Файл: I. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 574
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие «звукопроизношение» в специальной литературе
1.2 Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дислалией
1.4 Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дислалией
2.1 Методики изучения состояния звукопроизношения у детей
2.2 Результаты анализа состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
К категории детей с дислалией относят тех детей, у которых нарушение фонетической стороны речи обусловлены недостатками строения артикуляционного аппарата, а также теми причинами, которые не вызывают видимых органических нарушений строения артикуляционного аппарата – общей физической ослабленностью ребенка в результате соматических заболеваний, задержкой психического развития (определяемой минимальными мозговыми дисфункциями), поздним развитием речи, выборочными нарушениями фонематического слуха, неблагоприятным социальным окружением, подражанием неправильному речевому образцу.
Глава II. Экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
2.1 Методики изучения состояния звукопроизношения у детей
Для проведения эффективной логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей необходимо изначально правильно провести диагностику речи ребенка. Этой проблемой занимались многие авторы, такие как: М. Ф. Фомичева, Г. А. Каше, М. Е. Хватцев, Е. М. Мастюкова, Г. В. Чиркина; О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина; О. Г. Приходько, Н. Ю. Григоренко; М.А. Поваляева; Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова; Т. А. Фотекова и мн.др.
Несмотря на большое количество методик, многие из них схожи по своей структуре, которая включает в себя:
-
сбор информации об анкетных и анамнестическмих данных; -
исследование строения и подвижности речевого ребенка; -
исследование состояние слуховой, дыхательной и голосовой функций; -
исследование устной речи с помощью специально разработанных дидактических материалов, позволяющих выявить дефекты произношения.
Мы изучили и представили методику обследования, предложенную Г.А. Волковой в пособии «Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи» [11]. Обследование дислалии по схеме Волковой на сегодняшний день является популярным у логопедов при диагностике детей дошкольного возраста, так как она представляет собой схему дифференцированной диагностики детей с дислалией. В нее входят как основные этапы (сбор анкетных данных, сведений о семье, изучение медицинского анамнеза и так далее), так и более частные, но информативные моменты, позволяющие в полной мере составить картину психоречевого развития.
Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы
имеем в виду логопедическое обследование, которое проводится не позднее четырёхлетнего возраста.
При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить состояние фонематических процессов у ребёнка. Схема обследования звукопроизношения детей с дислалией Г.А. Волковой представлена в Приложении 1.
Для обследования произношения звуков в словах необходим набор специальных предметных картинок. Названия предметов, изображенных на картинках, должны представлять собой слова различного слогового и звукового состава, многосложные, со стечением согласных, с исследуемыми звуками, занимающими различное местоположение. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки речи является такой: ребёнку предъявляются для называния картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным.
Если у ребенка не получается произнести звук в слове, ему предлагают то же слово произносить отраженно (вслед за логопедом), а также слоги с этим звуком – прямые и обратные.
Как правило, подобного обследования оказывается достаточно, чтобы выявить отклонения в звукопроизношении ребенка. Однако можно встретиться и с таким случаем, когда в каком-то одном слове (называя предъявленную картинку) ребенок произносит звук правильно, а в самостоятельной речи искажает его или заменяет другим. Поэтому важно также проверить, насколько правильно он произносит проверяемые звуки во фразовой речи. Для этого ребенку надо предложить произнести подряд произнести подряд несколько фраз, в которых чаще повторялся исследуемый звук. Хорошо для этой цели использовать чистоговорки, потешки, представленные в Приложении 2.
При обследовании состояния звукопроизношения особое внимание нужно обращать еще и на то, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет ли их в речи (отдельных словах и фразах). Можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки с и ш, однако в речи их не дифференцирует, заменяет один звук другим («У коски пусиштый хвост»). (Правда, чаще всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.) Таким образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи.
Для обследования подбирают специальные картинки – предметные и сюжетные. При подборе картинок следует предусмотреть произнесение ребенком слов и фраз, содержащих сходные по артикуляции или по звучанию фонемы.
