов семьи в неблагополучных семьях.
Как показывает опыт Московской области, для организации этой деятельности была создана участковая социальная служба, которая на основании проведенной диагностики состояния семей составляет карту социальной реабилитации семьи.
Если это социально процветающая семья, то она активируется для формирования терапевтической и процветающей социальной среды. Приглашают к участию в организации клубов для семей и подростков, по пропаганде здорового образа жизни и здоровых семейных отношений; в проведении конкурсов, соревнований и т. д.
Если семья является проблемной, то разрабатывается программа психологической, педагогической или иной поддержки этой семьи.
Если семья является кризисной или дисфункциональной, в этом случае специалисты местного отдела социальной службы в сотрудничестве с другими отделами помещают ее в реестр и разрабатывают программу реабилитации.
Превентивная система позволяет организовать работу учреждений (участников превентивной системы) в соответствии с участковым принципом, когда города и районы разделены на сектора, включающие образовательные учреждения (детские сады, школы), медицинские учреждения (детские и взрослые клиники, дородовые клиники, пункты, больницы), учреждения социальной защиты (центры для семьи и детей, реабилитационные центры и т. д.), комиссии для несовершеннолетних, районные военные комиссариаты. Эта система включает в себя все спортивные учреждения, клубы, арт-дома, центры, клубы, общественные и коммерческие организации, которые предоставляют услуги семьям и детям на территории определенного участка.
Составляется социальный паспорт участка, в котором перечислены все учреждения системы профилактики, составлен реестр услуг, в результате чего создается информационное поле (банк ресурсов) для мероприятий по предотвращению социального неблагополучия и создания реальных механизмов для работая с семьями и детьми. Совет директоров формируется из директоров всех учреждений и организаций (координационный совет, микрорайонный совет - это не имя - главное, чтобы он решал возложенные на него задачи), заключают договоры о совместной деятельности, разрабатывают функциональные обязанности членов совета, определяют меры ответственности. Координационная функция системы опирается на комиссии по делам несовершеннолетних и защиту их прав, которые контролируют деятельность системы и ее отдельных участников.
Такая организация системы позволяет привлекать ресурсы различных департаментов и общественности, объединять их, развивать тактику совместной деятельности, ограничивать область, в которой будет работать этот совет, определять сферу действия, механизмы, алгоритмы работы на уровне конкретных исполнителей (врачи, учителя, районный инспектор и т. д.).
Эта схема может быть следующей: вся информация о случаях жестокого обращения, насилия в отношении детей, членов семьи, признаков социального неблагополучия из женских консультаций, детских садов, школ, районных педиатров, районных полицейских следователей будет стекаться в социальную службу (центр семейного ухода и детей или реабилитационный центр - любое учреждение, в котором есть необходимый персонал, подготовленные специалисты для выполнения этой деятельности).
Специалисты социальной службы проводят семейный опрос, составляют ее социальный паспорт (он отражает состав семьи, ее социальный уровень, описание проблем и готовность семьи к их разрешению), подготавливают программу реабилитации для утверждения, коррекции, распределения деятельности и ответственности каждого члена совета.
Таким образом, семье может быть оказана необходимая помощь своевременно: социальная, юридическая, гуманитарная, материальная, информация, дети могут быть устроены в детских садах, на детских площадках отдыха, определены в спортивные клубы, реабилитационные центры дневного пребывания, классы выравнивания, суворовские и кадетские училища, могут быть зачислены в воинские части как воспитанники для предотвращения девиантного поведения, родители могут быть зарегистрированы в службах занятости, пройти необходимое лечение, наняты на работу, им может быть предоставлена медицинская, психологическая помощь и многое другое.
Усилия всех учреждений направлены на достижение одной цели: сохранение семьи, полное развитие ребенка, предупреждение семейного неблагополучия.
Профилактика и выявление семейных проблем осуществляется через систему участковой социальной службы.
Типы социального патронажа могут быть очень разнообразными: консультирование, обучение, организация оздоровления, семейный досуг, все виды медико-психолого-педагогической и социальной помощи.
Кризисная ситуация в неблагополучных семьях имеет свою специфику. Большинство из этих семей постоянно находятся в экстремальных или близких к экстремальным условиям, испытывают хронический стресс, беспокойство, нестабильность, эмоциональный, психологический, социальный дискомфорт.
Многолетний опыт кризиса имеет катастрофический эффект и отключает привычные способы их преодоления и преодоления. В связи с этим кризис превращается в стабильное психопатологическое состояние. Исследователи, изучающие кризисные условия, отмечают, что решающую роль играет не сам факт возникновения кризиса, а процесс его возникновения как таковой, то есть длина во времени и обусловленность психосоциальных факторов, которые вызвали это. Затянувшийся кризис, в отсутствие своевременной помощи, делает людей пассивными и покорными, неспособными к глубокому размышлению, сосредоточив внимание не на решении, а на отрицании проблем, на обвинениях всех, кроме самих себя. Жизнь в кризисном режиме становится иррациональной, подавляющей агрессией.
При учреждениях социального обслуживания создаются инновационные службы, цель деятельности которых — раннее выявление семейного неблагополучия, профилактическая деятельность с семьями группы риска. Такой подход позволяет быстро и своевременно выявлять случаи семейного неблагополучия, эффективно работать на их раннее выявление и профилактику. Это стало возможным благодаря расширению комплекса услуг и частоты их оказания нуждающимся семьям.
