Файл: I. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 565
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие «звукопроизношение» в специальной литературе
1.2 Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дислалией
1.4 Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дислалией
2.1 Методики изучения состояния звукопроизношения у детей
2.2 Результаты анализа состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
оформления в детской речи отмечают такие исследователи, как Л.С. Выготский, Н.X. Швачкин, Н.И. Красногорский, А.А. Леонтьев и др. На основании наблюдений исследователи делают вывод, что освоение и развитие фонетической системы языка идет вслед за развитием слова как семантической единицы.
Дальнейшее изучение речи ребенка на этапе усвоения грамматики подтверждает и дополняет этот вывод новыми фактами. Так, Р.Е. Левиной проводится мысль о том, что, работа, проделываемая ребенком в связи с начатками различения грамматических значений, способствует в этом периоде более расчлененному восприятию звукового состава слова. В структуре прежних недифференцированных «контуров» появляется пользование четкими фонемами. То есть именно в этот период звуки речи детей начинают приобретать функциональную значимость, а стимулом для этого становится дальнейшее развитие словаря и грамматических отношений.
Многочисленные литературные данные дают возможность проследить формирование произношения речевого звука в процессе развития речи.
Так, в исследованиях А.Н. Гвоздева приводятся следующие сведения по этому вопросу.
Усвоение большинства звуков свидетельствует о том, что новая артикуляция появляется не сразу в окончательно выработанном виде; вначале можно отметить своего рода искания, выработку ее: появляется ряд звуковых вариантов, только приближающихся к ней и занимающих промежуточное (часто) положение по сравнению с субституцией. Такие колебания в произношении вновь появившегося звука продолжаются очень недолго, однако момент выработки артикуляции звука не совпадает с усвоением его: период усвоения звука заканчивается значительно позже.
Описывая периоды усвоения звуков, отдельные авторы (А.Н. Гвоздев, И.А. Менчинская) обращают внимание на некоторые особенности этого процесса. В частности, отмечается, что в течение всего периода усвоения звуков, наряду с правильно появляющимся в некоторых словах новым звуком, в других на его месте остается прежняя его субституция. Часто отмечается появление то одного, то другого из этих звуков в одном и том же слове, даже произносимом несколько раз подряд. Следовательно, делают вывод исследователи, период усвоения можно характеризовать как время смешения определенных звуков, которые могут появляться при одинаковых фонетических условиях. При этом правильное употребление звука постепенно и последовательно возрастает от начала к концу периода
, пока совершенно не вытеснит субституции. На этом период усвоения звука оканчивается.
Продолжительность усвоения определенная, хотя имеются колебания у некоторых звуков.
Конкретные данные о продолжительности усвоения отдельных звуков приведены в исследования А.Н. Гвоздева:
Изучая вопрос об усвоении новых звуков ребенком, исследователи отмечают, что это усвоение идет частично обособленно, частично группами. Причем, при усвоении группы приблизительно совпадают и время первоначального появления звуков, и время их усвоения. По мнению А.Н. Гвоздева, эта особенность, последовательно отмеченная на протяжении усвоения всех звуков, свидетельствует о том, что из сложного комплекса психофизиологических условий, необходимых для появления в речи ребенка звука, последним является усвоение артикуляционных работ, так как только в этом случае возможна такая группировка в появлении звуков. И в отдельных случаях усваивается собственно не самый звук как сложное целое из нескольких артикуляционных работ, а отдельная работа, являющаяся недостающим слагаемым для ряда звуков.
Н.И. Жинкин в своей работе «Механизмы речи» пишет, что, хотя в нашей речи 30 согласных звуков, для правильного звукопроизношения необходимо овладеть пятью способами артикуляционных работ:
1 способ: смычка.
«Грубый» способ; органы артикуляции смыкаются; этот способ произошел из акта сосания и автоматизировался на нем; благодаря такому виду артикуляционных работ в речи ребенка появляются смычные звуки; сама простая пара «П – Б» → «Т – Д» → «К – Г». Данной артикуляцией ребенок овладевает раньше всего. К 1 году и 2 месяцам ребенок уже умеет их артикулировать, на данных звуках строятся первые слова.
2 способ: щель.
