Файл: I. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 577
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие «звукопроизношение» в специальной литературе
1.2 Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дислалией
1.4 Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дислалией
2.1 Методики изучения состояния звукопроизношения у детей
2.2 Результаты анализа состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Работа также ведется в двух направлениях:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Воспитание правильного звукопроизношения.0Развитие фонематического восприятия.
Как только ребенок научился произносить звук, начинают работу по обучению навыкам фонематического анализа и синтеза:
1. Выделение заданного согласного звука из ряда других звуков.
2. Выделение заданного согласного звука на фоне слова.
3. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).
4. Анализ и синтез обратного слога типа [ас].
5. Анализ и синтез прямого слога типа [са].
6. Определение соседних звуков.
7. Определение количества звуков в слове.
8. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из трёх звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, звуки.
9. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием. Для того чтобы научить отличать нормированное произнесение звука от ненормированного, после постановки звука и закрепления произнесения его в словах, провести упражнения на сравнение нового и старого звука.
Воспитание правильного звукопроизношения.
На данном этапе логопедическая работа осуществляется в следующей последовательности:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука.
3. Дифференциация смешиваемых звуков.
Постановка звука.
Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. Большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений).
Продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений. Развитие артикуляторной моторики проводится в виде артикуляторной гимнастики – комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающий правильное произнесение звука. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений. Артикуляторная гимнастика обычно проводится по подражанию, перед зеркалом. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости.
Выделяют 3 способа постановки звука:
1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. При помощи артикуляторных упражнений ребенка подводят к созданию необходимого уклада. Например, «чашечка» для звука «Ш». Логопед просит выполнить чашечку за верхними зубами и подуть.
2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.
3. Смешанный способ. Совмещаются два предыдущих. Ведущим является первый способ, второй используется как дополняющий. При этом способе ребенок является более активным и быстрее запоминает необходимый уклад.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
-
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); -
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); -
автоматизация звука в предложениях; -
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; -
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; -
автоматизация звука в разговорной речи.
Прежде всего, проводится включение звука в слоги. Дидактический материал не должен содержать смешиваемых звуков. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях
, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи. Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Дифференциация звуков:
Проводится работа по различению поставленного звука с другими, ранее смешиваемыми. Основная задача – воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Переход к этапу дифференциации звуков может быть начат только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании, то есть когда умение правильно произносить «новый» звук уже достаточно автоматизировано. Сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно. Сначала слоги СА-ША, АС-АШ, СТО-ШТО, которые должны произноситься ребенком без всяких звуковых замен, слова –САНКИ – ШАПКА, МИСКА – МИШКА, предложения (типа широко известного ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ); связные тексты, включающие оба смешиваемых звука. В отношении дошкольников необходима специальная работа по предупреждению таких замен. Оба дифференцированных звука обязательно сразу связываются с буквами.
Виды работ:
-
какой звук ты слышишь в этом слове – Ш или С; -
произнесение слов парами. Но сразу включать в минимальный контекст; -
отбери картинки на С и на Ш. Важное требование. На одном занятии дифференцируется только одна пара звуков. Занятий может быть от двух до пяти. Последовательность: С – З, С – Ш, С – С, С – Ц.
Учет взаимосвязи звуков при выборе последовательности их постановки при сложной дислалии.
Соблюдается дидактический принцип последовательного перехода от простого к сложному. Исправить недостатки произношения свистящих легче, чем шипящих. Поэтому начинают с них. Соответственно сначала «Л», потом «Р». При этом не только возможна, но и необходима работа над двумя звуками параллельно. Однако не следует брать звуки, артикуляция которых противоположна. С - Л. Может произойти взаимное торможение движений. Не следует брать звуки, вызывающие наибольшие энергозатраты. Р - Ш. Большое напряжение дыхательных органов может привести к быстрому переутомлению вплоть до головокружения. При работе с парными звуками ставится глухой, затем добавляется голос.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Цель – сформировать у ребенка умения и навыки без ошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Содержание: Завершение работы по автоматизации и дифференции звуков.
Закрепление произносительных навыков в различных ситуациях общения. Предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма в возрасте 6 – 7 лет. В основном используется текстовый материал. Применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный заданными звуками. Соблюдение именно такой последовательности в работе является обязательным, поскольку всякое ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы.
Для правильной организации коррекционной работы по звукопроизношению важны принципы речевых нарушений. Р.Е. Левина сформировала три принципа анализа речевых нарушений, адекватных средствам логопедии:
-
принцип развития; -
принцип системного подхода; -
принцип рассматривания речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка.
Эти принципы остаются ведущими в логопедии при анализе речевых нарушений. Работа по исправлению нарушения звукопроизношения строится также на основе общих педагогических принципов, и в первую очередь – постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных способностей. Если ребёнок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или слове) даже по подражанию (пример), он нуждается в полном цикле коррекции звука – постановке, автоматизации и дифференциации [21].
В российской педагогической практике дидактические игры рассматриваются как специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Большие возможности дидактической игры в коррекции звукопроизношения отмечали А.И. Максаков, М.Ф. Фомичёва, В.В. Гербова и др. исследователи.
Игровые приемы должны максимально широко использоваться на всех этапах коррекции звукопроизношения. А именно- подготовительном, постановочном (вызывания звука), автоматизации и дифференциации звука.
В ходе работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией, нами был выделен блок игровых упражнений, наиболее интересных данной возрастной группе:
-
для развития артикуляции «Чашечка», «Грибок», «Вкусное варенье»; -
для развития правильного дыхания: «Снежинки летят», «Подул ветерок»; -
для развития мелкой моторики дидактические игры: «Бусы», «Пальчиковый сухой бассейн», «Шнуровки»; -
для автоматизации звуков: «Улитка», «Что делает Мила?», «Половинки»; -
для дифференциации звуков: «Лесные цветы», «На лесной полянке».
При этом все игровые упражнения - многофункциональны, их можно дополнять, изменять, комбинировать, систематизировать и классифицировать в зависимости от нарушенного звука.
Также мы выявили заинтересованность детей в работе с картинным материалом. Каждая картинка имеет ряд вариативных заданий, например:
1. Обозначить (подчеркнуть, обвести, зачеркнуть и т.п.) заданную картинку («нарисуй волну под рыбкой»).
2. Обозначить картинку слева (справа) от заданной («подчеркни предмет, который находится справа от коровы»).
3. Обозначить только заданную последовательность картинок (конфету и рыбку поместить в прямоугольник).
4. Обозначить картинку, в названии которой есть звук Р (или другой звук).
5. Обозначить картинки, название которых начинается с определенного звука.
6. Обозначить картинки, название которых начинается с определенного слога (буквосочетания).
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед логопедом стоят задачи в работе не только с детьми с нарушениями речи, но и его семьёй.
Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО, является принцип партнёрства с семьёй.
В зависимости от образовательных потребностей и запросов, родителей меняются формы, тематика запланированных мероприятий с семьей.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается, основываясь на следующих принципах:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
3. Сотрудничество, а не наставничество – создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.