Файл: I. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 569

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

1.1. Понятие «звукопроизношение» в специальной литературе

1.2 Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе

1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дислалией

1.4 Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дислалией

Выводы по главе 1

Глава II. Экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

2.1 Методики изучения состояния звукопроизношения у детей

2.2 Результаты анализа состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

2.3 Содержание работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией на занятиях учителя-логопеда

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы:

Приложения



Главной целью в работе с родителями становится: вовлечение родителей в образовательное единое пространство «Детский сад-семья». Проведение анкетирования, бесед помогает выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, продумать действенные формы взаимодействия с семьей. В педагогической практике работа с родителями, их педагогическое просвещение в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста осуществляется в определенной системе, что отображено в перспективном плане работы с семьёй, который составляется на 1 год.

Такая работа проводится в начале учебного года. При планировании прогноза коррекционной работы обязательно учитывается: роль всех членов семьи в воспитании ребенка, тип семейного воспитания. Из первой беседы выясняются условия воспитания ребенка в семье, особенности развития, его увлечения, интересы.

Консультации для родителей должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый конкретный материал. Наиболее актуальные темы консультаций:

  • «Атикуляционная гимнастика»;

  • «Развитие мелкой моторики»;

  • «Выполнение домашнего задания»;

  • «Развитие внимания и мышления»;

  • «Речевые игры дома»;

  • «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»;

  • «Роль родителей в развитии речи детей»;

  • «Как учить звуко-буквенному анализу».

Для знакомства с требованиями, приемами и содержанием работы логопеда, наблюдением за своим ребенком родители приглашаются на открытые индивидуальные занятия. Такая форма работы позволяет родителям: контролировать ход логопедической работы, видеть объём знаний своего ребёнка и разнообразие речевых упражнений, игр, наглядно-игрового, речевого материала.

Основной формой взаимодействия с родителями является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь заполняется систематически, выдается перед выходными на дом, для того, чтобы родители могли с ребенком закрепить пройденный материал.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, убедить в необходимости закрепления изученного материала в домашних условиях.

Таким образом, при благоприятных условиях обучения и коррекции дети способны приобретать определенные навыки самоконтроля и самокоррекции в области звукопроизношения, и помочь им в этом могут различные педагогические средства
, современные усовершенствованные методы логопедического воздействия, вырабатывающие устойчивые навыки правильного звукопроизношения и повышающие эффективность коррекционной работы.


Выводы по главе 2


При обследовании звукопроизношения первоначально необходимо изучить историю развития ребёнка и установить с ним контакт. При обследовании состояния органов артикуляционного аппарата необходимо выявить анатомические и моторные особенности артикyляциoнного аппарата. Обязательным компонентом при обследовании звукопроизношения является оценка сформированности фонематического слуха.

Формирование звукопроизношения предполагает опору на восприятие звуковых элементов речи и их воспроизведение. Однако полноценное восприятие звуков и слов невозможно без активного участия артикулирования.

Обычно проведение итоговой психолого-логопедической диагностики и сравнение наличных достижений, в общем и речевом развитии ребенка с данными первичного обследования (т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении его речевых возможностей.

При работе над коррекцией речи необходимо опираться на следующие принципы: системности, комплексности, последовательности, принцип развития, рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы.


Заключение


Звукопроизношение является одним из важных разделов общей культуры речи и ее звуковой составляющей. Этот процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата.

В онтогенезе развитие и становление звукопроизношения происходит постепенно. Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети
произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата.

Самое простое и распространённое нарушение работы речевого аппарата – дислалия. К категории детей с дислалией относят тех детей, у которых нарушение фонетической стороны речи обусловлены недостатками строения артикуляционного аппарата, а также теми причинами, которые не вызывают видимых органических нарушений строения артикуляционного аппарата – общей физической ослабленностью ребенка в результате соматических заболеваний, задержкой психического развития (определяемой минимальными мозговыми дисфункциями), поздним развитием речи, выборочными нарушениями фонематического слуха, неблагоприятным социальным окружением, подражанием неправильному речевому образцу.

Причины различных форм дислалии могут быть связаны с патологиями речевого аппарата либо особенностями речевого воспитания ребенка.

При дислалии наблюдается как клиническое разнообразие симптомов, так психолого-педагогические особенности детей данной группы.

У детей с дислалией отмечаются несовершенства фонематического восприятия, задержка в овладении звуковым анализом и синтезом, что приводит к отклонению в овладении чтением и письмом. Чтобы предупредить возможные в дальнейшем трудности в обучении, необходимо провести своевременную диагностику речи ребенка. И лишь на основе выявленных данных необходимо планировать коррекционную работу.

К категории детей с дислалией относят тех детей, у которых нарушение фонетической стороны речи обусловлены недостатками строения артикуляционного аппарата, а также теми причинами, которые не вызывают видимых органических нарушений строения артикуляционного аппарата – общей физической ослабленностью ребенка в результате соматических заболеваний, задержкой психического развития (определяемой минимальными мозговыми дисфункциями), поздним развитием речи, выборочными нарушениями фонематического слуха, неблагоприятным социальным окружением, подражанием неправильному речевому образцу.


При обследовании звукопроизношения первоначально необходимо изучить историю развития ребёнка и установить с ним контакт. При обследовании состояния органов артикуляционного аппарата необходимо выявить анатомические и моторные особенности артикyляциoнного аппарата. Обязательным компонентом при обследовании звукопроизношения является оценка сформированности фонематического слуха.

Формирование звукопроизношения предполагает опору на восприятие звуковых элементов речи и их воспроизведение. Однако полноценное восприятие звуков и слов невозможно без активного участия артикулирования.

Обычно проведение итоговой психолого-логопедической диагностики и сравнение наличных достижений, в общем и речевом развитии ребенка с данными первичного обследования (т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении его речевых возможностей.

При работе над коррекцией речи необходимо опираться на следующие принципы: системности, комплексности, последовательности, принцип развития, рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы.


Список литературы:



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст]: учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. / Т.В. Большева. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.

3. Бородич, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста / [Текст] / А.М. Бородич. - ¬М.: Просвещение, 2014. – 189 с.

4. Васильева, В.С. Дидактические возможности информационных технологий в процессе логопедической работы по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й научно-практич. конф. — Ульяновск, 2014. — С. 24–29.

5. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: учеб. метод. пособие / Т.В. Вослосовец. - М.: Издательство Сфера, 2007. – 224с.