Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 3 технологии социального обслуживания различных категорий населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6) внесение изменений в план по защите прав ребенка (прекращение работы с семьей, либо изъятие ребенка с последующей работой по возвращению ребенка в семью, либо решение вопроса об ограничении в родительских правах, и др.).

Деятельность по социальному патронажу осуществляется по двум направлениям: социально-правовым (интервью, помощь через службы социальной защиты и т.д.) и психолого-педагогическая поддержка (через образовательные учреждения) в соответствии с утвержденным планом. Социальный патронаж включает сбор информации о семье, диагноз внутрисемейных проблем, уровень развития несовершеннолетнего, причины конфликта. В работе используется технология управления случаями. Мониторинг проводится в следующих областях: медицинское, педагогическое, психологическое и социальное. По результатам работы заполняется лист оценки мониторинга, определяется общий уровень успешности поддержки.

Те, кто осуществляет социальное покровительство, тесно сотрудничают со всеми учреждениями превентивной системы, что позволяет им оказывать различные виды помощи семьям, включая регистрацию детей в детском саду, получение субсидий, сбор документов для различных типов социальной и целенаправленной помощи. Специалисты психолого-педагогических служб, а также центры поддержки семьи и ребенка регулярно консультируются по вопросам воспитания детей и управления возникающими семейными конфликтами. Результатом такой совместной работы является доверие родителей к специалистам органов опеки и попечительства, социальная защита населения, муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В семьях, над которыми социальный патронаж проводился более шести месяцев, наблюдается положительная тенденция. Специалисты отмечают, что родители стали больше общаться, дети в этих семьях имеют мотивацию к обучению, пропуски в школе стали редкостью.

Анализ использования социального патронажа показывает, что его использование приводит к уменьшению числа родителей, лишенных родительских прав.

Задания для самоконтроля

(выполняются в свободной форме самостоятельно, НЕ ВЫСЫЛАЮТСЯ для проверки на сайт)

Задание. Ответьте на поставленные вопросы:


  1. Охарактеризуйте суть модели раннего выявления семейных проблем.

  2. Раскройте основные методы и приемы работы инновационных социальных служб.

  3. Какие инновационные способы работы социальных служб вам известны?


Тема 6. Замещающая семья

Содержание раздела

Патронатная семья. Замещающая семья. Гостевая семья. Детские дома семейного типа. Центры содействия семейному воспитанию.

Лекция

Приоритетной средой для воспитания ребенка является кровная (биологическая) семья. В отсутствие возможности воспитывать ребенка в кровной семье ребенку должна быть предоставлена возможность получить образование в замещающей семье. В замещающей семье дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут впитать все ее культурные ценности и семейные традиции, чтобы став взрослыми, создавать свои семьи по образу и подобию этой семьи. Заменяющие семьи: семья усыновителей, приемный дом, опекун, семейный детский дом, приемная семья, семейная образовательная группа.

Воспитатели приемной семьи, патронатной семьи, семейной воспитательной группы могут быть взрослыми обоих полов, у которых есть дом, без вредных привычек, судимости, инвалидности 1-й и 2-й групп, тех, кто прошел отбор, программу «воспитатель замещающей семьи». Важным условием приема на воспитание в семью чужого ребенка является абсолютное согласие всех членов семьи, проживающих в этом доме, на осуществление этой деятельности.

Особенностью педагогов семейной образовательной группы (СВГ) по сравнению с опекунами приемной семьи является специализация с точки зрения возраста, пола, личных характеристик детей и т.д. Специализированные семейные воспитательные группы более эффективно справляются с их обязанностями по установлению контактов с детьми, адаптации ребенка в чужой семье, поскольку пребывание ребенка в семье ограничено. Опыт семьи в работе с этой категорией детей, методы, формы взаимодействия, создание особых условий, отбор для ребенка семьи, наиболее подходящего для его потребностей, помогает в кратчайшие сроки реабилитировать его в замещающей семье и готовиться к возвращению в реабилитированную в кровную семью.

Нередко молодые пары просят дать на некоторое время ребенка двух-трех лет проверить свои чувства, готовность иметь собственного ребенка, и в таких случаях важно сочетать интересы молодежи и ребенка, чья мать попала в больницу на месяц или два. Как правило, в плане ухода за ребенком такие опекуны обязательно включают вопрос о необходимости посещать мать в больнице с ребенком, чтобы и мать, и ребенок знали, что ситуация временная, и это лучший способ для всех. Чтобы реабилитировать ребенка из асоциальной семьи, подбираются более опытные педагоги.


Интересный подход найден в СРЦ «Надежда» г. Саратова, где форма

Другие виды замещающей семьи: опекунская, приемная, патронатная — применимы в ситуации, когда у ребенка установлен статус сироты. Патронатная семья является формой семейной реабилитации ребенка-сироты, устанавливаемой детским домом. Патронатный воспитатель также является сотрудником учреждения, получает заработную плату и средства на содержание ребенка. Но лучше всего, чтобы ребенок находился в одной семье до совершеннолетия, что помогло бы ему сформировать устойчивую привязанность, доверительное отношение к воспитателю, приобрести навыки самообслуживания, научиться самостоятельности и ответственности, усвоить семейные обязанности, роли, культурные и нравственные ценности и нормы.

Предпочтительно, чтобы патронатные семьи были полными, мужчина и женщина были в возрасте от 28 до 55 лет, имели возможность, силы, здоровье и желание соответствовать потребностям ребенка в развитии, общении, организации культурного досуга, активного отдыха и спорта.

В некоторых регионах в качестве самостоятельной формы реабилитации функционирует так называемая гостевая семья. Данная форма используется в учреждениях для детей-сирот только в период знакомства ребенка и патронатной (приемной) семьи, для того чтобы и воспитатель, и ребенок поближе познакомились друг с другом и приняли решение о возможности совместного проживания или другом выборе. Ознакомительные встречи не могут продолжаться длительное время.

Существуют Правила организации детского дома семейного типа. Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи.

Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.


Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;

признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными.

Основным ориентиром государственной политики в сфере защиты детства остается задача формирования системы, которая обеспечит право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

Одним из ключевых компонентов Модели профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является переход от интернатного воспитания в детских домах к созданию центров содействия семейному воспитанию (далее — ЦССВ).

В условиях центров содействия семейному воспитанию возможно комплексно оказывать помощь различным категориям детей, находящимся в трудной жизненной ситуации (воспитывающимся в условиях кровной или замещающей семейной заботы или в условиях семейных групп центров содействия семейному воспитанию).

В каждом центре создаются условия, приближенные к проживанию в обычной семье, так называемые семейные жилые группы квартирного типа. В каждой квартире будет проживать группа из семи-восьми детей с постоянно работающей социальной мамой / социальной тетей. Перед открытием в здании проводится капитальный ремонт и перестройка помещений для проживания группы семейного типа в условиях отдельной квартиры, деятельность по организации новых условий проживания детей-инвалидов.

Основными целями деятельности центров содействия семейному воспитанию являются:

осуществление содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в организацию под надзор;

осуществление социальной реабилитации детей, помещенных в организацию;

предоставление воспитанникам комплексной медикосоциальной и психолого-педагогической помощи и реабилитации, направленной как на преодоление травматического опыта, связанного с насилием, ненадлежащим обращением или с самим фактом разрыва с семьей, так и на обеспечение безопасности и иных потребностей развития ребенка (здоровье и физическое развитие, умственное развитие, образование, развитие познавательного интереса, поведенческое развитие и социальная адаптация);