Файл: I. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 563

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

1.1. Понятие «звукопроизношение» в специальной литературе

1.2 Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе

1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дислалией

1.4 Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дислалией

Выводы по главе 1

Глава II. Экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

2.1 Методики изучения состояния звукопроизношения у детей

2.2 Результаты анализа состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

2.3 Содержание работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией на занятиях учителя-логопеда

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы:

Приложения

Оглавление




Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией 6

1.1. Понятие «звукопроизношение» в специальной литературе 6

1.2 Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе 11

1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дислалией 23

1.4 Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дислалией 26

Выводы по главе 1 41

Глава II. Экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией 43

2.1 Методики изучения состояния звукопроизношения у детей 43

2.2 Результаты анализа состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией 47

2.3 Содержание работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией на занятиях учителя-логопеда 53

Выводы по главе 2 67

Заключение 69

Список литературы: 72

Приложения 76



Введение



Дошкольный возраст – это самый оптимальный возраст для преодоления недостатков речи. Данные обстоятельства способствуют особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.

Проблеме звукопроизношения посвящено большое количество трудов. Среди них работы А.Н. Гвоздева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

У большинства детей звукопроизношение к школьному возрасту достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией (от греч. dis - расстройство и lalia - речь).

В настоящее время проблема детей, имеющих дислалию, остается актуальной, так как
недостаточно глубоко изучена, а количество детей с этим речевым нарушением увеличивается. Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Методике преодоления речевых расстройств посвящены работы таких специалистов как Е.А. Пожиленко, Т. Б., Филичева, Т. В. Туманова, С.Е. Большакова, Р.И. Лалаева, Н.А. Чевелева и, конечно же, классиков логопедии М.Е. Хватцевой, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой.

Актуальность темы нашего исследования обусловлена тенденцией к постоянному росту случаев нарушения звукопроизношения у дошкольников. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки звукопроизношения весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического

Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать возможности коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Объект исследования – звукопроизношение детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Предмет исследования – особенности содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Задачи исследования:

1) Проанализировать психолого-педагогическую и научно- методическую литературу по проблеме исследования;

2) Изучить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией;

3) Выделить особенности содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Для решения задач, поставленных в исследовании, были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов эксперимента.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «ДС № 15» г. Троицк. В эксперименте приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения.

Квалификационная

работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

1.1. Понятие «звукопроизношение» в специальной литературе


Речью является основа любой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение дошкольников сравнивать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения речевой деятельностью. Как считала Е.Э Артемова показатель его умственного развития – это логически чёткая, доказательная, образная устная речь ребенка.

Другое определение дает А.Р. Лурия, который считает, что речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны».

В психологии уравнивают понятия «произношение» и «устная речь», так С.Л. Рубинштейн рассматривает устную речь как разговорную, речь-беседу в условиях непосредственного контакта с собеседником. Разговорная устная речь является ситуативной.

В понятийно-терминологическом словаре под редакцией В.И. Селивёрстова даётся следующее определение понятию звукопроизношение: «Это процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы».

Артикуляция звуков речи происходит благодаря тому, что воздушная струя проходит между голосовыми складками, языком, зубами и губами. Каждой фонеме соответствует уникальная комбинация совместной работы органов артикуляции и фонации.

Нарушение звукопроизношения – это изменение и нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей, характеризующееся различными речевыми расстройствами, а также дефектами восприятия и произношения фонем.

В настоящее время наиболее распространенным недостатком речи детей дошкольного возраста являются разнообразные виды нарушений звукопроизношения, проявляющихся в форме неумения правильно произносить определенный звук, замена звуков или их искажение.


Возникновение нарушения звукопроизношения связано с моторными и сенсорными нарушениями периферического и центрального характера. В связи с чем, следует учитывать: нарушения и изменения в строении артикуляционного аппарата; разнообразные нарушения иннервации мышц, которые принимают непосредственное участие в артикулировании; снижение или нарушение слухового восприятия.

По информации, предоставленной педагогами-практиками, нарушение звукопроизношения отмечается не только в отношении одного определенного звука, но и группы. По распространенности нарушений выделяют: свистящие (22%); шипящие (24%); звонкие (4,5%); задненёбные (1%); мягкие (1,5%).

Данная закономерность связана в первую очередь с распределением дефектов артикуляционной работы. Чем сложнее артикуляционная работа для произношения звука, тем больше вероятность возникновения нарушения звукопроизношения.

По мнению ряда ученых-логопедов, ошибки в произношении звуков необходимо так же учитывать и с точки эффективности речевой коммуникации ребенка: Ошибки, которые не нарушают смысла сказанного, а касаются только лишь оттенков фонем. Ошибки, которые приводят к смешению фонем и их различию. Данные ошибки принято считать грубыми, так как они значительно искажают смысл сказанного.

В том случае, если у ребенка отмечается одновременно значительное количество ошибок и дефектов в произношении звуков, то это указывает в первую очередь на то, что у ребенка недостаточно сформировано фонематическое восприятие. Чем сложнее нарушение звукопроизношения, там невнятнее речь ребенка.

Уровни нарушения звукопроизношения (автор О.В. Правдина): Неумение правильно произносить определенный звук или группу звуков. Неправильное произношение звука в речи, при правильном изолированном произношении. Недостаточная дифференциация близких по звучанию или артикуляции звуков, при этом ребенок умеет правильно произносить оба звука.

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения – сигматизмы, ротацизмы, ламбдацизмы, йотацизмы, гаммацизмы и хитизмы. Данные виды нарушений имеют окончание «-изм», что говори о нарушении, связанном с искажением произношения звуков. Такие нарушения как парасигматизмы, параротацизмы и т.д., имеющие приставку «-пара», свидетельствуют о замене звука при произношении.