Файл: Тема Организация прохождения практики по индивидуальному плану.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1346
Скачиваний: 44
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
пластические материалы (пластилин, глина, соленое тесто, проволока). Все они могут использоваться как в чистом виде, так и во всевозможных сочетаниях.
Вторым основанием подбора конкретных содержаний для совместной деятельности взрослого с детьми могут быть смысловые поля. Каждый из развивающих типов работы нужно включить
(«упаковать») в смысловые поля, которые, обусловят привлекательность работы для дошкольников и выведут продуктивную деятельность в более широкое культурное пространство.
Смысловые поля могут быть определенны исходя из субкультурных содержаний, привлекающих старших дошкольников, и общеобразовательных задач введения детей в мир человеческой культуры: изобразительного и театрального искусства, архитектуры, художественного дизайна.
В качестве таких смысловых полей «обрамляющих» работу, можно предложить следующие:
- изготовление предметов для игры и познавательно- исследовательской деятельности;
- создание произведений для собственной художественной галереи;
- создание коллекций;
- создание макетов;
Вторым основанием подбора конкретных содержаний для совместной деятельности взрослого с детьми могут быть смысловые поля. Каждый из развивающих типов работы нужно включить
(«упаковать») в смысловые поля, которые, обусловят привлекательность работы для дошкольников и выведут продуктивную деятельность в более широкое культурное пространство.
Смысловые поля могут быть определенны исходя из субкультурных содержаний, привлекающих старших дошкольников, и общеобразовательных задач введения детей в мир человеческой культуры: изобразительного и театрального искусства, архитектуры, художественного дизайна.
В качестве таких смысловых полей «обрамляющих» работу, можно предложить следующие:
- изготовление предметов для игры и познавательно- исследовательской деятельности;
- создание произведений для собственной художественной галереи;
- создание коллекций;
- создание макетов;
- изготовление украшений-сувениров;
- создание книги;
- изготовление предметов для собственного театра.
Остановимся на каждом подробнее.
1. Изготовление игрушек, игровых материалов и предметов, обслуживающих познавательно-исследовательскую деятельность детей. Работа в этой «упаковке» строится, по преимуществу, на конструктивных материалах, но может включать и сочетание разнообразных материалов (конструктивные, изобразительные, бумага, ткани и пр.) и развивать соответствующие специфические умения и навыки.
Подбор конкретной тематики зависит от актуальных игровых интересов детей группы (например, самолеты и кораблики или мебель для маленьких кукол из объемных модулей и бумаги и т. п.), и реализуемых в этот момент задач познавательно- исследовательской деятельности (к примеру, картонные горки и трамплины для опытов с движением, парашюты и вертушки для опытов с воздушными потоками).
Возможны все типы работы, но наиболее адекватна для этой
«упаковки» работа по образцам и схемам.
2. Создание и оформление работ для собственной художественной галереи. Эта «упаковка» связанна с художественной изобразительной деятельностью (живопись, лепка, коллаж –
аппликация) и соответствующими материалами. Используется для введения детей в виды и жанры изобразительного искусства, знакомства с основами гармоний линий, цветов, масс (объемов), гармоничным сочетанием частей в целостном пространстве.
Целенаправленное создание работ для определенной, периодически сменяющейся экспозиции собственной художественной галереи (по жанрам, темам, материалам) позволяет в осмысленной для детей форме ориентировать их на овладение все более сложными изобразительными средствами, на совершенствование специфических для изобразительной деятельности умений и навыков.
Для этой «упаковки» более всего подойдут работа с незавершенными продуктами (свободное завершение неопределенных цветовых и графических набросков, кляксография и т. п.) и работа по словесному описанию (обсуждение темы, замыслов, словесное описание детьми будущего результата). В отдельных случаях возможна работа с использованием образцов
(например, декоративное рисование).