Более тонкий вид артикуляционных работ. Органы артикуляции стремятся к смыканию, а кора головного мозга (лобный отдел) этого не допускает (иннервация). К 2-м годам у ребенка главенствующую функцию берет на себя лобная часть коры, следовательно, появляется возможность контролировать непроизвольное произнесение звуков. Благодаря овладению данным видом артикуляции ребенок начинает произносить щелевые звуки в такой последовательности: «В – Ф» → «С – З» → «Ш – Ж». Данные звуки уже можно тянуть. В отличие от «В – Ф», «С – З» и «Ш – Ж» фрикативные звуки, а также Х, Й.
3 способ: сочетание 2-х видов артикуляции.
Смычка + последующий проход воздуха = смычно-проходные (М – Н раннего онтогенеза);
Аффрикаты - слитные звуки, один из них состоит из смычки и щели, а другой из щели:
Ц = Т + С
Ч = Т’ + Щ
Щ = Ш’ (длительный, двойной мягкий звук)
Ребенок овладевает аффрикатами к 3-м годам.
4 способ: палатализация. (от ит. «палаццо» - дворец, русский аналог – палата)
Этот вид артикуляционных работ заключается в способности поднятия средней части языка к небу, в связи с чем ребенок начинает дифференцировать мягкие и твердые звуки. Этот вид дифференцировки формируется к 3-м годам.
5 способ: вибрация.
Данный способ появляется в речи ребенка последним. Формирование вибрации кончика языка и появление звука Р. К 4-м годам у ребенка должны сложиться все виды этих работ (только в том случае, если ребенок физиологически здоров).
А.Н. Гвоздев отмечает, что отдельные работы, из которых физиологически слагается звук, не находятся в очень тесной ассоциации, которая не поддается распадению, а наоборот, представляют сцепления, легко поддающиеся изменениям. В этом комплексе работ, участвующих в произнесении звука, по-видимому, не все элементы одновременны по происхождению.
Наряду с такой самостоятельностью отдельных артикуляционных работ, составляющих звук, и сравнительной легкостью объединения их в новые комплексы, все же надо отметить, что есть некоторые данные, показывающие, что звук представляет некоторое единство. Именно наличие необходимых для этого звука работ, существующих в других сочетаниях (в других звуках) еще не обуславливает его обязательного появления, хотя чаще всего это так бывает.
В процессе развития речи звуки появляются в определённой последовательности, которую можно проследить по таблице 1.
Таблица 1
Последовательность появления звуков русского языка
По данным исследований А.Н. Рыбникова, А.А. Александрова, Н.С. Державина, В.И. Бельтюкова и др., после стадии лепета и овладения гласными звуками раньше всего в детских словах происходит различение сонорных (носовых) и шумных согласных (мама-папа, баба; няня-тетя, дядя).
Следовательно, прежде всего в детской речи различаются звуки, в основе которых лежит противопоставление надставных труб (звуки носовые – ротовые). На этот же факт указывает Р. Якобсон и М. Халле.
Далее происходит различение звонких и глухих согласных (папа-баба; тетя-дядя).
Следующий этап – различение в произношении взрывных и фрикативных согласных.
В начальном периоде развития в речи ребенка наблюдается обилие смычных и бедность фрикативных, которые представляют больше трудностей для усвоения по сравнению со взрывными; взрывные требуют простого грубого прижатия органа, тогда как для придувных орган произношения должен держаться приближенным или отчасти касающимся, но не нажатым.
В ходе дальнейшего развития детской речи происходит различение твердых и мягких согласных. Мягкость произношения у детей бывает обычно ярко выраженной. Об этом пишут И.А. Сикорский, В.А. Богородицкий, А.Н. Гвоздев и др. Более раннее появление мягких согласных объясняется близостью их двигательных реакций к безусловно рефлекторным реакциям, связанным с актами сосания, жевания, глотания.
На самом последнем этапе становления речи ребенок начинает различать в произношении шипящие и свистящие согласные звуки.
Приведенная выше схема становлений звуков в детской речи отражает постепенный переход от грубых дифференцировок к дифференцировкам более тонким. Выяснение природы этих дифференцировок связано с определением роли анализаторов (слухового и речедвигательного) в усвоении звуков речи. Причем, в этом вопросе между исследователями наблюдались противоречия. Эта противоречивость взглядов на роль анализаторов в становлении детской речи по мнению В.И. Бельтюкова объясняется тем, что исследователи делали те или иные выводы по этому вопросу, исходя из анализа самого процесса развития речи. При таком анализе представлялось трудным выяснить, за счет чего происходит та или иная дифференцировка: за счет деятельности слухового или речедвигательного анализатора. Исследование по сопоставлению различения звуков на слух и постепенного становления их в детской речи, проведенное В.И. Бельтюковым, показало, что последовательность становления звуков в детской речи находится далеко не в соответствии с акустическими свойствами этих звуков. Степень акустических различий между звуками не имеет решающего влияния на самый ход становления речи.
