Файл: I. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 564

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

1.1. Понятие «звукопроизношение» в специальной литературе

1.2 Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе

1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дислалией

1.4 Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дислалией

Выводы по главе 1

Глава II. Экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

2.1 Методики изучения состояния звукопроизношения у детей

2.2 Результаты анализа состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

2.3 Содержание работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией на занятиях учителя-логопеда

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы:

Приложения



4. Усвоение каждого звука происходит постепенно от непроизвольного звучания (в дофонемный период) через поиски артикуляций и слово к произвольности звучания (в фонемный период). Раньше всего устанавливается локализация звуков.

5. Появившись в речи ребенка звук в течение определенного времени, проходит этап становления - период усвоения звука. Периоды усвоения различны у различных звуков и зависят от силы старых и новых «представлений» о звуке, а также от сложности артикуляции звука.

6. Усвоение новых звуков идет частью обособленно, частью - группами, когда звуки объединяются наличием одной общей работы органов речи.

7. Последовательность усвоения звуков зависит от взаимной артикуляционной близости их и сложности произнесения. Ход усвоения звуков речи подчинен возможностям развития функции речедвигательного анализатора. При этом большую роль играет слуховой контроль.

8. Окончательно формирование звуков речи у нормально развивающихся детей заканчивается к 5-6 годам.


1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дислалией


Для составления психолого-педагогической характеристики дошкольников с функциональной дислалией мы обратились к работам ведущих специалистов в области возрастной патопсихологии. В книге «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» доктора педагогических наук, профессора, заведующего лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии Стребелевой Е.А. раскрываются особенности детей дошкольного возраста и пути их диагностирования. Она пишет: «Дошкольное детство – важный период в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу статусу школьника» [3].

В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д. Значительно возрастает роль речи, как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления [1].

В учебном пособии Р.И. Лалаеваой, С.Н. Шаховской «Логопатопсихология» отмечается, что в некоторых случаях, у детей с различными формами речевых нарушений, имеются определенные психологические (психолого-педагогические, патопсихологические) особенности, отмечается своеобразие формирования личности. Это, в разной степени, проявляется в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Бесспорным является факт

, что нарушения речи, в определенной мере, влияют на формирование других сторон психики, а в некоторых случаях и именно ими вызываются [4].

Психолого-педагогическое изучение процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и характера детей с полиморфной дислалией показало наличие ряда специфических и отличительных особенностей.

Дети с полиморфной дислалией:

  • имеют нормальный интеллект, работоспособность, мыслительные процессы также в норме, за исключением редких случаев задержки психического развития. Иногда встречаются дислалики с чертами инфантилизма;

  • выраженных патологических изменений эмоционально-волевой сферы и характера не встречается. Поведение и настроение детей с функциональной дислалией, на занятиях правильные, за исключением отдельных случаев. Дети охотно занимаются с логопедом, стараясь избавиться от своего дефекта;

  • отмечаются вегетативные нарушения, которые проявляются в потливости конечностей и красном дермографизме;

  • наблюдается нерезко выраженное снижение памяти, что влияет на усвоение прорабатываемого материала. Слабость процесса запоминания слов у детей с функциональной дислалией связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения;

  • мышление, внимание в норме. Дети активны, подвижны, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой;

  • в строении артикуляционного аппарата нарушений не отмечается;

  • сон спокойный, без ночных страхов и сновидений;

  • гигиенические навыки вырабатываются быстро и стойко удерживаются;

  • не отмечается нарушений темпо-ритмической организации речи, изменения дыхания не типичны, фонационные расстройства не отмечаются. Дискоординация дыхания, голосообразования и артикуляции отсутствует;

  • дети-дислалики понимают обращенную к ним речь, имеют достаточный словарь, полную фразу, громкий голос и нормальный темп речи. В отдельных случаях у детей с функциональной дислалией ускоренный темп речи. Характерным признаком является нарушение звукопроизношения. Фонетические расстройства проявляются в виде замены одних звуков другими, смешения звуков, отсутствия звуков, нечеткое искаженное произношение звуков. Страдает артикуляция только согласных звуков. Фонематический слух, в большинстве случаев, снижен.


Через 1-3 месяца работы с логопедом, дети-дислалики дают хорошие результаты. У них восстанавливаются дефектные звуки. Закрепление сформированных звуков не вызывает затруднений. Прогноз у детей с функциональной дислалией благоприятный [2].

Изучив психолого-педагогические особенности детей с функциональной дислалией, можно сделать вывод о том, что значительных нарушений со стороны психических процессов не выявлено. Но наблюдаются нарушения памяти и внимания, что напрямую связано с нарушением звукопроизносительной стороны речи.


1.4 Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дислалией


Дислалия – дефекты произношения звуков у детей, которые не имеют проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляции. Дислалия у детей проявляется в виде отсутствия, замены, искажением звуков. Слово дислалия происходит из греческого языка, dys – нарушение, lalia – речь. При данном заболевании проводится логопедическое исследование, в ходе которого обследуется подвижность, строение речевого аппарата, фонетический слух. Может потребоваться консультации невролога, стоматолога, отоларинголога.

Такое нарушение речи не связано с повреждениями и дефектами центральной нервной системы и слухом. Дислалия – самая распространённая проблема с речью у детей. Оно встречается у 25%-30%, а по некоторым данным у более чем 50% дошкольников, в возрасте до 7 лет. Имеют различные формы 17-20% школьников младших классов и 1% старшего возраста. В структуре этого нарушения, более всего выделяются полиморфные нарушения при произношении.

Они препятствуют овладению речью и являются причинами для дисграфии, дислексии. Это речевое нарушение обладает избирательностью, то есть ребенок может хорошо выговаривать до 90% слов и звуков, но иметь проблемы с оставшимся 10%. Своевременная коррекция в состоянии полностью избавить ребенка от нарушений при произношении.

Увидеть и распознать симптоматику дислалии не сложно, это можно сделать обращая внимание на речь своего ребенка. Характерными симптомами являются искажения, замена звуков или букв на другие. Малыш может вовсе пропускать некоторые буквы в своей речи. Если имеет место замещение, симптомом является изменение слышимого звука на другой, который проговаривается ребенком. Например, ребенок слышит слово «кошка», но проговаривает «гошка». Такое явления происходит по причине того, что он не может дифференцировать звук по артикуляции и акустики.

Пациент может заменять фонемы на произвольные, в хаотическом порядке, независимо от структуры слова. Нет разделения на шипящие, твердые, мягкие и другие виды. Иногда ребенок может произносить одно и то же слово различным образом, в том числе и правильно. Это свидетельствует о незавершенном усвоении фонем. Ребенка, страдающего таким нарушением, можно определить по его речи и произношению. Он используют звуки, буквы, которых в слове нет. Такое характерно обычно для механического типа.