Файл: Тема Организация прохождения практики по индивидуальному плану.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1345
Скачиваний: 44
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
верёвочках». А это дорогого стоит! Я думаю, что они это своё первое выступление на настоящей сцене запомнят на всю жизнь. И, конечно, музыкальное оформление «Мухи - Цокотухи» - отдельная песня, нашла её в Интернете. И, самое главное, эта детская опера была написана в прошлом веке только для детей с целью развития музыкального, эстетического, театрального и общего развитии. Побольше бы таких произведений!
Музыкальные дети были задействованы в постановке «Мухи Цокотухи», а остальные не были задвинуты, нет, они приняли участие в Рождественской постановке «Что приснилось Жене» и выступали на сцене в Центре ремёсел, заняли почётное 3 место среди школ и детских садов.
Вот и получается, что эти музыкально – театрализованные представления являются методом ненавязчивого воспитания и обучения, одной из форм организации деятельности детей. Театральная постановка явилась игрой, а игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность,
«внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». В своей работе я использую «Музыкальный калейдоскоп» И. А. Кутузовой и А. А.
Кудрявцевой и «Навстречу музыке» И. В. Гроздовой, Е. . Лютовой и Е. В.
Никитиной.
Решение проблем
Современные цели и задачи дошкольного воспитания обозначены во
ФГОСах. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования привело к изменениям в области целевых установок, принципов и методов, форм организации педагогической деятельности, способов взаимодействия всех участников образовательного процесса. Образовательная область «Музыка» перестала существовать отдельно и была объединена с «Художественным
Музыкальные дети были задействованы в постановке «Мухи Цокотухи», а остальные не были задвинуты, нет, они приняли участие в Рождественской постановке «Что приснилось Жене» и выступали на сцене в Центре ремёсел, заняли почётное 3 место среди школ и детских садов.
Вот и получается, что эти музыкально – театрализованные представления являются методом ненавязчивого воспитания и обучения, одной из форм организации деятельности детей. Театральная постановка явилась игрой, а игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность,
«внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». В своей работе я использую «Музыкальный калейдоскоп» И. А. Кутузовой и А. А.
Кудрявцевой и «Навстречу музыке» И. В. Гроздовой, Е. . Лютовой и Е. В.
Никитиной.
Решение проблем
Современные цели и задачи дошкольного воспитания обозначены во
ФГОСах. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования привело к изменениям в области целевых установок, принципов и методов, форм организации педагогической деятельности, способов взаимодействия всех участников образовательного процесса. Образовательная область «Музыка» перестала существовать отдельно и была объединена с «Художественным
творчеством» в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие».
ФГОС дошкольного образования решает задачи музыкального образования дошкольников:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
Здесь важно соблюдать режимные моменты, перед каждым занятием
– регулярная протирка пола и проветривание. Включать между разными формами музыкальной деятельности на занятиях дыхательную и пальчиковую гимнастику.
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Здесь необходимо тщательное обследование ребенка!
- формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных и интеллектуальных качеств: физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирование социо - культурной (музыкально – образовательной) среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.
ФГОС дошкольного образования решает задачи музыкального образования дошкольников:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
Здесь важно соблюдать режимные моменты, перед каждым занятием
– регулярная протирка пола и проветривание. Включать между разными формами музыкальной деятельности на занятиях дыхательную и пальчиковую гимнастику.
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Здесь необходимо тщательное обследование ребенка!
- формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных и интеллектуальных качеств: физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирование социо - культурной (музыкально – образовательной) среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Положительным моментом для отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса является и новое требование, обозначенное в ФГОСах: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам
, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Это положение стандарта возлагает на музыкального руководителя огромную работу по формированию мировоззренческих позиций у ребенка, развитие способности любоваться красотой искусства, природы, чувствовать гармонию и радоваться своей причастности к творчеству.