В.И. Бельтюков анализирует развитие звукопроизношения у нормально развивающихся детей, в частности смену субституций, и приходит к выводу, что ход становления звуков речи определяется развитием функции речедвигательного анализатора. Значительную роль играет относительная степень трудности произношения и близость артикуляции к тем или иным безусловно рефлекторным реакциям. Рассматривая далее процесс развития фонематического слуха, В. И. Бельтюков отмечает, что формирование его в значительной степени зависит от развития речедвигательного анализатора.
Слуховой анализатор ребенка уже в начале развития речи оказывается готовым к дифференцированию всех или почти всех звуков речи. Но возможности речедвигательного анализатора значительно отстают от возможностей слухового анализатора. В связи с этим, делает заключение В.И. Бельтюков, самый ход усвоения звуков речи подчинен возможностям развития функций речедвигательного анализатора. Вначале появляются звуки сравнительно грубо артикуляционно противопоставленные, хотя акустически они могут быть противопоставлены и более тонко. Усвоение того или иного конкретного звука происходит путем постепенного перехода от более легкого артикуляционного уклада к более трудному. При этом основную роль играет слуховой контроль, содействующий приближению артикуляционного уклада к тому, который соответствует звуку, воспринимаемому в речи окружающих.
Развитие функции речедвигательного анализатора отражается на ходе формирования фонематического слуха. В зависимости от появления в произношении тех или иных звуковых дифференцировок акустически близкие фонемы ребенок может различать раньше, чем сравнительно более далекие.
Таким образом, развитие звукопроизношения в онтогенезе проходит определенный закономерный путь.
1. Основой возникновения и становления речи является взаимность артикуляции и слуха. Но развитие звуков детской речи не обусловлено только этими моментами. Основной и ведущей причиной, определяющей как фонематическое развитие речи, так и лежащее в основе его развитие артикуляции и слуха, является семантика речи.
2. Усвоение звуков речи происходит через слово, которое является единицей общения.
3. Отношения между усвоением звуков родного языка и развитием словаря строятся по типу неравномерных последовательных скачков, каждый из которых характеризуется приобретением нового качества в развитии. Усвоение и развитие фонетической системы речи идет вслед за развитием слова как семантической единицы.
Дальнейшее изучение речи ребенка на этапе усвоения грамматики подтверждает и дополняет этот вывод новыми фактами. Так, Р.Е. Левиной проводится мысль о том, что, работа, проделываемая ребенком в связи с начатками различения грамматических значений, способствует в этом периоде более расчлененному восприятию звукового состава слова. В структуре прежних недифференцированных «контуров» появляется пользование четкими фонемами. То есть именно в этот период звуки речи детей начинают приобретать функциональную значимость, а стимулом для этого становится дальнейшее развитие словаря и грамматических отношений.
Многочисленные литературные данные дают возможность проследить формирование произношения речевого звука в процессе развития речи.
Так, в исследованиях А.Н. Гвоздева приводятся следующие сведения по этому вопросу.
Усвоение большинства звуков свидетельствует о том, что новая артикуляция появляется не сразу в окончательно выработанном виде; вначале можно отметить своего рода искания, выработку ее: появляется ряд звуковых вариантов, только приближающихся к ней и занимающих промежуточное (часто) положение по сравнению с субституцией. Такие колебания в произношении вновь появившегося звука продолжаются очень недолго, однако момент выработки артикуляции звука не совпадает с усвоением его: период усвоения звука заканчивается значительно позже.
Описывая периоды усвоения звуков, отдельные авторы (А.Н. Гвоздев, И.А. Менчинская) обращают внимание на некоторые особенности этого процесса. В частности, отмечается, что в течение всего периода усвоения звуков, наряду с правильно появляющимся в некоторых словах новым звуком, в других на его месте остается прежняя его субституция. Часто отмечается появление то одного, то другого из этих звуков в одном и том же слове, даже произносимом несколько раз подряд. Следовательно, делают вывод исследователи, период усвоения можно характеризовать как время смешения определенных звуков, которые могут появляться при одинаковых фонетических условиях. При этом правильное употребление звука постепенно и последовательно возрастает от начала к концу периода
, пока совершенно не вытеснит субституции. На этом период усвоения звука оканчивается.