3. Создание коллекций разного рода и их оформление (от оформления гербария до создания коллекции моделей транспортных средств, марок и монет для воображаемой страны и т. п.). Работа в этой «упаковке» преимущественно связана с моделированием отдельных вещей (включающим собственно конструктивные и художественные элементы) и их классификацией, связывающей ее с познавательно – исследовательской деятельностью. Может использоваться для введения детей в культурное пространство
Целенаправленное создание работ для определенной, периодически сменяющейся экспозиции собственной художественной галереи (по жанрам, темам, материалам) позволяет в осмысленной для детей форме ориентировать их на овладение все более сложными изобразительными средствами, на совершенствование специфических для изобразительной деятельности умений и навыков.
Для этой «упаковки» более всего подойдут работа с незавершенными продуктами (свободное завершение неопределенных цветовых и графических набросков, кляксография и т. п.) и работа по словесному описанию (обсуждение темы, замыслов, словесное описание детьми будущего результата). В отдельных случаях возможна работа с использованием образцов
(например, декоративное рисование).
3. Создание коллекций разного рода и их оформление (от оформления гербария до создания коллекции моделей транспортных средств, марок и монет для воображаемой страны и т. п.). Работа в этой «упаковке» преимущественно связана с моделированием отдельных вещей (включающим собственно конструктивные и художественные элементы) и их классификацией, связывающей ее с познавательно – исследовательской деятельностью. Может использоваться для введения детей в культурное пространство
Музея как места сбора и хранения коллекций (возможен выход на создание собственного музея).
Наиболее подходящие типы работы - по образцам и схемам
(возможно использование и других типов работы).
4. Создание макетов как предметное воплощение целостных возможных миров (вымышленных, реалистических), представленных в художественной литературе, мультфильмах, детской сюжетной игре. Работы в этой «упаковке» могут быть постепенно дополняющимися, и длящимися, пока в группе удерживается увлечение той или иной историей, сказкой или игрой.
К примеру, макеты сказочных городов с дворцами и крепостями, космодромов и аэродромов
, морских портов, зоопарков, различных ландшафтов. Работа такого рода включает элементы конструирования и художественного изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов.
Она сочетается с введением элементарных представлений о природных и культурных ландшафтах, о видах архитектурных сооружений, искусстве архитектуры. Продукт работы может использоваться в режиссерской игре детей.
Самые подходящие типы работы - с незавершенным продуктом
(частично оформленным воспитателем полем макета, требующим заполнения) и по словесному описанию (обсуждение предполагаемых элементов макета). Возможно сочетание этих типов работы с работой по образцам («умножение» отдельных элементов макета).
5. Изготовление украшений и сувениров к тем или иным общезначимым событиям (праздникам). Работа в этой «упаковке» дает возможность широкого использования разнообразных материалов (включая элементы рисования, аппликации, конструирования); связывает детскую жизнь с традициями и обычаями общества; ориентирует на художественное оформление пространства или вещи. Примерами могут служить поздравительные открытки и пригласительные билеты, афиши и праздничные панно, гирлянды, елочные украшения, подарки близким и пр.
Целесообразно использование всех типов работы.
6. Создание и оформление Книги. Эта «упаковка» включает широкий комплекс работ по изготовлению и иллюстрированию книг на основе рассказов детей, подготовке и сборке тематических словарей с собственными рисунками (или специально подобранными и наклеенными), ведению летописи группы, дневника природы и пр. Такая работа предполагает развитие изобразительных умений (иллюстрация - рисунок: предметный, сюжетный, орнамент). Она используется для введения многоаспектного представления о книге (книга - как вещь, как синтез искусств, как источник знания); связывает продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской, со словесным творчеством детей, способствует освоению чтения и письма. Может иметь выход на создание собственной библиотеки группы как хранилища приобретенных знаний. Наиболее подходящие типы работы - с незавершенным продуктом и по словесному описанию.
7. Подготовка материалов для собственного Театра (спектакля).
Театр как общий смысловой контекст для разнообразных работ
(изготовление декораций, реквизита, элементов костюмов для спектакля, материалов для кукольного и плоскостного театра и пр.) связывает продуктивную деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы. Сочетание различных материалов (конструктивных, графических, живописных) позволяет использовать эту «упаковку» для совершенствования широкого спектра изобразительных и конструктивных умений, навыков работы с разными инструментами. Возможно использование всех типов работы для этой «упаковки».