Суметь сформировать устойчивую потребность в общении с музыкальным искусством, развить чувственное, эмоциональное отношение к музыкальной деятельности – вот основная задача педагога - музыканта в
ДОУ. Приоритет чувственного, эмоционального восприятия, а не черствых, безжизненных профессиональных знаний теории музыки
5.2. Особенности музыкального воспитания и развития детей в
семье
Самые лучшие условия воспитания, в том числе и музыкальные, должны быть созданы в семье. Так как не все дети до трех лет посещают детские сады. Родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что это период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. В самом раннем возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение.
Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкально воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам любит, понимает, разбирается как в современной, классической и народной музыке.
Основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении:
- обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями
- вызвать интерес к музыке,
- передать традиции своего народа,
- сформировать основы музыкальной культуры;
Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, игра на детских музыкальных инструментах).
Все задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, в музыкальных кружках, студиях, в музыкальных школах;
посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с яз HYPERLINK "http://topuch.com/doklad-po-k-r- gosudarstvennaya-grajdanskaya-slujba-v-sisteme-g/index.html" HYPERLINK
"http://topuch.com/doklad-po-k-r-gosudarstvennaya-grajdanskaya-slujba-v- sisteme-g/index.html"
HYPERLINK
"http://topuch.com/doklad-po-k-r- gosudarstvennaya-grajdanskaya-slujba-v-sisteme-g/index.html"ы HYPERLINK
"http://topuch.com/doklad-po-k-r-gosudarstvennaya-grajdanskaya-slujba-v- sisteme-g/index.html"
HYPERLINK
"http://topuch.com/doklad-po-k-r- gosudarstvennaya-grajdanskaya-slujba-v-sisteme-g/index.html" HYPERLINK
"http://topuch.com/doklad-po-k-r-gosudarstvennaya-grajdanskaya-slujba-v- sisteme-g/index.html"ком
, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культуры народа. Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он естественно проникается народно - песенными интонациями. Они становятся ему привычными родными.
Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию различных музыкальных инструментов.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П.
Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с яз HYPERLINK "http://topuch.com/doklad-po-k-r- gosudarstvennaya-grajdanskaya-slujba-v-sisteme-g/index.html" HYPERLINK
"http://topuch.com/doklad-po-k-r-gosudarstvennaya-grajdanskaya-slujba-v- sisteme-g/index.html"
HYPERLINK
"http://topuch.com/doklad-po-k-r- gosudarstvennaya-grajdanskaya-slujba-v-sisteme-g/index.html"ы HYPERLINK
"http://topuch.com/doklad-po-k-r-gosudarstvennaya-grajdanskaya-slujba-v- sisteme-g/index.html"
HYPERLINK
"http://topuch.com/doklad-po-k-r- gosudarstvennaya-grajdanskaya-slujba-v-sisteme-g/index.html" HYPERLINK
"http://topuch.com/doklad-po-k-r-gosudarstvennaya-grajdanskaya-slujba-v- sisteme-g/index.html"ком
, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культуры народа. Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он естественно проникается народно - песенными интонациями. Они становятся ему привычными родными.
Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию различных музыкальных инструментов.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П.
И. Чайковского М. И. Глинки) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.
Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарт.
Я думаю, что игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.
Поэтому дети должны слышать, что родители поют или играют на гитаре, на фортепиано, на губной гармошке. Детей должны окружать «живые звуки». Это важно, когда ребенок только познает мир. Постепенно дети начинают подпевать или подыгрывать. У них развивается слух и мышление.
Родители должны помогать ребенку, осваивать настоящий музыкальный инструмент. Это может быть тростниковая дудочка или губная гармошка или что-то другое. Хорошо, если родители что-то играют, а ребенок помогает, к примеру, на барабане.
Элемент игры должен сохраняться, но такие занятия надо продолжать и осваивать что-то новое. Обязательно показывать, что уже умеет ребенок, друзьям, бабушкам и дедушкам. Для ребенка важно признание и похвала.