Продолжительность усвоения определенная, хотя имеются колебания у некоторых звуков.
Конкретные данные о продолжительности усвоения отдельных звуков приведены в исследования А.Н. Гвоздева:
-
Т - 20 дн. Ш - 1 мес. 19 дн. Ж - 2 мес. 7 дн.; -
Д - 1 мес. 1 дн. С - 1 мес. 22 дн. Ш - 15 дн.; -
Н - 1 мес. 8 дн. З-1 мес. 24 дн. Ж, Ж' - 19 дн.; -
В - 2 мес. 24 дн. Р - 1 мес. 14 дн. Ч - 2 мес. 4 дн.; -
Л -2 мес. 17 дн. Р' - 2 мес. 11 дн.
Изучая вопрос об усвоении новых звуков ребенком, исследователи отмечают, что это усвоение идет частично обособленно, частично группами. Причем, при усвоении группы приблизительно совпадают и время первоначального появления звуков, и время их усвоения. По мнению А.Н. Гвоздева, эта особенность, последовательно отмеченная на протяжении усвоения всех звуков, свидетельствует о том, что из сложного комплекса психофизиологических условий, необходимых для появления в речи ребенка звука, последним является усвоение артикуляционных работ, так как только в этом случае возможна такая группировка в появлении звуков. И в отдельных случаях усваивается собственно не самый звук как сложное целое из нескольких артикуляционных работ, а отдельная работа, являющаяся недостающим слагаемым для ряда звуков.
Н.И. Жинкин в своей работе «Механизмы речи» пишет, что, хотя в нашей речи 30 согласных звуков, для правильного звукопроизношения необходимо овладеть пятью способами артикуляционных работ:
1 способ: смычка.
«Грубый» способ; органы артикуляции смыкаются; этот способ произошел из акта сосания и автоматизировался на нем; благодаря такому виду артикуляционных работ в речи ребенка появляются смычные звуки; сама простая пара «П – Б» → «Т – Д» → «К – Г». Данной артикуляцией ребенок овладевает раньше всего. К 1 году и 2 месяцам ребенок уже умеет их артикулировать, на данных звуках строятся первые слова.
2 способ: щель.
Более тонкий вид артикуляционных работ. Органы артикуляции стремятся к смыканию, а кора головного мозга (лобный отдел) этого не допускает (иннервация). К 2-м годам у ребенка главенствующую функцию берет на себя лобная часть коры, следовательно, появляется возможность контролировать непроизвольное произнесение звуков. Благодаря овладению данным видом артикуляции ребенок начинает произносить щелевые звуки в такой последовательности: «В – Ф» → «С – З» → «Ш – Ж». Данные звуки уже можно тянуть. В отличие от «В – Ф», «С – З» и «Ш – Ж» фрикативные звуки, а также Х, Й.
3 способ: сочетание 2-х видов артикуляции.
Смычка + последующий проход воздуха = смычно-проходные (М – Н раннего онтогенеза);
Аффрикаты - слитные звуки, один из них состоит из смычки и щели, а другой из щели:
Ц = Т + С
Ч = Т’ + Щ
Щ = Ш’ (длительный, двойной мягкий звук)
Ребенок овладевает аффрикатами к 3-м годам.
4 способ: палатализация. (от ит. «палаццо» - дворец, русский аналог – палата)
Этот вид артикуляционных работ заключается в способности поднятия средней части языка к небу, в связи с чем ребенок начинает дифференцировать мягкие и твердые звуки. Этот вид дифференцировки формируется к 3-м годам.
5 способ: вибрация.
Данный способ появляется в речи ребенка последним. Формирование вибрации кончика языка и появление звука Р. К 4-м годам у ребенка должны сложиться все виды этих работ (только в том случае, если ребенок физиологически здоров).
А.Н. Гвоздев отмечает, что отдельные работы, из которых физиологически слагается звук, не находятся в очень тесной ассоциации, которая не поддается распадению, а наоборот, представляют сцепления, легко поддающиеся изменениям. В этом комплексе работ, участвующих в произнесении звука, по-видимому, не все элементы одновременны по происхождению.