В Светлоярском центре социальной помощи семье и детям «Семья» Волгоградской области таких нововведений несколько.
Одним из основных пунктов работы является организация мобильной бригады специалистов. Ее деятельность направлена в первую очередь на обеспечение доступности социальных услуг для семей, проживающих в отдаленных сельских поселениях района.
В состав мобильной бригады входят специалисты отделений:
— психологической помощи;
— профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
— социально-медицинской помощи;
— помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Мобильная бригада специалистов предоставляет следующие услуги:
— помощь семьям на ранней стадии неблагополучия, когда проблемы еще не слишком велики, и их можно решить при помощи отдельных специалистов;
— выявление фактов жестокого обращения с детьми, эффективной работы с семьями, в которых высокий риск жестокого обращения;
— оказание услуг специалистов членам семей, которым сложно получить их в центре по причине отдаленности и труднодоступности.
Началом работы для специалистов мобильной бригады обычно служит поступление сигнала по факту раннего семейного неблагополучия. Такая информация, как правило, поступает по телефону или подается в письменной форме от сотрудников территориальных общественных советов (ТОС), фельдшеров, учителей, воспитателей, иногда от соседей неблагополучных семей. Полученный сигнал обязательно регистрируется координатором, тщательно проверяется.
При подтверждении сигнала оцениваются:
— степень сложности проблемы;
— возможности семьи, ближайшего окружения.
Мобильная служба специалистов, как правило, выезжает в течение трех дней с момента получения сигнала.
При выезде на место специалисты определяют:
— направления дальнейшей совместной работы;
— причины неблагополучия в семье;
— информируют семьи о деятельности центра;
— предоставляют членам семьи необходимые социальные услуги.
При необходимости определяется основной субъект профилактики (сотрудник социального учреждения, отдела), который будет руководить семьей дальше: оказывать помощь в получении услуг; контролировать динамику проблемы; взаимодействовать с разными специалистами. Вспомогательные участники реабилитации, включенные в программу, также участвуют в работе с семьей в максимально возможной степени.
С самого начала программы семейные проблемы на ранней стадии были выявлены в 95 семьях. Все семьи включены в программу патронажа центра.
В таких семьях специалисты проводят профилактические и реабилитационные работы.
Еще одна инновация — семейный интеграционный лагерь. Детско-родительская смена в лагере «Когда семья вместе, так и душа на месте» проводится на базе МУ ДОЛ «Чайка»в октябре. В первой лагерной смене приняли участие 25 семей (всего 90 человек) из Светлоярского района. Программа лагеря построена таким образом, что каждый участник может почувствовать себя частью одной команды. Семьи имеют возможность регулярно участвовать в творческих семейных мероприятиях, тренингах, играх и спортивных соревнованиях. Это позволяет максимально раскрывать социальный, педагогический, личный потенциал родителей и детей, изучать новые знания и навыки. Консультации приглашенных специалистов (психолог, гинеколог, юрисконсульт) позволяют членам семьи получать ответы на вопросы в доступной форме. Творческие мастерские с участием приглашенных специалистов способствуют не только формированию навыков работы, объединению семьи, но и получению полезных результатов творчества (картины, предметы домашнего обихода).
В рамках реализации программы центр «Семья» проводит встречи семейного клуба «Подсолнух». Основой работы клуба является тесное взаимодействие сотрудников центра с семьей. Здесь участники общаются друг с другом: за чашкой чая сотрудники центра, взрослые члены семьи делятся своим индивидуальным опытом решения семейных проблем.
В каждой семье эксперты проводят беседы, проводят социально-психологический диагноз, определяют социальные проблемы, актуальные потребности. На основе полученных данных подготовлен тематический план работы клуба, который может быть скорректирован и обновлен в течение года. На каждой встрече клуба есть определенная тема, затрагивающая вопросы семейного воспитания и функционирования семьи.
Патронажем в целом является система долгосрочной работы с клиентом, в течение которого ограничения времени практически отсутствуют, и процесс развивается в соответствии с его собственной динамикой. Однако для реалистичного восприятия этого процесса клиент и специалист задавали предельные сроки на каждом рабочем месте. Особенно важно регулировать стадию формирования и развития отношений, когда устанавливается доверие, проводится анализ и выявление проблем, а затем эти проблемы делятся на проблемы первостепенной важности и перспективной ориентации.
Основной целью индивидуальной профилактической работы является сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка в семье. Достижение этой цели возможно при условии, что организована сложная социальная и психологическая поддержка семьи и ребенка, осуществляется эффективный контроль над условиями жизни и воспитанием несовершеннолетнего.Основными этапами работы органов опеки и попечительства по установлению социального патроната являются:
1) выявление детей, проживающих в семьях и находящихся в ситуации, угрожающей их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию;
2) первичное обследование детей и их семей для планирования форм защиты прав детей и подбора лиц, осуществляющих социальный патронат;
3) составление плана по защите прав ребенка при осуществлении социального патроната;
4) предоставление помощи ребенку и семье в соответствии с договором о социальном патронате и планом работы;
5) проведение текущей оценки социального и моральнопсихологического статуса семьи, динамики изменений в семье;