Предлагаю использовать Музыкальные игрушки. Выбор игрушек для ребенка очень важен. Музыкальные игрушки нравятся всем детям.
Родители должны заинтересованно играть с детьми в игрушки и помогут развить воображение и интеллект. «Нажималки» оказывают на ребенка такое же действие
, как и любая звучащая музыка:
- влияют на настроение и поведение ребенка (медленная музыка успокаивает, бодрая - возбуждает);
- стимулирует речевое и эмоциональное развитие, улучшает наглядно-образное мышление.
Мягкие игрушки нравятся всем детям. Их можно кормить, одевать, укладывать с собой в кроватку. А если игрушка умеет еще и «петь», то заниматься с ней вдвойне веселей! Одними из самых популярных, по крайней мере среди моих знакомых, являются обучающие игрушки, озвучивающие буквы, цифры, несложные стишки-потешки и детские песенки. Это весело, а самое главное ребенок во время игры узнает что-то новое.
Игрушки, имитирующие настоящие звуки познакомят ребенка с окружающим миром. Для большей «достоверности» можно использовать игрушки, имитирующие, причем часто вполне правдоподобно, реальные звуки: игрушки с голосами домашних животных, с голосами диких зверей и птиц и т.д. Мальчикам наверняка придется по душе музыкальная игрушка автомобильной тематики со звуками сирены, сигнализации, клаксона, работающего двигателя. Девочкам – игрушки со звуками стиральной машины, микроволновки, холодильника. Существуют и игрушки, имитирующие звуки настоящих музыкальных инструментов.
Погремушка хороша тем, что ее не обязательно покупать. Можно сделать из подручных материалов: «Киндер сюрприза», насыпав туда сахар, крупу, фасоль. Для ребенка постарше можно сделать погремушку из пластиковой бутылки или даже из воздушного шарика. Более мелодичный,
«музыкальный» звук издают так называемые звенящие шары и неваляшки.
Когда ребенок становится постарше, можно начинать знакомить его с природой звука. Для этого понадобятся инструменты как минимум трех групп:Ударные: начать лучше с ударных, в них все как-то понятней – стукнул, шлепнул – вот и звук. Детки постарше начинают осваивать палочки. А с помощью палочек уже можно играть и на барабане, и на
ксилофоне, и на металлофоне, и на чем угодно. Ну а если вашему ребенку по душе русские инструменты, то среди них ударных тоже много: это и деревянные ложки, и трещотка, и рубель.
Духовые: у духовых инструментов другой способ извлечения звука дунул – зазвучало! А с помощью определенных манипуляций можно еще и звуки разной высоты издавать, целую мелодию сыграть! Начинать, опять же, надо с чего попроще – со свистулек. Можно простейшую «свистульку» и самим сделать – из стеклянной бутылки, частично наполненной водой.
Если дунуть в горлышко под определенным углом – бутылка зазвучит. А меняя количество воды, можно и высоту звука менять. Есть и инструменты посложнее - губные гармошки, игрушечные дудочки и флейты. Ну а если ребенка это увлечет - тем лучше.
Струнные: в этих инструментах звук издает колеблющаяся струна. Ее можно увидеть, пощупать. Строго говоря, такие инструменты редко бывают «игрушечными», на них как-то не принято играть «просто так». Но что мешает попробовать? Если моторика ребенка уже достаточно развита
, чтобы «щипать» отдельные струны, можно предложить гусли, балалайку, домру, гитару, хоть арфу – главное, чтобы это доставляло вам и малышу удовольствие.
Движение под музыку (танцы и музыкальные игры) учат ребенка лучше управлять своим телом.
Музыка - величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомится с окружающими явлениями.
5.3. Условия развития детской музыкальной деятельности
Духовые: у духовых инструментов другой способ извлечения звука дунул – зазвучало! А с помощью определенных манипуляций можно еще и звуки разной высоты издавать, целую мелодию сыграть! Начинать, опять же, надо с чего попроще – со свистулек. Можно простейшую «свистульку» и самим сделать – из стеклянной бутылки, частично наполненной водой.