Наряду с такой самостоятельностью отдельных артикуляционных работ, составляющих звук, и сравнительной легкостью объединения их в новые комплексы, все же надо отметить, что есть некоторые данные, показывающие, что звук представляет некоторое единство. Именно наличие необходимых для этого звука работ, существующих в других сочетаниях (в других звуках) еще не обуславливает его обязательного появления, хотя чаще всего это так бывает.
В процессе развития речи звуки появляются в определённой последовательности, которую можно проследить по таблице 1.
Таблица 1
Последовательность появления звуков русского языка
Звуки | Среднее появление | Максимальное появление | Минимальное проявление |
{A}, {У},{О}, {И} | 0-1г | ||
{Э}, {Ы} | 1-2 л | ||
{Б} | 1г 17д | 1 г 23д | 1г 11 д |
{M} | 1 г 24д | 1 г 1м 27д | 11 м 6д |
{П} | 1 г 1 м 6 д | 1г 4м 11д | 7м 22д |
{J} | 1г З м 4 д | 1г 7м 27д | 8м 15д |
{К} | 1 г 4 м 20д | 2г 6м | 9м 15д |
{г} | 1г 5м 12д | 2г 5м 11д | 1 г 15д |
{В} | 1г 8м 19д | 1 г 10м 11д | 1 г 7м 27д |
{Ф} | 2г 12д | 2г 4м 15д | 1г 10 м 1 д |
{Т’} | 1г 10м 17д | 2г 1м 11д | 1г 6м 16д |
{Н’} | 1г 10м 4д | 2г 2м 27д | 1г 7м 1д |
{Д’} | 1 г 10 м 25д | 2г 2м 27д | 1 г 7м 7д |
{Л’} | 1г 11м Зд | 2г Зм 27д | 1г 6м 1д |
{К’} | 1г 9м 21д | 2г 7м 11д | 1г 15д |
{Г’} | 2г 20д | 2г 6м 11д | 1г 15д |
{С’} | 2г 29д | 2г 5м 25д | 1г 8м 1д |
{З’} | 2г 2м 10д | 2г 6м 11д | 1г 8м 16д |
{Т} | 2г 16д | 2г 6м 11д | 1г 9м 16д |
{Д} | 2г 2м 17д | 2г 6м 27д | 1г 10м 1д |
{Н} | 2г 3м 10д | 2г 8м 11д | 1г 11м 3д |
{Х} | 2г 2м 6д | 3г 10м 11д | 1г 3м 27д |
{Х’} | 2г 2м 8д | Зг 2м 27д | 1г 2м 15д |
{Б’} | 2г 2м 20д | 2г 9м 11д | 1г 10м 19д |
{М’} | 2г 4м 1д | 2г 9м 11д | 1г 1м 1д |
{П’} | 2г 5м 16д | 2г 9м 11д | 1г 9м 16д |
{В’} | 2г 5м 13д | 3г 11м | 1г 10м 16д |
{Ф’} | 2г 7м 19д | 3г 3м 11д | 2г 2м 16д |
{З} | 2г 7м 17д | 3г 1м 27д | 2г 1 д |
{С} | 2г 7м 22д | 3г 27д | 1г 11 м 4д |
{Л} | 2г 11м 6д | 3г 6м 5д | 1г 6м 11 д |
{Ц} | 3г 2м 5д | 4г 10м 12д | 2г 5м 16д |
{Ч} | 3г 14д | 4г3м 27д | 2г4м 15д |
{Щ} | 3г 5м 1д | 4г 4м 27д | 2г6м 1д |
{Ш} | 3г 8м д | 4г 11м 27д | 2г4м 1д |
{Ж} | 3г 7м 9д | 4г 11м 27д | 2г 4м 1 д |
{Р’} | 3г 11м 20д | 5л 6м 3д | 3г 6м |
{Р} | 4г 11м 27д | 6л 10м | 2 г 6м |
По данным исследований А.Н. Рыбникова, А.А. Александрова, Н.С. Державина, В.И. Бельтюкова и др., после стадии лепета и овладения гласными звуками раньше всего в детских словах происходит различение сонорных (носовых) и шумных согласных (мама-папа, баба; няня-тетя, дядя).