Каждая из представленных «упаковок» наполняется конкретным тематическим содержанием в зависимости от актуальных интересов группы, тематики познавательно-исследовательской деятельности, художественных текстов, читаемых в настоящее время, интересных событий, происходящих внутри и за пределами детского сада.
Именно этим определяется выбор конкретной темы для работы: какие игрушки мастерить, что рисовать, какие коллекции или макеты создавать, какой спектакль оформлять и т. д.
Некоторые из этих смысловых полей воспитатели могут использовать в своей работе, но делать это эпизодически
, время от времени, «разбавляя» ими занятия (например, сезонное изготовление поделок из природного материала, подарков к праздникам).
Таким образом, в подборе содержаний для совместной партнерской продуктивной деятельности взрослого с детьми целесообразно опираться одновременно на типы работы и на смысловые поля. Для удобства их можно объединить в одну таблицу (табл. 1).
В таблице использованы следующие обозначения:
++ - сочетание типа работы и смыслового поля наиболее целесообразно;
+ - возможно в отдельных случаях;
- - нецелесообразно.
Таблица 1
Типы работы
Смысловые поля
По образцу
С незавершенным продуктом
По схеме
1. Предметы для игры и познавательно – исследовательской деятельности;
++
+
++
2. Художественная галерея
+
++
-
3. Коллекция
++
+
++
4. Макет
+
++
-
5. Украшение – сувенир
++
++
++
6. Книга
-
++
-
7. Театр
++
++
+
Использование такого подхода для систематизации и подбора продуктивной деятельности, позволит разнообразить программный материал, освобождая всех участников образовательного процесса от излишней регламентации.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тема 5. Организация музыкального воспитания в ДОО
5.1. Особенности музыкального воспитания и развития детей в
ДОО
Музыкальное воспитание – это развитие и формирование личности ребёнка различными средствами музыки. Дошкольное музыкальное воспитание в настоящее время играет в жизни ребёнка важную роль для его эмоционального развития. Именно в наше непростое время, время информационных технологий, дети лишены способности к самостоятельной творческой деятельности, им заготовлены схемы действия по определённым схемам, алгоритмам и лекалам.
Для того чтобы музыкальное воспитание дошкольников было на должном уровне, не нужно ничего изобретать, необходимо лишь вспомнить работы наших корифеев В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого, Б.В.
Асафьева. Воспитательные возможности музыки признавали многие
выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Значение музыки в развитии детей подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, А. В.Кенеман…
Да, время меняется, дети меняются, но потребность к музыке у ребёнка остаётся. Ребёнок должен петь песни по своему возрасту, слушать качественную, проверенную временем музыку. Почему-то мы до сих пор поём малышу на ночь колыбельные песни, и ничего другого. И это правильно. Но менять всю систему дошкольного образования, да и школьного тоже, причём сначала ФГТ, не пошло, теперь ввели ФГОСы. А ребёнок между тем не игрушка, на нем нельзя экспериментировать. Да, согласна, исходить нужно от личности ребёнка, но не надо возводить его у него должны быть не только права, но и посильные обязанности.
К сожалению, сейчас в садиках каждый месяц проходят утренники и развлечения. В марте мы проводим утренник
, посвященный Женскому дню, а осенью вдруг нас обязали проводить День матери. Зачем нам этот дубляж, день, пришедший к нам извне? Возьмём подготовительную к школе группу: за 30 минут ребятам нужно выучить песни, прослушать произведение, выучить танец или хоровод, поиграть на музыкальных инструментах, да ещё пальчиковая гимнастика, музыкально - дидактические игры… И когда каждый месяц ребят только натаскиваешь на очередное шоу, какое же будет качество музыкального воспитания.
Раньше было 5 основных праздников: осень, зима, 23 февраля, 8 марта и весна, в подготовительной группе ещё прибавлялся выпускной праздник.
