Файл: Понятие, предмет и функции теории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 564

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязан выполнить по заданию заказчика (физического лица) определенную работу, предназначенную для удовлетворения бытовых или других личных потребностей заказчика, а заказчик обязан принять и оплатить эту работу.

Особенности договора бытового подряда:

- предмет договора предназначен для удовлетворения бытовых или других личных потребностей заказчика;

- заказчиком является гражданин, а подрядчиком — предприниматель (п. I ст. 730 ГК РФ):

- договор является публичным — ст. 426 ГК РФ (п. 2 ст. 730 ГК РФ);

- к отношениям, возникающим по этому договору, применяются законы о защите прав потребителей (заказчик в любое время может отказаться от выполнения договора, оплатив часть установленной цены пропорционально части работы, и возместить подрядчику расходы, произведенные им до уведомления об отказе (п. Зет. 730 Г К РФ).

- подрядчик не вправе навязывать заказчику дополнительные работы или услуги (п. 1 ст. 731 ГК РФ);

- подрядчик обязан предоставить заказчику достоверную информацию о предлагаемой работе до заключения договора, а также о конкретном ее исполнителе, если это имеет значение (п. I ст. 732 ГК РФ). В противном случае заказчик вправе требовать расторжения договора без оплаты его выполнения (п. 2 ст. 732 ГК РФ):

- материал подрядчика оплачивается заказчиком при заключении договора либо полностью, либо в части, указанной в договоре, с окончательным расчетом при получении результата работы (п. 1 ст. 733 ГК РФ). Изменение после заключения договора цены материала, предоставленного подрядчиком, не влечет перерасчета (п. 2 ст. 733 ГК РФ);

- материал заказчика должен быть описан и оценен в квитанции, выданной ему подрядчиком (ст. 734 ГК РФ);

- цена работы определяется соглашением сторон и не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами (ст. 735 ГК РФ);

- работа оплачивается заказчиком после ее окончательной сдачи подрядчиком. С согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса. Подрядчик обязан сообщить заказчику сведения об условиях эффективного и безопасного использования результата выполненной им работы (ст. 736 ГК РФ);

- в случае уклонения заказчика от приемки результата работы подрядчик вправе по истечении двух месяцев со дня письменного предупреждения его продать результат работы, удержать положенную ему сумму, а остаток внести в депозит (сг. 738 ГК РФ).


Договор бытового подряда относится к числу публичных (п. 2 ст. 730), что означает распространение на него режима, установленного ст. 426 ГК РФ.

Для бытового подряда предусмотрен более широкий, чем для остальных видов подряда, набор последствий обнаружения недостатков в выполненной работе (ст. 737). Помимо последствий, предусмотренных ст. 723 ГК РФ (безвозмездное устранение недостатков в разумный срок, соразмерное уменьшение установленной за работу цены, возмещение своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда), заказчик в этом случае вправе выбрать безвозмездное повторное исполнение работ, которое должно рассматриваться как требование о реальном исполнении договора, либо потребовать возмещения понесенных расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами (п. 1 ст. 737).
54) Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, их содержание и особенности

По договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее (п. 1 ст. 769 ГК РФ).

Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ является:

1) консенсуальным – заключение договора происходит с момента достижения сторонами соглашения о его условиях;

2) возмездным;

3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Предмет договора– результат творческого решения исполнителем поставленной научной, технической или технологической задачи. Результат договоров на выполнение НИОКР всегда должен облекаться в вещественную форму – научный отчет (заключение), образец изделия, конструкторская документация и т. д. либо изыскательские работы, либо и проектные, и изыскательские работы, осуществляемые для государственных или муниципальных нужд.

Существенными условиями государственного контракта являются также способы обеспечения исполнения договорных обязательств.

Обязанности государственного заказчика по оплате работ обеспечиваются соответствующими органами государственного управления РФ, субъекта РФ или муниципальным образованием (в зависимости от источника финансирования).



Допустимо применение любых обеспечительных мер, предусмотренных гражданским законодательством: поручительство, банковская гарантия, неустойка и др.

Стороны контракта– государственный или муниципальный заказчик и подрядчик. В качестве государственного или муниципального заказчика могут выступать органы государственной власти РФ и субъектов РФ или орган местного самоуправления, а также получатели бюджетных средств, уполномоченные указанными органами (только бюджетные организации). В качестве подрядчика может выступать юридическое лицо или гражданин, отвечающие требованиям законодательства о размещении заказов.

Форма договора– письменная.

Ответственность сторон государственного контракта имеет некоторые особенности.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязанности, предусмотренной государственным или муниципальным контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБР.
55) Договор возмездного оказания услуг: понятие, содержание, виды.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Договор является:
1) консенсуальным – заключение договора происходит с момента достижения сторонами соглашения о его условиях;
2) возмездным;
3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора возмездного оказания услуг.

Исполнитель (услугодатель):
1) физическое лицо;
2) юридическое лицо, в ряде случаев обладающие специальной лицензией на осуществление конкретного рода деятельности.

Заказчик (услугополучатель):
1) физическое лицо;
2) юридическое лицо.
В качестве предмета договора возмездного оказания услуг выступает полученный заказчиком полезный эффект от совершения исполнителем определенных действий либо осуществления им определенной деятельности. Полезный эффект, полученный заказчиком по договору, носит нематериальный характер и в противоположность договору подряда никогда не выражается в появлении новой вещи или изменении потребительских свойств уже существующей.


Цена– не определяется законодательными актами.
Срок исполнения– определяется по соглашению сторон.

Существенным условием договора возмездного оказания услуг является срок.

Содержание договора составляют обязанности исполнителя оказать услугу, а заказчика – ее оплатить. Обязанность исполнителя может быть конкретизирована путем описания той услуги, которая должна быть оказана, определением места и срока ее исполнения. Без определения этих обстоятельств оказание услуг невозможно, поскольку процесс оказания услуги и ее результат неотделимы.

Права и обязанности исполнителя (услугодателя):
1) обязан оказать услугу, конкретизированную договором с указанием времени и места ее исполнения;
2) имеет право при невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, требовать оплаты в полном объеме, предусмотренном договором;
3) право на компенсацию расходов, фактически понесенных до момента наступления невозможности исполнения;
4) вправе в любой момент отказаться от договора возмездного оказания услуг при условии возмещения заказчику убытков.

Права и обязанности заказчика (услугопринимателя):
1) обязан оплатить предоставленные услуги;
2) компенсировать исполнителю расходы, фактически понесенные до момента наступления невозможности оказания услуги;
3) вправе в любой момент отказаться от договора возмездного оказания услуг при условии возмещения исполнителю убытков.

56. Общая характеристика транспортных обязательств. Транспортное законодательство. Система транспортных договоров. Особенности договора об организации перевозок.

Транспортные обязательства в Российской Федерации регулируются помимо ГК РФ целым рядом нормативных актов, действующих в различных транспортных областях (Воздушный кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Кодекс торгового мореплавания, Устав автомобильных дорог РФ и др.).

Предметом транспортных обязательств является оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанных с перемещением грузов, багажа, пассажиров.

Договоры перевозки можно разделить на два основных вида:


договоры перевозки груза и договоры перевозки пассажира и багажа. Также выделяется договор фрахтования, который имеет особенные черты, сближающие его с договором аренды.

Транспортное обязательство– это обязательство, в силу которого перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа) пассажир или иное лицо обязуется уплатить вознаграждение за оказанные ему услуги.

Будучи естественной монополией, железная дорога остаётся единственным видом транспорта, состоящим в федеральной государственной собственности.

Государственное воздействие на транспортные отношения в целом осуществляется посредством: — государственного регулирования на основе транспортного законодательства и проявления нормотворческой власти государства; — государственного управления, осуществляемого через деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти.

В соответствии с п. «и» ст. 71 Конституции РФ федеральные транспорт и пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации. В компетенцию Правительства РФ входит решение вопроса организации государственного управления транспортом, а также разработка и внесение на рассмотрение законодательных органов проектов федеральных законов о федеральном транспорте и путях сообщения. Организация управления транспортом, не относящимся к федеральному, возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ. На муниципальном уровне управление имеет целью организацию транспортного обслуживания населения, муниципального дорожного строительства, содержание дорог местного значения. К числу федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению государственного управления федеральным транспортом, относятся: • Министерство транспорта РФ (Минтранс России); • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор); • Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);• Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор); • Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация); • Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Основными направлениями функционирования системы управления транспортом являются: — выработка и реализация государственной политики в области транспорта, направленной на удовлетворение государственных нужд, потребностей юридических лиц и граждан в перевозках; — анализ состояния транспорта в России, разработка стратегии его развития, разработка и реализация федеральных транспортных отраслевых программ; — государственное регулирование,