Следовательно, прежде всего в детской речи различаются звуки, в основе которых лежит противопоставление надставных труб (звуки носовые – ротовые). На этот же факт указывает Р. Якобсон и М. Халле.
Далее происходит различение звонких и глухих согласных (папа-баба; тетя-дядя).
Следующий этап – различение в произношении взрывных и фрикативных согласных.
В начальном периоде развития в речи ребенка наблюдается обилие смычных и бедность фрикативных, которые представляют больше трудностей для усвоения по сравнению со взрывными; взрывные требуют простого грубого прижатия органа, тогда как для придувных орган произношения должен держаться приближенным или отчасти касающимся, но не нажатым.
В ходе дальнейшего развития детской речи происходит различение твердых и мягких согласных. Мягкость произношения у детей бывает обычно ярко выраженной. Об этом пишут И.А. Сикорский, В.А. Богородицкий, А.Н. Гвоздев и др. Более раннее появление мягких согласных объясняется близостью их двигательных реакций к безусловно рефлекторным реакциям, связанным с актами сосания, жевания, глотания.
На самом последнем этапе становления речи ребенок начинает различать в произношении шипящие и свистящие согласные звуки.
Приведенная выше схема становлений звуков в детской речи отражает постепенный переход от грубых дифференцировок к дифференцировкам более тонким. Выяснение природы этих дифференцировок связано с определением роли анализаторов (слухового и речедвигательного) в усвоении звуков речи. Причем, в этом вопросе между исследователями наблюдались противоречия. Эта противоречивость взглядов на роль анализаторов в становлении детской речи по мнению В.И. Бельтюкова объясняется тем, что исследователи делали те или иные выводы по этому вопросу, исходя из анализа самого процесса развития речи. При таком анализе представлялось трудным выяснить, за счет чего происходит та или иная дифференцировка: за счет деятельности слухового или речедвигательного анализатора. Исследование по сопоставлению различения звуков на слух и постепенного становления их в детской речи, проведенное В.И. Бельтюковым, показало, что последовательность становления звуков в детской речи находится далеко не в соответствии с акустическими свойствами этих звуков. Степень акустических различий между звуками не имеет решающего влияния на самый ход становления речи.
В.И. Бельтюков анализирует развитие звукопроизношения у нормально развивающихся детей, в частности смену субституций, и приходит к выводу, что ход становления звуков речи определяется развитием функции речедвигательного анализатора. Значительную роль играет относительная степень трудности произношения и близость артикуляции к тем или иным безусловно рефлекторным реакциям. Рассматривая далее процесс развития фонематического слуха, В. И. Бельтюков отмечает, что формирование его в значительной степени зависит от развития речедвигательного анализатора.
Слуховой анализатор ребенка уже в начале развития речи оказывается готовым к дифференцированию всех или почти всех звуков речи. Но возможности речедвигательного анализатора значительно отстают от возможностей слухового анализатора. В связи с этим, делает заключение В.И. Бельтюков, самый ход усвоения звуков речи подчинен возможностям развития функций речедвигательного анализатора. Вначале появляются звуки сравнительно грубо артикуляционно противопоставленные, хотя акустически они могут быть противопоставлены и более тонко. Усвоение того или иного конкретного звука происходит путем постепенного перехода от более легкого артикуляционного уклада к более трудному. При этом основную роль играет слуховой контроль, содействующий приближению артикуляционного уклада к тому, который соответствует звуку, воспринимаемому в речи окружающих.
Развитие функции речедвигательного анализатора отражается на ходе формирования фонематического слуха. В зависимости от появления в произношении тех или иных звуковых дифференцировок акустически близкие фонемы ребенок может различать раньше, чем сравнительно более далекие.
Таким образом, развитие звукопроизношения в онтогенезе проходит определенный закономерный путь.
1. Основой возникновения и становления речи является взаимность артикуляции и слуха. Но развитие звуков детской речи не обусловлено только этими моментами. Основной и ведущей причиной, определяющей как фонематическое развитие речи, так и лежащее в основе его развитие артикуляции и слуха, является семантика речи.
2. Усвоение звуков речи происходит через слово, которое является единицей общения.
3. Отношения между усвоением звуков родного языка и развитием словаря строятся по типу неравномерных последовательных скачков, каждый из которых характеризуется приобретением нового качества в развитии. Усвоение и развитие фонетической системы речи идет вслед за развитием слова как семантической единицы.