Фольклорные праздники (Масленица например) проходили на улице живо и весело. А сейчас, только до Нового года дети должны быть готовыми ко
Дню знаний, Дню пожилого человека, Дню матери, к Осеннему празднику, ко Дню инвалида, затем - Новый год, ну и дальше по накатанной. Избыток
Да, время меняется, дети меняются, но потребность к музыке у ребёнка остаётся. Ребёнок должен петь песни по своему возрасту, слушать качественную, проверенную временем музыку. Почему-то мы до сих пор поём малышу на ночь колыбельные песни, и ничего другого. И это правильно. Но менять всю систему дошкольного образования, да и школьного тоже, причём сначала ФГТ, не пошло, теперь ввели ФГОСы. А ребёнок между тем не игрушка, на нем нельзя экспериментировать. Да, согласна, исходить нужно от личности ребёнка, но не надо возводить его у него должны быть не только права, но и посильные обязанности.
К сожалению, сейчас в садиках каждый месяц проходят утренники и развлечения. В марте мы проводим утренник
, посвященный Женскому дню, а осенью вдруг нас обязали проводить День матери. Зачем нам этот дубляж, день, пришедший к нам извне? Возьмём подготовительную к школе группу: за 30 минут ребятам нужно выучить песни, прослушать произведение, выучить танец или хоровод, поиграть на музыкальных инструментах, да ещё пальчиковая гимнастика, музыкально - дидактические игры… И когда каждый месяц ребят только натаскиваешь на очередное шоу, какое же будет качество музыкального воспитания.
Раньше было 5 основных праздников: осень, зима, 23 февраля, 8 марта и весна, в подготовительной группе ещё прибавлялся выпускной праздник.
Фольклорные праздники (Масленица например) проходили на улице живо и весело. А сейчас, только до Нового года дети должны быть готовыми ко
Дню знаний, Дню пожилого человека, Дню матери, к Осеннему празднику, ко Дню инвалида, затем - Новый год, ну и дальше по накатанной. Избыток
праздников мешает планомерному музыкальному развитию детей, вносит в работу элементы «показухи», нервозность в общении педагога с детьми.
Но мы со специалистами и воспитателями нашли выход из такого положения, а именно: День матери проходит в семейном клубе
«Подсолнух» с совместными играми с мамами, 23 февраля проводит физорг, на День пожилого человека и День инвалида мы проводим выездные концерты в Пушкинский реабилитационный центр инвалидов, на которых ребята показывают свои таланты перед благодарными зрителями.
И ещё один плюс - выезд помогают организовывать родители, они же видят на сцене не только своих детей, но и результаты моей работы.
Для получения к зарплате стимулирующей части приходится ребят возить на всевозможные конкурсы, которые проходят платно. И хорошо ещё, если конкурс стоит 300 рублей, или 600, некоторые доходят до 2500 рублей. И это для дошколят! На телевидении - одни шоу для взрослых, появился детский «Голос», но и там творится невообразимый бардак: детских песен звучит очень мало
, одна сплошная попса, стараются петь на английском языке. Я понимаю, хочется показать весь певческий диапазон голосовых данных ребёнка, но когда он поёт в основном на русском языке, жюри такого исполнителя прокатывает. Ну, зачем 6- летнему, да даже более взрослому ребёнку петь на английском, его же родной язык - русский.
У нас что, плохие песни? Где сейчас детский хор Попова, или хор Локтева?
Только по интернету и можно послушать их великолепное пение. А современным детям эти песни вообще неинтересны, они слушают то же, что и взрослые, детских современных песен хорошего качества очень мало. Вот поэтому на нас, как на музыкальных руководителях, лежит большая ответственность – развить музыкальную культуру маленького человека.
Сейчас для нас, музыкантов, вышло много разных программ. Но несмотря на обилие, казалось бы, правильных слов, которые мы находим в
Но мы со специалистами и воспитателями нашли выход из такого положения, а именно: День матери проходит в семейном клубе
«Подсолнух» с совместными играми с мамами, 23 февраля проводит физорг, на День пожилого человека и День инвалида мы проводим выездные концерты в Пушкинский реабилитационный центр инвалидов, на которых ребята показывают свои таланты перед благодарными зрителями.
И ещё один плюс - выезд помогают организовывать родители, они же видят на сцене не только своих детей, но и результаты моей работы.
