Файл: I. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 573
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие «звукопроизношение» в специальной литературе
1.2 Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дислалией
1.4 Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дислалией
2.1 Методики изучения состояния звукопроизношения у детей
2.2 Результаты анализа состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Основные виды нарушения звукопроизношения.
Сигматизм – это расстройство речи, при котором отмечается неправильное или искаженное произношение свистящих и шипящих звуков.
Сигматизм является одним из наиболее распространенных видов нарушения звукопроизношения. Отмечается достаточно большое количество его вариантов, которые в свою очередь делятся на две основные группы:
-
фонетический сигматизм – это боковой, межзубный, губно-зубной, носовой и т.д.; -
парасигматизм – представлен призубным, шипящим и свистящим.
Ротацизм – это достаточно обширная группа дефектов, связанных с различными нарушениями произношения звука [р].
Обширность ротацизмов обусловлена тем, что произношение звука [р] требует сложной артикуляционной работы, в первую очередь от языка, мышцы которого принимают в этом непосредственное участие. Так, например, логопед А.Я. Яунберзина официально зарегистрировала 28 видов ротацизмов.
Наиболее распространенными являются полное отсутствие звука или замена его гласным, горловое или носовое произношения, а также глухое, двугубное или одноударное произношения.
Ламбдацизм – это объединение дефектов произношения звука [л].
Выделяют следующие виды ламбдацизма: полное отсутствие звука; замена звука [л] гласной буквой; губно-загубное, двугубное или носовое произношение.
Йотацизм – нарушение в произношении полугласного звука [й].
Данный звук в русском языке используется в двух значениях – как слоговый звук и как полугласный звук. Исходя из такого различного использования этого звука, различают и несколько разные дефекты его произношения: не произносится совсем, либо заменяется другими звуками.
Нарушения в звукопроизношении ряда нёбных звуков принято называть:
-
каппацизмы – нарушение произношения звука [к]; -
гаммацизмы – нарушение произношения звука [г]; -
хитизмы – нарушение произношения звука [х].
Кроме того, в логопедии принято выделять такие нарушения в звукопроизношении как озвончение и смягчение звуков. Данные нарушения связан с тем, что ряд согласных имеют глухую и звонкую пары. Исходя из этого, выделяют следующие виды озвончения: Полное отсутствие в речи звонких согласных, постоянная их замена на парные глухие. Недостаточное озвончение согласных. Недостаточное оглушение согласных.
Все указанные нарушения, принято называть паралалиями, которые имеют отражение не только в устной речи, но и в письме.
В соответствии с проведенными исследованиями, было установлено, что чаще встречается оглушение звонких согласных, нежели озвончение глухих.
К дефектам смягчения относят следующие варианты нарушений: Постоянная замена мягких согласных парными твердыми звуками, то есть полное отсутствие в речи ребенка мягких согласных. Излишнее смягчение. Нарушение в дифференциации мягких и твердых звуков. Во время произношения, у детей отмечается как правильное произношение, так и нарушенное.
Чем сложнее звук, тем труднее и позже у детей устанавливается его правильное произношение, соответственно тем многообразнее дефекты его произношения.
Однако необходимо отметить, что у разных детей нарушение звукопроизношения индивидуально. В том случае, если у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения какой-либо одной группы, то дефект принято называть частичным, простым или мономорфным. Если же у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения, которое охватывает одновременно несколько групп звуков, то в этом случае дефект называют полиморфным или сложным диффузным.
Например: Простой, мономорфный дефект – нарушение в произношении звонких звуков. Сложный диффузный, полиморфный дефект – совокупность ротацизма, сигматизма и дефекта озвончения.
Таким образом, звукопроизношение – это воспроизведение звуков речи. От уровня сформированности звукопроизношения будет зависеть обучаемость и успеваемость ребенка в школе, его адаптация и социализация в коллективе. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития.
1.2 Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе
Речь, в том числе и ее звуковая сторона, не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети в определенный период произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать. Знание закономерностей развития фонетической стороны речи детей необходимо, чтобы вовремя и правильно диагностировать нарушения звукопроизношения и строить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.
Правильное звукопроизношение – это не только чистое выговаривание ребенком каждого звука речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах.
М. Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка – это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию – подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное звукопроизношение каждого звука.
Исследователи выделяют разное количество этапов становления речи детей, по-разному их называют, указывают их различные возрастные границы. В большинстве работ выделяются три таких этапа:
1) доречевой, разделяемый на период гуления и лепета (2-6 месяцев и 5-11 месяцев);
2) этап первичного освоения языка (0,11 - конец 2-го года);
3) этап усвоения грамматики.
Как отмечает Е.Ф. Архипова, доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова. Развитие фонетической стороны речи тесно связано с развитием двигательной сферы, с совершенствованием работы периферического речевого аппарата.
По мнению О.Н. Усановой, в это время ребенок произносит определенные звуки с некоторыми признаками нормативов, но они ни в коей мере не являются средством общения. Во-первых, эти звуки лишены какой-либо корреляции (в терминах Р. Якобсона), они не находятся друг с другом ни в отношениях контраста, ни в отношениях оппозиции. Во-вторых, они не имеют точной локализации, отличаются неопределенностью в артикуляции; в-третьих, не соответствуют звуковому составу какого-либо определенного языка.
Важнейший скачок в развитии происходит между 4-мя и 5-ю месяцами. В это время у звуков появляется признак локализованности, начитается структурация слога, и поток речи распадается на слоговые кванты. Это означает, что у ребенка сформировывается физиологический механизм слогообразования, автономный по отношению к другим речевым механизмам.
Около 0,6 речевые проявления ребенка, согласно исследованиям А.А. Леонтьева, включают два новых качества:
1. Появляется эквивалент слова, приобретающий некоторую артикуляционную стабильность.
2. Появляется объективная предметная отнесенность речевых проявлений ребенка.
А.Н. Гвоздёв, изучавший развитие артикуляций в речи ребёнка отмечает, что в это время круг их не расширяется. В исследованиях Н.X. Швачкина указывается, что словарь ребенка в это время отличается так называемым «полисемантизмом», когда одним и тем же словом ребенок называет несколько предметов (или действий, качеств).
Семантическую нагрузку в этот период получают интонация, ритм, а затем и общий звуковой рисунок слова. Они непосредственно выражают чувства ребенка. Семантической диффузности в этот период соответствует фонетическая диффузность. Произносимое ребенком звукосочетание вызывает такой же нерасчлененный, диффузный комплекс звукоассоциаций. Это период фонематической речи, когда звук еще не используется ребенком как смыслоразличитель.
С 0,11 начинается этап первичного освоения языка, продолжающийся до конца 2-го года. Знаменуется он резким увеличением количества слов активного словаря. Ребенок переходит к словесносемантическому строю.
Роль звука в речи в этот период трактуется по-разному. Так, одни авторы (Н.X. Швачкин, Р. Якобсон) поддерживают идею «фонематической значимости» звуков в этот период. (Н.X. Швачкин даже называет этот период периодом фонемной речи). Другие авторы, описывая этот период, высказывают иное мнение. Так, А.А. Леонтьев говорит об отсутствии функциональной значимости звука как такового в речи ребенка в этот период. В частности, он пишет, что «период от 0,11 до 1,3 и частично далее можно охарактеризовать как период синтагматической фонетики, на фоне которой и происходит бурный рост активного словаря».
Этот период А.А. Леонтьев характеризует следующими особенностями:
1) значимость акцептной модели при усвоении новых слов;
2) стремление воспроизвести общий звуковой облик слова, зачастую в ущерб роли в нем отдельных звуков;
3) тенденция к унификации звукового облика слова, которая наиболее заметно проявляется в уподоблении всех согласных по месту образования;
4) артикуляционный состав слова определяется главным образом факторами генетическими или синхронно-физиологическими, но никогда - функциональными;
5) произвольность фонетической стороны речи, распространяющаяся только на звуковой облик слова в целом (И.А. Сикорский разделил развитие речи на 2 этапа: 1-й - подражательной и 2-й - преднамеренной речи);
6) звуки, произносимые ребенком, приобретают релевантность, т.е. состав артикуляций более или менее близок составу артикуляций соответствующего языка за вычетом некоторых «трудных» звуковых типов.
Исследованиями А.А. Леонтьева установлено, что к 1,3 наблюдается замедление роста словаря. Между 1,3 и 1,6 рост его крайне незначителен, зато происходит бурный процесс в фонетической области. Этот период А.А. Леонтьев характеризует как «переход от синтагматической к парадигматической фонетике». Основные черты этого периода, согласно концепции А.А. Леонтьева, следующие:
1) псевдофонология (т. е. ряд слов может отличаться только в одной фонеме, что приводит к необходимости полного уподобления звуков по месту их образования);
2) усвоение новых слов происходит путем их уподобления готовой фонетической модели.
Анализируя процесс развития детской речи, А.А. Леонтьев приходит к выводу, что почти до конца 2-го года жизни ребенка в его речи звук как таковой не имеет функциональной значимости (не выступает как строевая единица). Это явление не случайно, и, как показывает ряд физиологических и психологических данных (исследования Л.А. Чистович и других), такое положение отражает внутреннюю структуру речевого процесса.
Все исследователи детской речи, изучая роль звука на этапе первичного освоения языка, постоянно обращают внимание на изменение объема словаря в речи детей. Они отмечают, что фонетический строй речи и словарь в процессе общего развития речи у детей усваиваются ими не параллельно, а последовательными скачками. Каждый скачок характеризуется приобретением какого-то нового качества в развитии. «Скачкообразность» в развитии словаря и его звукового