Если дунуть в горлышко под определенным углом – бутылка зазвучит. А меняя количество воды, можно и высоту звука менять. Есть и инструменты посложнее - губные гармошки, игрушечные дудочки и флейты. Ну а если ребенка это увлечет - тем лучше.
Струнные: в этих инструментах звук издает колеблющаяся струна. Ее можно увидеть, пощупать. Строго говоря, такие инструменты редко бывают «игрушечными», на них как-то не принято играть «просто так». Но что мешает попробовать? Если моторика ребенка уже достаточно развита
, чтобы «щипать» отдельные струны, можно предложить гусли, балалайку, домру, гитару, хоть арфу – главное, чтобы это доставляло вам и малышу удовольствие.
Движение под музыку (танцы и музыкальные игры) учат ребенка лучше управлять своим телом.
Музыка - величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомится с окружающими явлениями.
5.3. Условия развития детской музыкальной деятельности
Музыкально - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.
Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер,
Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально - творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.
Психологические составляющие творческой деятельности – это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение
(Симановский А.Э.) Это можно назвать творческим мышлением.
Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей - образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
Исследования в области социологии, психологии, педагогики свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка.
Именно в детстве ребенок особенно предрасположен к восприятию и
освоению разных видов художественной деятельности, к проявлению себя в творчестве ярко, эмоционально, активно.
Л.С. Выготский назвал этот возраст наиболее чувствительным, сензитивным, благоприятным для обогащения памяти и чувств
, уточнения представлений, развития творческого воображения.
По словам П.П. Блонского, «каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических ценностей: строя домик, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец.
По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.
Именно дошкольный возраст, по утверждению А.В. Бакушинского, являет основу творческого потенциала личности, выделив необыкновенную яркость, силу и «совершенство детского творчества – первого периода», считая, что «всякий воспитательно – образовательный комплекс должен быть комплексом творческого задания сообразно стадии развития ребенка.
Так как творчество ребенка – по преимуществу творчество художественное, этот комплекс для возраста детства должен быть основан на разрешении художественно – творческой задачи».
Каждый ребенок, с одной стороны, предрасположен к восприятию и действию в разных видах искусства, потому что у него есть глаза, уши, он может двигаться, разговаривать, общаться. А, с другой стороны, только с помощью разных видов художественной деятельности можно равноценно развивать у него данные природой качества: зрение – с помощью изобразительного искусства, слух – на занятиях музыкой, красоту движений – в танце, умение общаться и представлять себя – на занятиях театром, грамотно выражать свои мысли через художественное слово.
Л.С. Выготский назвал этот возраст наиболее чувствительным, сензитивным, благоприятным для обогащения памяти и чувств
, уточнения представлений, развития творческого воображения.
По словам П.П. Блонского, «каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических ценностей: строя домик, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец.
По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.
Именно дошкольный возраст, по утверждению А.В. Бакушинского, являет основу творческого потенциала личности, выделив необыкновенную яркость, силу и «совершенство детского творчества – первого периода», считая, что «всякий воспитательно – образовательный комплекс должен быть комплексом творческого задания сообразно стадии развития ребенка.
Так как творчество ребенка – по преимуществу творчество художественное, этот комплекс для возраста детства должен быть основан на разрешении художественно – творческой задачи».
Каждый ребенок, с одной стороны, предрасположен к восприятию и действию в разных видах искусства, потому что у него есть глаза, уши, он может двигаться, разговаривать, общаться. А, с другой стороны, только с помощью разных видов художественной деятельности можно равноценно развивать у него данные природой качества: зрение – с помощью изобразительного искусства, слух – на занятиях музыкой, красоту движений – в танце, умение общаться и представлять себя – на занятиях театром, грамотно выражать свои мысли через художественное слово.