Для получения к зарплате стимулирующей части приходится ребят возить на всевозможные конкурсы, которые проходят платно. И хорошо ещё, если конкурс стоит 300 рублей, или 600, некоторые доходят до 2500 рублей. И это для дошколят! На телевидении - одни шоу для взрослых, появился детский «Голос», но и там творится невообразимый бардак: детских песен звучит очень мало
, одна сплошная попса, стараются петь на английском языке. Я понимаю, хочется показать весь певческий диапазон голосовых данных ребёнка, но когда он поёт в основном на русском языке, жюри такого исполнителя прокатывает. Ну, зачем 6- летнему, да даже более взрослому ребёнку петь на английском, его же родной язык - русский.
У нас что, плохие песни? Где сейчас детский хор Попова, или хор Локтева?
Только по интернету и можно послушать их великолепное пение. А современным детям эти песни вообще неинтересны, они слушают то же, что и взрослые, детских современных песен хорошего качества очень мало. Вот поэтому на нас, как на музыкальных руководителях, лежит большая ответственность – развить музыкальную культуру маленького человека.
Сейчас для нас, музыкантов, вышло много разных программ. Но несмотря на обилие, казалось бы, правильных слов, которые мы находим в
большинстве этих программ, о необходимости развития у детей любви к музыке, творческого начала, способностей, эмоциональности на практике существует натаскивание навыкам и умениям в разных видах деятельности, которые потом служат нам для составления диагностики в каждой возрастной группе. Очень легко продекларировать: « Необходимо сформировать на выходе из сада у ребёнка основу музыкальной и общей культуры». Это же огромный пласт, который только совместными усилиями с родителями можно приподнять. А порою родителей самих воспитывать надо. Они у нас только хорошо научились жаловаться по каждому поводу.
И получается: в детском саду натаскиваем, потом в школе опять сплошное натаскивание, за ним - тестирование, а потом приходит уже сформировавшийся человек в институт - а знаний-то у него и нет, одно сплошное надувательство. Всё, он вырос потребителем, а не созидателем!
Нельзя из образования делать сферу услуг.
Ребята в любом возрасте с большим желанием включаются в сюжетно
- ролевые и театрализованные игры, которые сочетают в себе разные виды искусства: и театр, и оперу, и художественное слово, и изобразительное искусство. В нашем садике я делала постановку детской оперы «Муха -
Цокотуха» Красева с ребятами подготовительной к школе группы.
Включились в работу: как сами дети, так и их родители. Родители сшили костюмы, учили с детьми слова, оформляли зал для постановки, ходили в выходные на репетиции, а у ребятишек глаза как горели! Выучили роли и музыкальные партии, затем записали всю постановку на диск
, послали его на фестиваль «Театральные таланты», нас отобрали в финал, который проходил на сцене кукольного театра. Ребята, как настоящие артисты, выступали на настоящей сцене, получили диплом лауреатов 2 степени. Их пригласили в святое святых: ребята увидели, как хранятся куклы, «спят на
И получается: в детском саду натаскиваем, потом в школе опять сплошное натаскивание, за ним - тестирование, а потом приходит уже сформировавшийся человек в институт - а знаний-то у него и нет, одно сплошное надувательство. Всё, он вырос потребителем, а не созидателем!
Нельзя из образования делать сферу услуг.
Ребята в любом возрасте с большим желанием включаются в сюжетно
- ролевые и театрализованные игры, которые сочетают в себе разные виды искусства: и театр, и оперу, и художественное слово, и изобразительное искусство. В нашем садике я делала постановку детской оперы «Муха -
Цокотуха» Красева с ребятами подготовительной к школе группы.
Включились в работу: как сами дети, так и их родители. Родители сшили костюмы, учили с детьми слова, оформляли зал для постановки, ходили в выходные на репетиции, а у ребятишек глаза как горели! Выучили роли и музыкальные партии, затем записали всю постановку на диск
, послали его на фестиваль «Театральные таланты», нас отобрали в финал, который проходил на сцене кукольного театра. Ребята, как настоящие артисты, выступали на настоящей сцене, получили диплом лауреатов 2 степени. Их пригласили в святое святых: ребята увидели, как хранятся куклы, «спят на