Некоторые фразы логопед может произносить сам, предлагая ребенку повторять их отраженно.
Во время проведения обследования логопед заполняет протокол. По результатам обследования необходимо оформить речевую карту, в которой указывается логопедическое заключение. В логопедическом заключении отмечается форма дислалии, причина, её обуславливающая, а также отмечается объём нарушений звукопроизношения, все дефектно произносимые ребёнком звуки и характер их нарушения. В случае необходимости проводится более глубокое логопедическое обследование с изучением лексико-грамматической и связной стороны речи.
2.2 Результаты анализа состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Нами было проведено экспериментальное исследование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «ДС № 15» г. Троицка. В эксперименте приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями звукопроизношения. Средний возраст испытуемых – 6 лет.
Эксперимент проводился в 3 этапа.
Первый этап начался с изучения имеющейся на ребенка медицинской и педагогической документации; дополнительные анамнестические сведения были получены из бесед с воспитателем.
Анализ данных показал, что у детей данной группы анамнез отягощен неврологической патологией, а также соматическими заболеваниями, перенесенными на первом году жизни. Кроме того, специфика повреждающих факторов проявляется и в психолого-педагогических особенностях детей. Дети имеет признаки расторможенности (гиперактивность, неусидчивость) или заторможенности (малая активность, медлительность).
По заключению узких специалистов – окулиста, отоларинголога, педиатра, психиатра - зрение и слух всех исследуемых детей соответствовали норме, интеллект детей соответствовал возрасту.
На втором (констатирующем) этапе проводилось исследование индивидуальным методом с использованием альбома О. Б. Иншаковой «Альбом для логопеда», где представлен наглядный материал для выявления дефектов произношения.
На третьем этапе были проанализированы полученные данные. Результаты обследования представлены в Таблицах 2, 3, 4.
Таблица 2
Результаты обследования состояния строения органов артикуляционного аппарата и речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Имя ребенка | Аномалии в строении артикуляционного аппарата | Подвижность языка | Подвижность губ | Подвижность нижней челюсти | Подвижность верхней челюсти |
Катя В. | + | - | + | + | + |
Марат Б. | Этап смены зубов, формируется прогнатия | + | + | + | - |
Аня А. | + | - | + | + | + |
Алина М. | + | + | - | + | + |
Паша Б. | + | - | + | + | + |
Вика Э. | Высокое небо | - | + | + | + |
При обследовании артикуляционного аппарата были выявлены аномалии в строении у 2 детей. При обследовании подвижности органов артикуляции выявлено, что у большинства детей отмечается плохая подвижность языка (у 4 из 6 детей-67%), выражающаяся в неумении:
-
удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.); -
облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции); -
произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам; -
удержать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.); -
пощелкать языком (3-5 раз); -
имитировать языком положение «трубочки»; -
произвести 2-3 движения из перечисленных попеременно.
У одного ребёнка ограничена подвижность губ, вследствие этого становятся затруднительными вытягивание губ трубочкой, растягивание углов рта, а также другие различные движения, которые меняют размер и форму преддверия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой полости.
Таблица 3
Результаты обследования состояния фонематического анализа, синтеза и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Имя ребёнка | Анализ | Синтез | Фонематическое восприятие |
Катя В. | + | + | - |
Марат Б. | + | + | + |
Аня А. | + | + | + |
Алина М. | - | - | - |
Паша Б. | + | + | + |
Вика Э. | + | - | - |
По результатам обследования фонематического восприятия были получены данные, которые позволяют судить о недоразвитии фонематического анализа у одного ребёнка (17%): девочка затруднялась в выделении звука на фоне слова по картинкам и на слух, особенно сложным для неё было задание на дифференциацию звуков по противопоставлениям (мышка-мишка). Данные трудности говорят о нарушении слуховой дифференциации.