Файл: I. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 583
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие «звукопроизношение» в специальной литературе
1.2 Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дислалией
1.4 Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дислалией
2.1 Методики изучения состояния звукопроизношения у детей
2.2 Результаты анализа состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Трое детей (50%) не смогли составить слова из данных звуков в ненарушенной последовательности.
Также у троих детей отмечаются нарушения фонематического восприятия. Это проявляется в том, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.
Таблица 4
Результаты обследования состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Имя | Гласные | Свистящие | Шипящие | Аффрикаты | Соноры | Йотирован | Звонкие и глухи | Твёрдые и мягкие |
Катя В. | + | + | + | + | Увулярное [р] | + | + | Замена [г] на [г’] |
Продолжение таблицы 4
Марат Б. | + | Межзубные [с], [з] | + | + | [Л]-[ва],[в], пропуск [л’] | + | Озвончение [с], [с’] | + |
Аня А. | + | + | Губно-зубной[ш] | + | + | Замена [й] на [и] | + | + |
Алина М. | + | + | + | Призубный [ц] | Увулярное [р] | + | + | + |
Паша Б. | + | + | Боковой [ш] | Замены [ч] и [щ] на [с’] | + | + | + | + |
Вика Э. | + | + | Губно-зубной [ш] | + | Замена [р] на [й] | + | + | + |
Нарушения звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дислалией проявились следующим образом:
1. Искажения звуков:
-
боковой сигматизм шипящих; -
межзубный сигматизм; -
губно-зубной сигматизм; -
увулярный ротацизм.
2. Замены:
-
параротацизм; -
параламбдацизмы; -
парайотацизмы; -
парасигматизмы.
При обследовании звукопроизношения мы выяснили, что у большинства детей нарушено произношение сонорных и шипящих звуков. Нарушение произношения заднеязычных и гласных звуков зафиксировано не было. В речи детей отмечались расхождения между умением произносить звуки изолированно и в речевом потоке. Изолированно звуки произносились чище, правильнее, в речевом потоке – неясно, нечетко, так как не дифференцировались.
Таким образом, нами определено состояние звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией, проявляющееся в нарушении нескольких групп звуков.
2.3 Содержание работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией на занятиях учителя-логопеда
Для того, чтобы выделить содержание работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией, мы проанализировали методические рекомендации авторов: Г.В. Чиркиной, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Н. И. Дьяковой и других. Мы выяснили, что детьми лучше всего воспринимается игровой метод обучения, включающий дидактические игры для развития мелкой моторики, фонематических процессов, артикуляции, звукопроизношения.
Основной целью работы учителя-логопеда при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. узнавать звук по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от не нормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.
Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению.0Предпосылкой успеха в работе учителя-логопеда является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения:
-
эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; -
сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.
Логопедические занятия проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю. Продолжительность индивидуального занятия – 20 минут. Примерный конспект индивидуального логопедического занятия представлен в Приложении 3.
Также необходимы домашние занятия с помощью родителей (по заданию логопеда). Их следует проводить ежедневно в виде кратковременных упражнений (от 5 до 15 минут) 2 – 3 раза в течение дня.
Для преодоления дефектов произношения широко применяется дидактический материал. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей.
В случае простой дислалий занятия продолжаются от 1 до 3 месяцев, при сложных – от 3 до 6 месяцев. У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, а у младших школьников – быстрее, чем у старших.0Работа учителя-логопеда осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели.0Этапы работы:
1. Подготовительный этап.
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
1. Подготовительный этап.
Цель – включить ребенка в логопедический процесс.
Задачи:
1. Создание установки на занятия. Адаптировать к логопедическому кабинету, к себе.
2. Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям. Ребенок должен привыкнуть к определенной форме занятия, к необходимости выполнения инструкций логопеда.
3. Развитие психических функций: произвольного внимания, памяти, мышления (аналитические операции, операции сравнения и вывода).
4. Развитие фонематического восприятия.
5. Формирование артикуляторных умений и навыков.0Развитие фонематического восприятия.
На подготовительном этапе проводится работа по развитию слухового внимания и памяти. Главное методическое условие – ребенок не должен произносить дефектный звук.
Необходимо проводить работу над пониманием пространственных отношений (вверх, вниз, в начале, в конце, после, перед). Это подготовка к овладению навыками фонематичического анализа. Формирование артикуляторных умений и навыков.
Задача – овладение совокупностью всех артикуляционных движений и прежде всего, добиться качественного выполнения. Точность, четкость, нормальный темп, достаточный объем, координация, способность к удержанию заданной позы.
Артикуляция – совокупность движений и положений органов речи – губ, языка, необходимая для образования звуков, характерных для определенного языка. Выработка правильной артикуляции нарушенного звука возможна при наличии хорошо сформированной артикуляционной моторики, т.е. умении управлять органами речи и речевым дыханием.
Необходимо научиться напрягать и расслаблять язык, удерживать его в нужном положении, направлять в нужное русло воздушную струю, координировать согласованную работу различных органов артикуляции.
Этой цели служит артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений для губ и языка. Артикуляционная гимнастика призвана в увлекательной форме развить умения ребенка управлять собственными органами речи: языком, губами, нижней челюстью и речевым дыханием.
Требования к проведению артикуляторных упражнений:
1. Выполнение артикуляционной гимнастики должно быть обязательным и регулярным в период подготовки артикуляционного уклада и постановки звука.
2. Важное требование – произвольность и осознанность в 5 – 6 лет. Необходимо ребенка научить контролировать правильность выполнения артикуляторных упражнений. Сначала выполняются по образцу перед зеркалом. Можно помочь шпателем или зондом. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется ребенком безошибочно по просьбе логопеда без зрительного контроля по кинестетическим ощущениям.
3. Не упоминать звук, над которым ведется работа. Создается артикуляторный уклад, логопед просит подуть. Нельзя говорить: скажи «СССС».
4. При дислалии не нагружают ребенка разнообразными артикуляторными упражнениями, выбираются лишь те, которые необходимы для постановки дефектных звуков.
5. Система упражнений должна включать как динамические (на развитие подвижности, ребенок учится осознавать, что губы и язык двигаются и могут принимать различные уклады) так и статические (умение удерживать позу длительное время и соответственно не терять ее при автоматизации) упражнения.
6. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, т.к. при произнесении эти органы взаимодействуют.
7. Упражнения выполняются в умеренном темпе с обязательным зрительным контролем. Желательно, чтобы и ребенок, и взрослый могли находиться перед зеркалом: взрослый показывает образец выполнения
упражнения, ребенок повторяет за ним.
9. Упражнениям дают игровые названия: «Качели», «Лошадка». Движения кончика языка и губ в представлении малыша можно связать с уже знакомыми образами, развивая его воображение и эмоциональную сферу, и превратить непростую работу в увлекательный познавательный момент.
10. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.
11. Когда сформированы движения для одного звука, начинают отрабатывать движения для следующего звука.0Комплекс артикуляционной гимнастики представлен в Приложении 4.
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Цель – сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука.